Вчера попали с Александром в театр. Решили просветиться и сходить на давно желанное «Воспитание Риты» с Добронравовым. Рецензию писать нет смыла, так как их и без моей хватает, а вот впечатления изложу (вырву их из письма к благородным родителям). Абсолютный субъективизм и никакого литературного анализа:
Ох, полюбила я ходить на спектакли без подготовки! Незнание сюжета и незнание мнения чужих людей есть высшее благо. Суть спектакля, по крайней мере, для меня, оказалась в том, что не того мы хотим, что приносит или принесет нам счастье. А примериваем на себя чужое счастье и пытаемся через него почувствовать себя счастливее.
Мне всех опять жаль в спектакле.
Только теперь мне жаль не людей, которые так видят мир (это из впечатлений о Трудно быть богом), а героев. Потому что, вроде бы, и цели у них неплохие (отнюдь не плохие), и люди они не плохие (опять же получше многих), а не получается у них ничего и не может получится. и только все туже и туже петелька сплетается. И все, чего они добиваются в течение всего спектакля (=около года по реальному времени), в принципе не плохо. Но в сумме получается только печальнее.
Порадовала неожиданная концовка. Итог спектакля предсказуем после первой же сцены, когда становится понятным, кто, что и зачем. Есть некая обреченность: что кончится, как обычно, красиво, нереально, по-сказочному (что так-то приятно, но очень уж обрыдло). А здесь этот момент счастливого конца пройден, сюжет развивается, и вот уже пройдена некая точка невозврата, после которой ничего в жизни уже не может быть лучше, чем было когда-то. И заканчивается все не так, как ожидается в начале спектакля.
Печальный спектакль, после которого хочется плакать и думать. Но светлый, легкий и добрый.
Маст си!
Украденная картинка:
Постскриптум. А если же наглеть и давать советы, то я бы посоветовала бы адаптировать пьесу к российской публике. Руку даю на отсечение: трудно людям, особенно в ДК им. Горького, кричащим и свистящим во время аплодисментов, воспринимать отсылку к американской поэзии. Мне кажется, что можно было бы дать более русский «бэкграунд».