Я набросал аннотацию выступления на конференции по философии науки (
http://kosilova.livejournal.com/404122.html#cutid1)
И сразу вопрос к знатокам: какие случаи использования философских терминов биологами при обсуждении биологических проблем (помимо «онтологического статуса таксона» или «фальсифицируемости кладограммы») вам известны? (Речь не идет
(
Read more... )
Comments 58
А вообще, с возвращением! Рада, что работа была продуктивной.
Reply
Рад буду тебя видеть на днях! Ты ведь будешь на линнеевской конфе?
Reply
Тоже буду рада!
На Линнейке я буду, хотя и не так много, как хотелось бы - на эти дни почему-то феноменально много других дел приходится.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Споры про разграничение существа и вещества - это здорово! Но ведут ли их биологи? Подобную постановку вопроса я не встречал. Могли бы Вы ссылку дать?
Reply
Reply
Это верно. Но меня заинтересовали именно те случаи, когда философия не только "вкладывается", но и проговаривается философским языком. Тут возникают забавнеы вещи. Например, дискуссии про онтологический статус таксона практически воспроизводит многие темы, которые появлялись с проблемой сущего и существования в схоластике.
У кажлого автора она своя, и что самое печальное, биологи обычно не дают себя труда вытянуть из себя и обсуждать эти неявные философские основания своих подходов так как они обсуждают собственно биол.факты.Но их не так-то легко вытянуть и обсудить. И именно для этого имеет смысл знакомить биологов с философией (под которой я понимаю набор определенных мыслительных техник, ничего больше ( ... )
Reply
Reply
Reply
Недавно читал статью Панова Е.Н. "Эмпирический факт и его трактовка в этологии" - сама проблема интерпретации факта тоже ведь вроде относится к разряду философских? По крайней мере можно вывести на философию.
И позвольте спросить - почему глобальный эволюционизм Вы называете "мировоззренческим доктринерством"? Я этого не очень понимаю. Ведь в любом случае в научной работе используется именно этот подход; ученый может иметь свои религиозные взгляды, но, так сказать, со стороны-то этого не должно быть заметно? Не знаю как сказать точнее. Или что, в курсе философии прямо навязывается атеизм?
Reply
Именно так: в следующем году попробую повторить :) Правда, деревенских ласточек я в ЮАР не видел - только городских. Вообще, я там немножко пофотографировал птиц - возможно, скоро вывешу фотки.
Недавно читал статью Панова Е.Н. "Эмпирический факт и его трактовка в этологии" - сама проблема интерпретации факта тоже ведь вроде относится к разряду философских?
Спасибо, пример совершенно в тему! Надо будет статью почитать.
И позвольте спросить - почему глобальный эволюционизм Вы называете "мировоззренческим доктринерством"? ... Ведь в любом случае в научной работе используется именно этот подход; Во-первых, потому, что "глобальный эволюционизм" претендует на построение антропологии во всей полноте, то есть не только учения о теле человека, но и обоснования этики и духовной жизни. В научной работе используется не ГЭ, а теория эволюции (=ГЭ минус антропология ( ... )
Reply
Хм. А Карри-Линдал пишет, что в Южной Африке деревенские по численности превосходят всех остальных, а городские, напротив, в большом числе нигде не встречаются (что непонятно, т.к. в Африку улетает огромное число этих птиц; предполагается, что они почти все время проводят на очень большой высоте, и с земли их не видно). Впрочем, наверное еще много зависит от особенностей конкретной территории... Ктати, оказывается, в Африке обитает еще 39 видов своих, аутентичных ласточек. Сила.
Во-первых, потому, что "глобальный эволюционизм" претендует на построение антропологии во всей полноте, то есть не только учения о теле человека, но и обоснования этики и духовной жизни. В научной работе используется не ГЭ, а теория эволюции (=ГЭ минус антропология). А вот Вы давеча говорили, что наука может изучать решительно все что угодно. Почему же нельзя исследовать биологические основы этики и духовной жизни? И это совсем не ( ... )
Reply
Честно говоря, я не проверял тамошних ласточек по определителю. Вполне возможно, что они относятся к одному из 39 видов. Но они очень похожи на городских и явно отличаются от деревенских.
Почему же нельзя исследовать биологические основы этики и духовной жизни?
Исследовать можно, на здоровье. Но ГЭ утверждает, что у человека во всей полноте (с этикой и духовной жизнью) нет других основ, кроме биологических (точнее, естественнонаучных). Почувствуйте разницу!
Речь идет о поиске ЕСТЕСТВЕННЫХ причин всего, что наблюдается в мире, и эволюция - в большинстве случаев единственно возможное естественное объяснение. Так почему бы не использовать его - что в этом ненаучного?В этом нет ничего ненаучного - но такой подход ущербен чисто философски (философия - это если и наука, то наука совершенно другого рода, нежели естествознание). Этот подход исходит из того, то эволюция есть. ( ... )
Reply
Leave a comment