Feb 13, 2015 22:49
У современных детей есть то, чего не было у нас, когда мы были маленькими - возможность перематывать мультики!
Они умеют включать следующий, если этот не нравится, возвращаться и пересматривать одно место снова и снова.
История рассказанная в мультфильме превращается в нечто, по которому теперь можно перемещаться. Она теряет волшебство существования "здесь и сейчас" и становится объектом для активного изменения. Мультик теперь можно перенести в другое место или посмотреть в другое время, разорвать на части, сократить, удлинить, он буквально становится пластической средой. Мультфильм больше не имеет той безграничной власти, которая была у него еще пару десятилетий назад.
Когда-то мы ждали мультиков по пол-дня. Мы засекали минуты и часы в ожидании, когда в телевизоре покажут это чудо из чудес, долгожданный глоток удовольствия в мире серой однообразной скуки. Среди яркого и ослепительного детства, когда каждая минута приносит новые впечатления и эмоции, мультфильмы были еще более яркими переживаниями, они буквально затмевали собой все. Мультфильмы были мифы рассказанные великими создателями, которые сами по себе уже были выше чем любой другой человек. Возможно, эти таинственные авторы по своему влиянию даже могли соперничать с главными авторитетами того времени - нашими родителями.
И вот опять все изменилось. Недосягаемые, всемогущие когда-то мультфильмы превратились в объект, с которым можно делать все, что захочешь. Их можно взять, как игрушку, сломать, разобрать или соединить в другом порядке.
Дети получили доступ к управлению этими мифами, но пока лишь на простом уровне - переставлять части. И это только начало. Все инженерные прорывы и изобретения когда-то начинались с "разобрать" и "посмотреть что внутри".
Тайное становится явным и постепенно теряет свою неприкосновенность.
Красная полосочка ютюба неожиданно становится лучом, который освещает темноту, бегунок перемотки - занавесом отделяющим "алтарную часть" от прихода. Отныне миряне получили ключ от "святая святых", и чем дальше, тем еще более непредсказуемыми будут результаты этого эксперимента.
В наше время дети не смотрят то, что им дают родители, а сами выбирают из списка "подобные видео". И проследить за этим очень сложно. Надо буквально сидеть рядом и хватать за пальчик, который вот-вот тыкнет в ссылку. Теперь они могут пересматривать любимые моменты по-нескольку раз. Не дожидаясь развития сюжета они перематывают на середину и потом в конец, чтобы посмотреть чем все закончится.
Когда-то похожая революция уже происходила - это был переход с устного пересказа преданий бабушек и дедушек на текст. Получив в руки книгу человек получил возможность пролистать историю взад и вперед. Кто из нас тайком не заглядывал на последние страницы книги?! После изобретения книгопечатания человечество испытало невиданный толчок к развитию. Что еще так сильно изменило наш мир, как изобретение книг?! Буквально все что мы имеем сейчас в науке стало возможно благодаря изобретению текста и возможности его копировать.
Когда мы читаем книгу, нам приходится "переводить" ее в язык образов внутри собственного мозга. В нашу голову входит полуфабрикат, который потом "испекается" разумом до состояния впечатлений, звуковых и визуальных образов.
Во время просмотра видео роликов процесс чтения и "расшифровки текста" взял на себя экран. Теперь это поток, который течет сам по себе. Больше не надо ничего делать, кроме того, чтобы внимательно следить за движущимися картинками. Сигнал проходит напрямую в мозг, минуя большую часть аппарата отвечающего за воображение. Это похоже на то, как если бы мы глотали пищу не пережевывая.
Теперь сам сигнал и есть набор образов. Мы принимаем внутрь то, что было создано кем-то специально для нас. Как дрожащие птенцы мы принимаем пищу из клюва птицы-мамы.
И вот, похоже, стоим на пороге таких изменений, о масштабе которых не могли и думать. Нечто великое произойдет с нашими детьми совсем скоро и мы сможем осознать это лишь постфактум. Благодаря возможности активного просмотра роликов на экранах устройств мы создаем нового человека.
Наш ребенок получил доступ к реке образов и, если раньше он сидел на ее берегу и наблюдал за непрерывным течением и рябью волн, то сейчас он учится поворачивать ее вспять.
Дети получили в руки инструмент монтажа собственных впечатлений. Перематывая и комбинируя разные мультфильмы они учатся переплетать те нити, которые еще совсем недавно были единственным канатом, той лианой, на которой мы в ужасе висели над бездной. В ужасе от того, что вот-вот и мультфильм закончится, а следующий будет только в восемь тридцать в передаче "Спокойной ночи малыши". Мы боготворили эту нить, как свое спасение, а спустя двадцать лет плетём из множества таких нитей целое полотно.
Дети начинают комбинировать между собой реки впечатлений и совсем скоро они создадут новую ткань. Это будет ткань впечатлений и, в отличие от одного мультфильма идущего от начала к концу, который можно условно назвать одномерным впечатлением, они научатся создавать двумерные. Образы приобретут новое измерение. Это не будет 3д, а всего лишь 2д. Но это только начало. Этой тканью теперь можно укрываться и делать из нее одежду или другие объемные фигуры. Новое полотно образов позволит нашим детям самим формировать то, во что они одеты с точки зрения полноты впечатлений.
Это больше не будет подачка со стола взрослых, но активное участие в создании самих себя. Наши дети, когда вырастут сделают больше, чем мы можем себе представить. Они выйдут за границы нашего разума и продолжат свое движение. А мы будем наблюдать и радоваться их открытиям.
Это станет возможным благодаря тому, что мы когда-то дали им в руки айпад или ноутбук, а они сами нашли там мультик и запустили его, потом другой и далее до бесконечности. Мы хотели только одного - отвлечь их на какое-то время, чтобы они не дергали нас, а тихо посидели в своей комнате. Но мы не ожидали, что в этой тихой комнате, в полумраке будет происходить медленное, планомерное, безмолвное создание нового мира. Где человек сам создает свои впечатления. И степень их яркости и глубины больше не зависит от других, а всецело является продуктом самого человека.
папавшоке