О книжках, обложках и причинах популярности ромфанта.

May 21, 2016 11:17

Прикинусь умной и тоже порассуждаю за литературу...
А то чёта все коллеги рассуждают, а я как-то нет...

Кроме того, что я являюсь автором, я ещё типичный (даже типичнейший) представитель ЦА любовного фэнтези. По моим симпатиям можно сверять и предсказывать рейтинги книг.
Но моё становление как читателя происходило во времена, когда любовного фэнтези ещё не существовало. В то дремучее время были только фантастика и фэнтези.

Свой читательский путь я помню очень хорошо... И в свете моей нынешней профессии, и нынешней ситуации, этот путь кажется мне интересным и, возможно, поучительным.

Я ненавидела читать! Всегда, с первых лет жизни.
Меня соблазняли чтением, завлекали, заставляли, а порой даже насиловали книгами. И что-то я всё-таки читала, но отнюдь не добровольно.
А потом, когда мне было лет 14 (это где-то 1997 год), я увидела у подруги книгу Марии Семёновой "Волкодав". Понятия не имею, что торкнуло изначально, но книгу я отняла и прочитала.
Потом мне дали "Ведьмака" Сапковского. Потом попался в руки Асприн.
И всё. Ночь на дворе, но читателя было не остановить.

Я начала читать запоями.
Но потом запои закончились, потому что закончились интересные мне книги.
То есть книг было море, а читать нечего. Тем не менее я пыталась, и допыталась до того, что на следующие несколько лет перестала читать художественную литературу вообще.
Я с огромным удовольствием читала учебники, научпоп, околофилософские книги и т.п. А художку - ни за что!
А потом появился жанр любовного фэнтези (именно как жанр), и я опять на какое-то время пропала...

Вопросом "а что не так с другими книгами?" я раньше не задавалась.
Сейчас тоже, в общем-то, не задаюсь, но ответить на него могу.
Часть книг - это просто "не моё". Вторая часть - это книги из категории, сорри за грубость, "хорошо написанное говно".
То есть книга написана хорошо, технично, там не к чему придраться, а вот не цепляет и всё. Не оставляет никаких эмоций или воспоминаний. Ничего не оставляет. Включая желание "дожевать этот кактус до конца".

И мне кажется, что книг из второй категории всё-таки больше. И есть у меня такое чувство, что именно эта штука, именно такой подход к написанию книг, привёл к сильному падению спроса на фантастический жанр в целом.
В ромфанте это явление тоже есть, но так как жанр молодой, оно выражено меньше. Девочек ещё не научили писать "как надо". И именно этот момент позволил любовному фэнтези занять те позиции, которые оно в данный момент занимает.

Ведь в чём главное отличие любовного фэнтези от мужской фантастики? Девочки, в большинстве, ставят техничность написания на второе место. То есть выдать "хорошо (технично) написанное говно" им априори труднее.
И читатель в любовном фэнтези, обычно, стоит выше автора. То есть у девочек нет цели самоутвердиться и покрасоваться перед читателем. Девочки просто пишут истории. (Опять-таки в большинстве своём, и я сужу по издающимся авторам.)

И к чему я это всё накатала-то....
К тому, что сейчас я снова наблюдаю повторение ситуации, только не в текстах, а в смежной сфере.
Ясно, что книги из разряда "хорошо написанное говно" не просто так появлялись. Они появлялись потому что были востребованы издателем. Тиражи и интерес всё падали, а издатели всё продолжали гнуть ту же линию.
В итоге, когда растущий на обочине "сорняк" любовного фэнтези "вдруг" (ага, капец как внезапно и беспричинно))) занял высокие позиции, все так удивились, так офигели... Так офигели, что даже выводы до сих пор сделать не могут. (Кроме самого примитивного - качай бабло, пока не поздно. Кстати, поздно.)

Вот то же самое сейчас происходит и с обложками. В частности, с обложками к ромфанту.
Тот факт, что с обложками проблема, известен давно и всем, но все почему-то смотрят на какие-то мелочи - коллажирование. и т.д. и т.п. А закономерность-то на поверхности лежит, и она очень проста... Есть привычка. И эта привычка диктует, что "техничность" превыше всего. Содержание и воздействие обложки уходит на второй план, если есть недочёты в технике исполнения. А если техничность хорошая, то... какое нафиг содержание и восприятие? Какой такой посыл? Ведь технически всё верно, то есть придраться не к чему!
В итоге мы имеем... хорошо нарисованное говно. Я бы даже сказала тонны хорошо нарисованного говна.

Чем подобная ситуация может закончится?
Сегодня побуду оптимистом и скажу, что всё наладится. Обязательно придёт новое поколение художников, которые будут проповедовать другой взгляд. И у них всё получится!
А позже, когда их заметят, на них будут лить помои, как сейчас льют на ромфант, но им будет пофиг. Потому что они будут знать, что правы. И никто их с этого пути не подвинет.

литературное

Previous post Next post
Up