К счастью (или к несчастью), я не сталкивался с "такой" реакцией в России. Думаю, что все-таки к счастью. Можно считать это комплиментом моей френдленте и "Ленте.ру". Но, учитывая распространенные сейчас в России настроения (разнообразную ксенофобию и заочную ненависть ко всему, что пользуется уважением на Западе, хотя бы просто из принципа "друг моего врага"), а также нашу давнюю склонность "исправлять карту звездного неба" и иметь свое мнение, отличное от общепринятого, по всем вопросам, даже по тем, в которых мы ничего не смыслим, неудивительно, по-моему, что такая реакция распространена.
Кажется, можно не сомневаться, что человечество запомнит Манделу как великого человека. А наших ксенофобов забудут спросить. По-моему, это утешительная мысль.
Согласен. Самый громкий и одиозный пример такой реакции - выступление Латыниной на "Эхе". Меня больше всего насторожило, что реакция исходит от людей вполне либеральных взглядов, вовсе не зацикленных на ксенофобии. Это серьезный повод задуматься, имхо.
Насколько я понимаю, Латынину можно лишь с большой натяжкой называть человеком либеральных взглядов. Пару лет назад в "Новой газете" она опубликовала манифест почти фашистский, Вы не читали? В нем она, в частности, оправдывала испанских и прочих колонистов, а о покоренных ими народах отзывалась с презрением.
По-моему, прежде всего, Латынина - неадекватный и озлобленный человек, страдающий манией величия. Она привыкла считать всех говном, а себя и своих немногочисленных единомышленников - избранными. Стоит ли удивляться, что она готова считать чернокожее население ЮАР говном, а его немногочисленных притеснителей времен апартеида - своими единомышленниками.
Не может у нас быть никакого апартеида. Для него нет идейного обоснования, который мог бы иметь корни в русской культуре и истории. Всегда жили вместе.
Гм... Фигура чужака, от которого надо отгородиться стеной, вполне себе укоренена. Яркий пример - "проблема мигрантов" (явно надуманная) и практики их сегрегации. Еще более яркий пример: жители Тверской области относятся к московским дачникам точно так же, как москвичи к кавказцам или таджикам: http://oleg-dubov.livejournal.com/353447.html (историю с Фарбером в этом тексте можно вынести за скобки).
Тут тонкое дело... Одно дело, когда есть нервная реакция на нарушение пространства (а русское пространство есть особая категория в русском менталитете, даже основная), и совсем другое - когда принимаются установления, узаконивающие такое разделение. Второе - это совсем не русский способ действовать, тем более при наших законах и отношении населения к ним... В общем, это не короткий разговор. Одна надо сказать: эксцессы возникают только как таковые. И проходят немедленно после того, как их причина ослабевает (даже не исчезает!). Обратите внимание, кстати, на то, что в Вашем примере никакой этнонаправленности нет: тверичи хреново относятся к москвичам, т.е., к людям той же национальности, и именно потому, что они ведут себя не так.
Говоря о запросе на апартеид, я имел в виду запрос на конструирование чужаков и удаление их с глаз долой. Разумеется, причины и механизмы его иные, чем в ЮАР. Я с Вами согласен в том, что искомый русский "апартеид" не обязательно связан с этничностью и с расой. Кроме того, он (в отличие от ЮАР) явно не предполагает строгих юридических механизмов для поддержания (с ними в России вообще плохо). Но сейчас мы видим, как юаровский апартеид выступает как "российская мечта", и это заслуживает внимания.
Знаете, Алексей, я последние десятилетия был вроде как при здешних социологах и специалистах по особенностям общественного мнения и общественных представлений. Так вот, про что я точно понял, так это про невозможность по исследованиям общественных взглядов судить о возможных действиях носителей этих взглядов. В это трудно поверить, но это так. Такая фантастическая черта национального характера
( ... )
Боюсь, что и тут дело обстоит обратным образом. Повлиять на общественное сознание на самом деле крайне трудно, если оно к этому не готово. Из всего, что несут СМИ, становятся общественной силой только те, которые содержатся, так сказать, в общественном подсознании. Остальные просто пропадают. Поэтому удачливые журналисты - это те, которые интуичат не политический расклад, а особенности народного сознания.
К счастью (или к несчастью), я не сталкивался с "такой" реакцией в России. Думаю, что все-таки к счастью. Можно считать это комплиментом моей френдленте и "Ленте.ру". Но, учитывая распространенные сейчас в России настроения (разнообразную ксенофобию и заочную ненависть ко всему, что пользуется уважением на Западе, хотя бы просто из принципа "друг моего врага"), а также нашу давнюю склонность "исправлять карту звездного неба" и иметь свое мнение, отличное от общепринятого, по всем вопросам, даже по тем, в которых мы ничего не смыслим, неудивительно, по-моему, что такая реакция распространена.
Кажется, можно не сомневаться, что человечество запомнит Манделу как великого человека. А наших ксенофобов забудут спросить. По-моему, это утешительная мысль.
Reply
Reply
По-моему, прежде всего, Латынина - неадекватный и озлобленный человек, страдающий манией величия. Она привыкла считать всех говном, а себя и своих немногочисленных единомышленников - избранными. Стоит ли удивляться, что она готова считать чернокожее население ЮАР говном, а его немногочисленных притеснителей времен апартеида - своими единомышленниками.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
В общем, это не короткий разговор. Одна надо сказать: эксцессы возникают только как таковые. И проходят немедленно после того, как их причина ослабевает (даже не исчезает!).
Обратите внимание, кстати, на то, что в Вашем примере никакой этнонаправленности нет: тверичи хреново относятся к москвичам, т.е., к людям той же национальности, и именно потому, что они ведут себя не так.
Reply
Reply
Reply
Reply
Повлиять на общественное сознание на самом деле крайне трудно, если оно к этому не готово. Из всего, что несут СМИ, становятся общественной силой только те, которые содержатся, так сказать, в общественном подсознании. Остальные просто пропадают.
Поэтому удачливые журналисты - это те, которые интуичат не политический расклад, а особенности народного сознания.
Reply
Reply
Reply
о, ещё один - танцует на костях русских, убитых инородцами, и глумится над изнасилованными и изувеченными ими.
Reply
Reply
Leave a comment