Национальный вопрос.( Из письма Айдеру Муждабаеву)

Oct 29, 2013 00:44

Уважаемый Айдер, прочитал ваш пост на Эхе « Начать с себя», и сразу решил начать. Ну, само собой с себя, с кого же еще. Тем более, в вашем описании я себя узнал почти один в один - « свободомыслящие интеллигенты, которые вдруг крайне озаботились "проблемой мигрантов". Да, да, и белые ленты, и проблемы сирот, все сходится. Правда темой о «незваных гостях из Азии и с Кавказа» озаботился я не сегодня, и не вдруг, но это уже нюансы.
Айдер, вот что интересно отметить, картинки из нашей жизни вы подмечаете довольно точно, и вопросы ставите правильные, а вот выводы делаете какие-то кривые. Даже удивительно. Вы конечно человек еще довольно молодой, но уже не очень, тем более в большой газете работаете, стало быть, некоторый жизненный опыт должны иметь. Хотя конечно всякое бывает.
Ну да ладно, позволю себе поделиться некоторыми соображениями по поводу вашей заметки.
Вот они гости, кто там из Азии, кто с Кавказа не всегда разберешь. Да, их много, да раздражают, да не вписываются, это правда. Но при чем тут культурный код? Лично я культуру народов Азии и тем более Кавказа, очень даже высоко ценю, и уважаю. Я охотно верю, что в историческом плане народы Азии значительно культурнее, чем всякие там славяне. Астрономия, геометрия, философия, даже медицина. Почему нет? Мне совершенно не жалко. Не хотелось бы вас огорчать, но на наших гостях культурного кода не читается. Вообще никакого. Культурные различия в глаза не бросаются, потому что их практически нет. И внешний вид у них особо от местных не отличается. У нас, слава Богу, достаточно татар, или скажем евреев (куда же без них), которые, когда возвращаются с загородного корпоратива, внешне от таджиков не сильно отличаются.
Проблема с внешним видом конечно имеет место быть, но она не в национальных особенностях, а в том что наши гости обычно ходят в грязной одежде, и при этом от них не очень хорошо пахнет. Айдер, а знаете почему? Нет, не потому, что у них другой культурный код, а потому что им мыться негде. Но об этом чуть позже.
Теперь о чистоте русского языка. Когда ко мне с вопросом обращается зарубежный гость, даже на плохом русском языке, я сразу испытываю к нему уважение. И неважно, немец он или узбек. Человек учил мой язык, и может что-то сказать по русски. Я вот например, по немецки немного могу, а по узбекски вообще ни как. А он может. И кто из нас культурнее? Тут проблем нет. А вот если кассир, или продавец в магазине говорит неправильно, это уже напрягает. Глухонемой кассир в АШАНе не напрягает совсем, а плохо говорящий напрягает. Пошел работать с людьми - учи язык. Вопрос скорее к работодателям, но все равно напрягает. А еще очень сильно напрягает, когда человек десять на задней площадке в автобусе что-то громко обсуждают на непонятном языке. И при этом на тебя поглядывают как-то совсем не добро. А скоро конечная, и чего у них на уме? Ну ладно, я здоровый с виду мужик(хотя и в очках), давно живу, много видел. А если молодая девушка одна на задней площадке, а они на нее смотрят и ржут. Айдер, так бывает, я не выдумал. Согласитесь, тут уже появляется некоторая языковая проблема. Хотя они просто смотрят, и ржут. И когда это происходит на моих глазах, у меня самопроизвольно возникают некоторые "негативные обобщенные оценки". Только не надо напоминать, что местные ведут себя не лучше, а еще напиваются и лезут драться. Это правда, но мы про них все знаем с детства, понимаем что они говорят, и примерно представляем ,что с ними делать. И вообще это другая тема.
Важно отметить, что первые мигранты ехали к нам с очень неплохим русским. Учили в школе, в техникумах, в ВУЗах, многие работали в РФ, по телевизору постоянно слышали русскую речь. Без приличного знания языка просто боялись ехать. Первые два таджика с которыми мне пришлось иметь дело, примерно десять лет назад, по русски говорили свободно и без акцента. Один оказался учителем математики, а другой артистом, консерваторию закончил в России. Теперь все совсем по-другому. Русский язык большинству уже практически и не нужен.
Айдер, если вы заметили, я без истерики. Более того, у меня со всеми знакомыми таджиками( у нас на Урале в основном таджики) хорошие отношения. Улыбаюсь, да, и помогаю чем могу. И даже даю денег в долг, представляете? У них весной всегда проблемы с деньгами, но я точно знаю, что отдадут. Обязательно отдадут, тут у них код правильный. И подонков среди них наверно даже меньше, чем среди нас, местных, но это ничего не меняет. Проблема не в этом, не в национальности, и даже не в том, что они мусульмане и баранов режут.
Проблема в том, что они у нас не живут нормальной человеческой жизнью. И дело как раз в тех условиях, в которые они здесь попадают. Работа для них есть, а всего остального нет. Нет квартир, за доступные деньги, нет общежитий. Абсолютное большинство трудовых мигрантов живут реально в нечеловеческих условиях. Недостроенные дома, сараи, гаражи, бытовки. Без воды, без возможности помыться, постирать свои вещи, без условий для человеческого сна, на простыне, с подушкой и одеялом. И при этом они работают по 12-16 часов в день. И если встречаешь этих гостей вечером, когда они изможденные и грязные идут с работы на ночлег, улыбаться им не рекомендуется, могут не правильно понять.
А еще, они по полгода, а то и больше, живут без семей. Без детей, без родителей. Без жен. А молодые, здоровые парни без девушек, и без возможности с кем ни будь познакомиться (работа без выходных, и помыться негде), и это еще отдельная проблема.
А бытие, оно определяет сознание, слыхали нет? Когда человек живет в скотских условиях, то он довольно быстро превращается в скотину. А у меня дочь иногда поздно домой возвращается. И не только у меня. Тут не до улыбок. И мне совершенно без разницы, кто эти люди по национальности. Если вдруг понаедут абсолютно православные русские, скажем с дальнего востока, будут тут жить в сараях, и ходить по городу злые (хотя бы, потому что грязные), лично мне легче не будет. И когда я в белой рубашке и чистых ботинках, где ни будь с ними пересекусь, то они явно не будут испытывать ко мне теплых чувств. А могут и в дыню зарядить, чисто от обиды. Тут уже, некоторым образом, образуется классовая ненависть. Как бы в одной стране, в одном городе, две разные цивилизации. Местные в благоустроенных квартирах, и мигранты в скотских условиях, со всеми вытекающими последствиями. Вот это и напрягает. Сегодня эта классовая проблема имеет национальное лицо, но делать вид, что ее нет, потому как это национализм, и дискриминация, по меньшей мере глупо.
И вот что я, Айдер думаю, ежели мы прекратим стыдный треп на эту тему, и даже начнем мигрантом изредка улыбаться, ничего у нас постепенно в норму не придет. И дело не в высокомерии и не в разрезе глаз. Само это не рассосется, и не образуется, потому как эти гости не вливаются в наше общество, и даже не особо к этому стремятся. Все происходит ровно наоборот. Они, как правило, едут сюда не жить, а зарабатывать. Заработать как можно больше, и за минимальное время. При этом потратить на себя как можно меньше. Слишком велика ценность заработанных денег. Все надо отправить домой, потому что там на эти деньги можно сделать много, а жить они все равно собираются там. Здесь выживать, а там жить. Строить дома, играть свадьбы, это все там. А здесь грязный тюфяк, сырой подвал, и баня раз в две недели. И пока их было мало, их образ жизни был только их делом. Но их уже действительно много, и теперь это уже и наше дело. Мигранты уже везде - на улице, на дороге, в магазине, в маршрутке, во дворе, и да, даже в садике. И уже невозможно делать вид, что их нет. Они есть, и реально влияют на нашу жизнь. Их много, и становится все больше. И если мы будем терпеливо ждать чем это все закончится, то закончится это плохо.
Ну да ладно, ответ немного уже затянулся, а тема еще совсем не раскрыта. Поэтому продолжение следует.
С интернациональным приветом.
Previous post Next post
Up