Jan 22, 2013 03:28
Общественность Южной Осетии несколько встревожено наблюдает за активизацией контактов неправительственных организаций республики с грузинскими и западными НПО. В первую очередь, речь идет о встречах в формате «Точка зрения», где со стороны Южной Осетии роль первых скрипок играют бывалые нпошники Лира Цховребова, Дина Алборова и Коста Дзугаев. Это конечно не первый проект, реализуемый осетинскими НПО совместно с грузинскими после августа 2008 года, но «Точка зрения» отличается от всех прочих своим представительным составом. В каждой встрече принимают участие чиновники среднего звена, руководители научных и образовательных учреждений, СМИ, представители различных слоев общества. Фактически мы наблюдаем создание этакой неформальной площадки для диалога параллельно с официальными Женевскими дискуссиями. Предпринимаются также попытки расширить формат, добавив в него участников из других стран, в первую очередь из России. Так в последней встрече в Ереване участвовал российский эксперт Александр Скаков.
Все последние встречи в формате «Точка зрения» вызывают нешуточную реакцию в югоосетинском обществе. Причина - обсуждаемая тематика, много вопросов вызывает целесообразность существования такого рода форматов вообще.
Предыдущий скандал после встречи в Стамбуле был вызван появившимися публикациями грузинских участников, которые сообщали, что вместе с югоосетинскими участниками обсуждали вопрос моратория на обсуждение статуса Южной Осетии. Поскольку никаких внятных опровержений со стороны югоосетинских участников не последовало, общественность республики отреагировала на эту информацию достаточно жестко отрицательно.
К следующей встрече в Ереване организаторы и участники проекта, похоже, подготовились более основательно. Сама встреча прошла максимально закрыто, видимо грузинских участников также предупредили избегать излишне оперативного освещения сего действа. Вернувшись в Южную Осетию югоосетинские нпошники устроили целый информационный «наезд» своими публикациями и интервью, оправдывая себя и обосновывая необходимость регулярных тусовок с грузинами и функционерами западных фондов. Но лучше бы они молчали.
Коста Дзугаев - за последнее время позиционирующей себя как главный «объединитель» Южной и Северной Осетии, в своих комментариях поставил под сомнение внешнеполитическую линию, проводимую в жизнь руководством республики, как нынешним, так и прошлым, по отношению к Грузии. Она заключается в исключении каких-либо отношений с этим государством до признания ею независимости РЮО, геноцида осетинского народа, подписания соглашения о неприменении силы и компенсации ущерба, нанесенного Южной Осетии. Эта позиция безусловно поддерживается всем обществом, выступающим против каких-либо уступок Грузии. В этой ситуации слова Дзугаева, который теоретически должен быть больше заинтересован в развитии отношений между РЮО и Россией ввиду озвучиваемых им громких лозунгов, выглядят странно. В частности вот что говорит философ и нпошник в одном лице: «Очевидно, что данная установка отражает утвердившийся в действующем югоосетинском руководстве курс на максимальную изоляцию от Грузии. Трудно сказать, является ли в настоящее время такая политическая практика реализацией московских рекомендаций, но по опыту прежних лет обычно это бывало проявлением слабости отдельных чиновников, избегающих борьбы за интересы республики, что называется, лицом к лицу». Вот так, ни много, ни мало. Многоликий Коста этими словами предлагает властям РЮО отказаться от каких-либо предварительных условий, о чем, кстати, так мечтают в Тбилиси, и начать развивать отношения с Грузией. В противном случае по версии Дзугаева, власти Южной Осетии либо марионетки Кремля, либо слабаки и трусы. Встает резонный вопрос - за объединение с каким государством выступает бывший госсоветник Эдуарда Кокойты?
Не менее многозначительные перлы содержатся в интервью Лиры Цховребовой югоосетинскому информагентству «Рес»: - «В Ереване работа шла в очень напряженном режиме. Речь шла о перспективах открытия границы между Южной Осетией и Грузией. Грузинская делегация постоянно говорит о необходимости открытия дороги. Да, мы согласны, но только после того, как будет аннулирован закон об оккупированных территориях Грузии. Только после этого». Это что же получается - грузины со своей стороны убирают все ограничения для передвижения людей и грузов через границу с РЮО, параллельно еще Южная Осетия также открывает Транскам и границу и «пошла плясать губерния» - вся приграничная зона Южной Осетии мгновенно превратится в танцплощадку для всякого рода контрабандистов, наркоторговцев, террористов и прочих преступных элементов. Достаточно лишь напомнить о том, что через Грузию пролегает один из маршрутов поставки афганских наркотиков. Кроме того, это одна из главных транзитных стран для исламских радикалов, действующих против России на Северном Кавказе. Сейчас от всей этой своры население Южной Осетии надежно защищает система пограничной охраны, выстроенная российскими пограничниками за последние несколько лет. Но если граница будет открыта, то трудно представить, что может помешать вышеперечисленной своре проникать на территорию республики. Или может Лира энд компани широкой грудью станут на их пути, взывая к их «гражданской» позиции?
Многие могут сказать, что не следует преувеличивать значение такого рода нпошных тусовок. Однако отличие этого формата от других - в явно выраженной тенденции к расширению и проникновению во внутриполитическое поле Южной Осетии. Цитируем снова ту же самую Лиру Цховребову: - «Наша делегация также работала над тем, чтобы проект Калифорнийского университета по виртуальному обучению конфликтологии был реализован с югоосетинскими студентами. Т.е. мы ищем любые точки соприкосновения, чтобы помочь в деле созидания, возрождения нашей республики». Как видно аппетит приходит во время еды, налицо явная тенденция к более массовому вовлечению широких слоев населения и прежде всего молодежи, в проекты западных фондов.
Надо бы спросить многоуважаемую Лиру Цховребову, каким образом виртуальное обучение югоосетинских студентов конфликтологии может помочь в деле возрождения республики. Никак. Зато это может помочь кое-кому кое в чем другом. Обычно обучение конфликтологии западные преподаватели, то бишь фасилитаторы, начинают с активного внедрения в сознание слушателей искусственных конфликтологических схем, как мантру повторяя, что любой конфликт может быть урегулирован исключительно лишь с учетом потребностей всех сторон и прочую дребедень. Главный мессидж сводится к необходимости взаимных уступок. И никто из западных конфликтологических «гуру» в ходе подобного рода курсов не говорит, что ни один конфликт в мире не был урегулирован на основе этих высосанных из пальца теорий. Самое интересное начинается с проецирования искусственных схем на реальную ситуацию в грузино-осетинском противостоянии. Возникает вопрос, а в чем же должны уступить осетины - в своем суверенитете? В своем законном праве требовать признания геноцида и компенсации за нанесенный ущерб? Забыть о пролитой крови и тысячах погибших в обмен на обманчивые посулы со стороны Тифлиси?
Как видим, нпошные тусовки не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. К тому же в числе спонсоров проекта «Точка зрения» значатся Госдеп США и USAID, изгнанный из России. Что же касается любимого козыря югоосетинских нпошников о том, что в данном проекте в качестве наблюдателей участвуют представители многих стран, и они доносят до них правду о позиции Южной Осетии, то это, мягко говоря, преувеличение. В основном во встречах формата «ТЗ» принимают участие представители американских и британских фондов, посольства США и Великобритании, то есть стран, чьи спецслужбы играли и играют наиболее активную роль в поддержке Грузии против Южной Осетии и России. Достаточно привести те факты, когда в 2004-2008 годах под видом сотрудников западных фондов и нпошников, британские офицеры информационной войны, в свое время участвовавшие в информационном обеспечении операции «Буря в пустыне», помогали грузинским спецслужбам организовывать информационные акции против Южной Осетии.
Для таких спецов выступления и разговоры югоосетинских участников не шанс услышать хорошо известную им правду о ситуации вокруг Южной Осетии, а способ получения информации от представителей самых различных слоев населения РЮО, начиная от чиновников и научных кругов и заканчивая жителями сел. Конечно же, почему бы им не поучаствовать в проекте, где у них еще будет такая возможность для анализа ситуации в республике?
Дина Алборова,
Лира Цховребова,
Точка зрения,
НПО,
Коста Дзугаев