Главный герой «Дневников Мусана» Пака Чжунбома - северокорейский эмигрант, живущий в Сеуле. Он обитает в каких-то чудовищных трущобах вместе с другом - таким же эмигрантом, который, однако, отличается хитровыебанностью. Друг организует поставку денежных переводов в Северную Корею через Китай, и берет за это с доноров огромную комиссию. Главный герой расклеивает нелегальные афиши, а по вечерам работает официантом в караоке-баре. Помимо этого он регулярно и довольно ощутимо получает по лбу от местных гопников. Причем ни разу не пытается вломить им, хотя в принципе может. Он вообще довольно смиренно переносит существование в роли ничтожества - его не берут на работу, а если берут, то могут уволить в любой момент без объяснения причин, за человека его не держит даже друг-эмигрант.
На таком благодатном материале какой-нибудь европейский режиссер средней руки уже давно бы снял забубенную социалку и с чувством выполненного долга поехал бы на Берлинский (ну или при плохом раскладе Московский) кинофестиваль. Пак Чжунбом социальной стороной вопроса увлечен в меру, поэтому работает гораздо тоньше. Где надо включает Дарденнов, в другой раз - румын, затем - «Рокко и его братьев».
«Дневники Мусана» вообще изумительно устроены - пока зритель следит за перипетиями тяжелой жизни главного героя, Пак как бы мимоходом задает вопрос - а за что ему все это? «Что я делаю не так?» - спрашивает герой у девушки, работающей вместе с ним в караоке-баре и просящей не подходить к ней, когда они видятся в местной протестантской церкви. Впрочем, вопрос герой задает даже не девушке - понятно, что обращен он по большей части к высшим силам, с которыми у персонажа давние счеты.
Эти отношения с высшими силами ближе к финалу становятся магистральной линией фильма. Единственная сцена переворачивает смысл фильма с ног на голову - наш смиренный и положительный парень еще до эмиграции из провинции Мусан насмерть забил человека. И он, конечно, знает за что ему все это - всю свою новую жизнь он по-мазохистски посвящает искуплению греха. Но поддержки не встречает даже в церкви, показанной как средоточие лицемерия.
Единственное существо, которое испытывает к главному герою положительные чувства - подобранный им на улице щенок (главная мимими-собака года в кино). Щенок - это, понятно, подарок судьбы, которая при первой же возможности забирает свои дары. «Дневники Мусана» - это жестокое высказывание о том, насколько насмешливым и бессмысленным бывает Провидение. В финале фильма герой совершает единственный проступок - он ворует у своего соседа-эмигранта деньги (которые, впрочем, тоже были ворованные). Через несколько минут он найдет мертвого щенка, лежащего посреди оживленной трассы.
Как и все лучшие корейские фильмы «Дневники Мусана» по ходу действия несколько раз мутируют - из социальной комедии они превращаются то в мелодраму, то в криминальную драму, а в последние 15 минут и вовсе в высокую трагедию.
Тут стоит сказать несколько слов о режиссере. Пак Чжунбом - выходец из бедной корейской семьи, работал ассистентом у Ли Чандона на съемках «Поэзии». Чтобы снять «Дневники Мусана» он занял 100 тысяч долларов у друзей. На кино ушли ровно эти 100 тысяч. Сейчас он готовится к съемкам своего второго полного метра - за счет денег, полученных от «Трайбеки» и фестиваля в Роттердаме. Фильм (как и «Дневники Мусана») будет основаны на реальной истории - Пак хочет снять историю про своего друга, который при необъяснимых обстоятельствах покончил жизнь самоубийством.
В западной кинопрессе в последние месяцы неоднократно приходилось видеть заметки о том, что мир ждет от Южной Кореи «новой волны». Из разговора с Чжунбомом мне сложно было понять, дождется ли. Но в любом случае это имя стоит запомнить. А «Дневники" придется ловить исключительно в торрентах, и явно без русских субтитров. Но ловить тоже нужно обязательно.
Click to view