Почему-то по поводу того, что считать рабством, а что - нет, всегда возникает много споров. Я всегда, говоря о рабстве, использую это слово в том значении, которое описываю в данной статье.
Я не вижу рабовладения, если:
а) Человек добровольно работает на другого (хоть за деньги, хоть бесплатно: иначе под запретом и обычная работа, кроме как в личном хозяйстве, и помощь друзьям).
б) Человек добровольно соглашается, например, на наказания кнутом и т.п. (иначе и мазохизм надо делать преступлением).
Однако согласно моим убеждениям в таких вопросах нельзя заключать "нерасторжимые контракты", т.е. действительно продать себя в рабство. Если, например, через год этот человек решит, что больше не хочет работать на своего "хозяина" и терпеть его побои, то он смело может послать его куда подальше. А если тот попробует принудить его повиноваться (пусть даже ссылаясь на контракт продажи себя в рабство навечно, с подписью "раба"), то нарушит его фундаментальные права, и вместо вполне законного поведения возникнет настоящее рабовладение - одно из самых страшных преступлений.
Разумеется, даже добровольное поведения в стиле раба допустимо лишь для полностью дееспособных граждан. В отношении тех, кто не обладает полной дееспособностью (например, несовершеннолетних), "хозяин" будет безусловно преступником, и не сможет оправдываться "он сам согласился" (даже если "раб" действительно говорит, что был согласен).
По этому критерию, например, крестьяне в России до отмены Юрьева дня были свободными людьми, а после - рабами (до отмены крепостного права).
Рабовладельцем может быть не только физическое лицо, но и организация, в т.ч. и государство. Критерии те же самые.
Как узнать, какое государство рабовладельческое?
Посмотреть, насколько реально из него эмигрировать.
Если уехать нереально (или почти нереально), тогда есть основания говорить, что оно рабовладельческое.
А если можно спокойно упаковать чемоданы и уехать из страны, о рабовладении и речи быть не может.
.