Хоффер "Истинноверующий"

Jul 26, 2010 15:57



Я раньше дважды ( раз и два) пытался дать строгие определения терминам "атеизм" и "религия": финальный результат мне не нравится (слишком много там слабых мест я вижу), поэтому обычно суть атеизма объясняю ссылками на другие статьи, которые пусть и не содержат строгого определения, но зато дают вполне понятное описание.
Но сейчас важно другое. То, что даже в этих черновых вариантах я выделял не две группы (атеизм и религия), а четыре (атеизм, религия, квазирелигия, нерелигиозная вера).

Возьмем для примера одного атеиста-либерала в стиле того же Докинза (далее атеист), атеиста-марксиста 10-20-х годов XX века (далее коммунист), фанатичного мусульманина-шахида (далее мусульманин) и человека, верящего в существование колдовства, загробного мира, призраков, действенность астрологии и т.п. (далее суеверный).

Если мы смотрим только и исключительно идейную основу, то, конечно, атеист и коммунист попадают в одну группу (марксизм оказывается частным случаем атеизма), а мусульманин и суеверный - в другую.

Но если же мы посмотрим на их социальную роль, то разбиение будет иное: атеист и суеверный попадут в одну группу, а коммунист и мусульманин - в другую. Первые двое вряд ли устроят резню для несогласных с ними, а последние двое - запросто.

Однако же если с первым разбиением верующие худо-бедно, но обычно соглашаются без споров, то вот второе часто стараются всячески отрицать: ведь тогда в спорах о социальной опасности религии им нечего будет предъявить атеистам-либералам.

После того, как по совету tyoma_cat я прочитал "Истинноверующего" Эрика Хоффера, проблемы, к какой информации отсылать не верящих в то, что религии - это частный случай идеологии, и политический и религиозный фанатизм принципиально друг от друга не отличаются (разве что религиозный фанатизм медленнее "выдыхается", т.к. религия обещает бонусы не в земной, а загробной жизни, и нельзя увидеть, что ее обещания ложные), больше нет.

Все массовые движения (будь то религиозные, национальные, социальные или любые иные) едины по своей сути: у них общие требования к лидерам, к сторонникам, общие принципы изменения во времени. Они конкурируют за людей сходного склада ума. Истинноверующего из одного массового движения часто можно без особых проблем перетащить в другое, но сделать его неверующим практически нереально.

Книжка небольшая - буквально на один вечер. И увлекательная - читается на одном дыхании. Ее текст легко доступен в Интернете. Всячески рекомендую к прочтению.

PS: Процитирую авторское предисловие:

Эта книга - о некоторых особенностях, свойственных всем массовым движениям: будь то религиозные движения, национальные или социальные революции. Книга эта не утверждает, что все массовые движения однородны, но у всех их есть некоторые характерные основные черты, придающие им «семейное сходство».

Все массовые движения порождают в своих последователях готовность жертвовать собой и действовать объединенными силами; все массовые движения, независимо от своих программ и доктрин, вызывают фанатизм, энтузиазм, горячие надежды, ненависть, нетерпимость; все они могут в определенных областях жизни вызвать могучий поток активности; все они требуют слепой веры и нерассуждающей верности.

Все массовые движения, как бы ни были различны их цели и доктрины, первых своих последователей находят среди людей одного определенного склада и привлекают к себе людей одинакового образа мысли.

Хотя различия между фанатичным христианином, фанатичным мусульманином и таким же националистом или между фанатиком-коммунистом и фанатиком-нацистом очевидны, однако в их фанатизме, несомненно, имеется и общее. То же самое можно сказать и о силе, которая толкает их всех к экспансии и стремлению к мировому владычеству. Нет никакого сомнения, что в явлениях, связанных с фанатичной верой, стремлением к власти, к единению, самопожертвованию, - имеется известная общность.

Каждое «священное дело» сильно отличается одно от другого - по содержанию и доктрине, но все факторы, которые делают их действенными, однородны.

Каждый подобно Паскалю, находившему убедительные доказательства истинности христианства, может найти не менее убедительные доказательства истинности коммунизма, нацизма или национализма. За какое бы «священное дело» ни отдавали свои жизни люди, они, вероятно, в основном умирают за одно и то же.

.

книги, религия, общество

Previous post Next post
Up