Во избежание разночтений начнем с определения:
Государство - это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных, использующая эти преимущества для предоставления общественных благ.
Несколько комментариев к определению:
1) Государство может и не применять насилие. Более того, часто государство функционирует тем эффективней, чем меньше насилия оно применяет. Сравнительные преимущества государства в осуществлении насилия, о которых известно людям, удерживают их от попыток самим применять несанкционированное государством насилие.
2) Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный сбор, взимаемый с людей и огранизаций. Государство имеет возможность собирать налоги именно потому, что в силах принудить людей платить их, ибо обладает перед ними сравнительными преимуществами в осуществлении насилия.
3) Общественные блага - блага, для которых отсутствует как исключительность доступа, так и конкурентность при потреблении. Классическими примерами общественных благ, которые государства предоставляют подданным практически с момента их возникновения, являются защита населения страны от угрозы внешней агрессии, а также спецификация и защита прав собственности. Это минимум. Реальные государства обычно предоставляют более широкий круг общественных благ.
Что такое государство, мы в общих чертах уяснили, и теперь переходим к вопросу, каким образом оно возникло.
В качестве стартовой ситуации возьмем анархию.
Так как все люди разные, одни будут сильней, другие - слабей (неважно, в индивидуальном порядке или в качестве членов каких-либо групп). Возникает деление на бандитов и их жертв, притом бандиты обладают сравнительными преимуществами в осуществлении насилия перед своими жертвами.
Но если бандиты не имеют таких преимуществ друг перед другом, речь идет об обществе, в котором господствуют бандиты-гастролеры. У таких бандитов нет стимулов не только содействовать производству общественных благ, у них отсутствуют стимулы к какому-либо самоограничению своей бандитской деятельности. Действительно, каждый бандит-гастролер понимает, что богатство, не изъятое им у своей жертвы, скорее всего, станет добычей другого бандита, поэтому никакой заинтересованности в сохранении у жертвы стимулов и физических возможностей для осуществления производительной деятельности у бандита-гастролера нет.
Иными словами, гастролер действует в условиях структурной неопределенности, заставляющей его дисконтировать свои ожидаемые будущие доходы по очень высокой ставке. Поэтому он будет максимизировать свой краткосрочный доход.
Конкуренция между бандитами-гастролерами рано или поздно приводит к появлению такого субъекта или группы, который будет обладать сравнительными преимуществами в осуществлении насилия перед всеми остальными обитателями данной территории. Появляется так называемый оседлый бандит, структура стимулов которого существенно отличается от структуры стимулов бандита-гастролера.
В первую очередь это отражается в сокращении для него ставки дисконтирования ожидаемых будущих доходов: они становятся дороже, ибо уменьшается неопределенность. Это объясняется тем, что оседлый бандит, благодаря своему сравнительному преимуществу в осуществлении насилия, способен контролировать определенную территорию, т.е. пресекать появление на этой территории бандитов-гастролеров.
Таким образом, для максимизации потока ожидаемых будущих доходов оседлый бандит (или автократ) должен решить две взаимосвязанные задачи (помимо задачи недопущения конкурентов на контролируемую территорию):
1) он должен обеспечить физическую возможность производства благ;
2) он должен сохранить стимулы к производству этих благ.
Чтобы решить эти задачи, он предоставляет подданным общественные блага в виде спецификации и защиты прав собственности. Обозначим затраты оседлого бандита на общественные блага как G. Чем выше G, тем выше объем производства частных благ (= доход подданных) Y.
Разумеется, эти общественные блага он предоставляет не по доброте душевной, а с целью увеличить свой собственный доход от налогов. Обозначим ставку налогообложения (в %) как t, а общую сумму собранных налогов - T (T=t*Y). Чем выше t, тем меньше у людей стимулов к производству благ, и тем ниже Y.
Какова цель автократа?
Он максимизирует величину (T-G), то есть величину налогов, остающихся в его распоряжении, определяя оптимальные для этого значения параметров t и G.
Описанная выше модель дает картину начальных этапов существования государства. Раз за разом она реализуется в тех странах и регионах, где на продолжительное время исчезает или сильно ослабевает государственная власть: сначала кровавый хаос анархии, затем выделение среди бандитов сильнейших и раздел территории, переход от грабежек к рэкету ("крышеванию"), затем принятие этими бандитами на себя функций арбитров в хозяйственных спорах жителей подконтрольной им территории, занятие роли гаранта прав собственности.
Однако для развитых государств современного мира эта модель не годится.
Полезной является модель консенсусной демократии, для которой характерны следующие черты:
1) Цель - максимизация совокупного дохода Y.
2) T = G, т.е. все налоги идут на предоставление общественных благ.
3) Отсутствует перераспределение доходов, т.е. каждому достается ровно такая доля общественных благ, которая соответствует его вкладу в производство этих благ.
В этой модели равновесные уровни Y и G будут выше, чем в модели оседлого бандита.
Впрочем, эта модель - просто удобная абстракция; ни одно государство на Земле ей не соответствует. Но чем более демократичным является государство, чем лучше соблюдаются в стране права человека, чем ниже коррупция в государстве, тем ближе оно к этой модели.
Наиболее реалистичной является третья модель - модель распределительной демократии.
Под распределительной демократией понимается такое государственное устройство, при котором власть посредством демократических процедур достается определенной группе людей (причем необязательно эта группа должна включать большинство членов общества). У этой властной группы имеется два основных источника доходов:
1) собственная коммерческая деятельность участников группы;
2) перераспределение с помощью налогообложения доходов общества от аутсайдеров (индивидов, не входящих во властную группу) к носителям власти.
Для увеличения дохода из первого источника властная группа заинтересована в снижении ставки налога t, а из второго - в ее увеличении. Равновесные уровни Y и t занимают промежуточное положение по сравнинию с двумя рассмотренными нами ранее моделями.
Чем шире властная группа, тем ближе модель распределительной демократии к модели консенсусной демократии, а чем уже - тем ближе к модели оседлого бандита. Эволюция государства от оседлого бандита через распределительную демократию к консенсусной демократии отражает процесс расширения доли властной группы среди всех жителей страны.
PS: Вышеизложенные рассуждения основаны на работах Мансура Олсона и Мартина Мак-Гира. Более подробное изложение их работ, с формулами и графиками, можно найти в книге А.А. Аузана "
Институциональная экономика".