Изучение и обсуждение социологических, экономических и культурологических тем может производиться исходя из одной из двух методологических позиций: "социологического реализма" и "социологического номинализма".
Согласно социологическому реализму общество в целом, равно как и отдельные социальные институты, выступают в качестве самостоятельных
(
Read more... )
Допустим, по одной дороге едут Вася и Петя. Надо разъехаться. Один повернул направо, другой - налево. Итого - два трупа.
Оба в качестве желания имели объехать другого.
Оба приняли решение свернуть в сторону, позволив другому ехать прямо.
Но в процессе реализации своих решений столкнулись с тем, что поведение другого водителя не соответствовало предполагаемому. Потому и фактический результат отличается от запланированного.
Было бы ошибкой полагать, что это группа, состоящая из Васи и Пети, приняла решение угробить своих членов.
/// Второе, входит ли в совокупное решение о бакнротстве фирмы решение о ее создании, принятое лет сто назад покойным ее основателем? Ведь если бы не было решения о создании, то и о банкротстве решение не принималось бы. ///
В данном случае влияние очень и очень слабое (хотя и его проследить теоретически возможно), однако я понял Вашу ошибку в понимании моей статьи, и потому сразу модифицирую пример.
Допустим, 5 соучредителей приняли решение о банкротстве фирмы, но пока бегали с бумагами - один из них умер. Влияет его решение на "решение фирмы"?
Да, влияет. Когда оно было принято - тогда и повлияло.
Более того - если Вы в течение 10 дней будете ежедневно принимать взаимоисключающие решения, то каждое из них окажет свое влияние. Как бы там Ваши оценки и позиции ни менялись с течением времени, что сделано, то сделано. Прошлое не перепишешь.
PS: Прочитайте две статьи по ссылкам в конце заглавного поста.
Reply
Значит Вы согласны с тем, что при декомпозиции необходимо ее осуществлять и относительно каждого человека дробя его во времени?
Строго говоря я не против агрегирования и как я его понимаю можете посмотреть здесь http://sahonko.livejournal.com/9534.html
А вот с тем, что возможно это агрегированное состояние подвергнуть сколько-нибудь полной декомпозиции постфактум я не соглашусь, ну если только в самом грубом виде.
Reply
"Применяют" и "должны применять" - как говорится, две большие разницы. Иначе бы на дорогах столько народу не гибло.
Но "следовать ПДД" - это тоже решение, принятое индивидом.
/// Значит Вы согласны с тем, что при декомпозиции необходимо ее осуществлять и относительно каждого человека дробя его во времени? ///
а) Общество дробится до людей.
б) Общественные РЕШЕНИЯ дробятся до РЕШЕНИЙ людей.
При декомпозиции всегда смотрите, что же именно Вы делите на части.
Само собой, каждый человек принимает за свою жизнь далеко не одно-единственное решение.
/// Строго говоря я не против агрегирования и как я его понимаю можете посмотреть здесь ///
Агрегированное рассмотрение хорошо для экспресс-анализа, либо тогда, когда нам частности не нужны. Ну если брать аналогию из естественных наук, то хороший пример - термодинамика: ее расчеты менее точны, чем анализ поведения каждой из молекул, но многократно проще.
Но никогда не надо путать упрощенную модель с глубоким изучением объектов и явлений.
В случае с обществом - то же самое: все массовые процессы, затрагивающие хоть миллиарды людей, все равно должны сводиться в поведению отделньных людей. Именно из них они и слагаются.
И еще важное замечание: не существует никакого "влияния общества". Просто потому, что общество не может быть субъектом. Существует только влияние конретных людей. Вы можете взаимодействовать с родственниками и друзьями, просто знакомыми, с незнакомцами, и даже с давным давно мертвыми людьми или с теми, кто еще не родился, хотя в двух последних случаях воздействие будет одностороннее (ибо прошлое воздействует на будущее, но не наоборот).
Возможно, здесь будет небезынтересно посмотреть статью про культуру:
http://as-merlin.livejournal.com/52763.html
Уж на что "общественное" явление, но по настоящему подробное изучение ее возможно лишь при соблюдении принципа методологического индивидуализма.
Reply
Leave a comment