На машине по Черногории: дороги, границы, цены.

Nov 12, 2019 10:11

Сначала я хотел написать пост про красоту природы Черногории, но решил отложить его на следующий раз, а сегодня расскажу про то, без чего созерцать эту самую природу было бы значительно труднее - про дороги, аренду автомобиля, цены и пересечение границ с соседними странами. По моему мнению, взять авто для путешествия по Черногории нужно обязательно (если есть такая возможность), страна очень красивая и абсолютно точно достойна большего, чем просто лежания на пляжах!



1. Начну с того, что в целом дороги в стране хорошие, если не ездить "козьими тропами", то передвигаться довольно комфортно, как в городах, так и за их пределами


2. Что касается аренды автомобиля, то сделать это довольно просто и относительно недорого (в несезон уж точно), в стране работает большое количество прокатных контор, как местных, так и общеизвестных мировых. Я арендовал машину в компании Sixt, мне досталась новенькая Skoda Fabia на механике с пробегом всего 8 тысяч километров


Аренда на 10 дней обошлась в 211€, плюс пришлось оставить залог в 500€, который вернули обратно после сдачи авто. В эти 211€ входила:
- сама аренда;
- страховка с франшизой в те самые 500€ (т.е. если бы я расфигачил машину, то за её ремонт с меня взяли бы не более 500€);
- безлимитный пробег (т.е. мог намотать неограниченного количество километров);
- и так называемая грин-карта (США тут ни при чём, а эта грин-карта - просто разрешение на выезд за пределы Черногории на арендованном автомобиле).

В принципе, цена выглядит вполне нормальной (получилось всего 21€ в сутки), но у меня всё равно было ощущение, что где-то я облажался, т.к. изначально забронировал авто всего за 100 с небольшим евро, но выяснилось, что у Sixt грин-карта стоит 40€ (хотя я слышал, что в других прокатных конторах за её оформление денег не берут), к тому же цена в 100€ не включала никакой страховки и в этом случае в залог нужно было оставить не 500€, а целую 1000€.

3. Дороги в Черногории очень живописные


4.


5.


6. А в горах она может сильно сужаться так, что разъехаться двум машинам становится очень трудно


7. Из дорожной инфраструктуры страны мне совсем не понравились тоннели. Практически все они либо с очень плохим освещением, либо вообще без него, ехать по ним абсолютно некомфортно. А в некоторых местах они ещё и настолько узкие, что ты невольно начинаешь взывать к благосклонности автомобильных богов, чтобы навстречу никто не ехал


8. Ещё хочу дать совет: обязательно проверяйте, по какой дороге вас ведёт навигатор! Я пользовался MAPS.ME, а он прокладывает маршрут по максимально короткому пути, независимо от качества дорожного покрытия. Из-за этого несколько раз ради экономии пары километров навигатор заводил нас на такииие дороги, что мне хотелось плакать. Самый яркий из подобных случаев был, когда мы заехали на какую-то горную тропу с огромными камнями вместо асфальта и с таким крутым подъёмом, что машина в какой-то момент просто отказалась подниматься и начала глохнуть. Картина была довольно эпичная: с одной стороны скала, с другой обрыв, на "дороге" валяются валуны, наехав на которые легко можно проколоть колесо, а машина при этом глохнет и отказывается карабкаться выше... Когда этот ужас чудом закончился успешно, я выбежал из машины с криками облегчения и благодарности моей "Шкоде" за проделанную работу


9. В общем, это я всё к тому, что после прокладывания маршрута, обязательно проверьте, не ведёт ли вас навигатор в какие-то дебри, которые легко можно объехать по нормальной дороге


10. После описанной выше истории я несказанно радовался появлению асфальта


11. А буквально через несколько минут пути меня ждала одна из самых красивых дорог в моей жизни!


12. Она находится на севере страны недалеко от города Жабляк и называется Romantic Road


13. Мне ещё не довелось побывать в Исландии и Ирландии, но ощущение, что пейзажи там выглядят примерно так же, невероятная красота!


14. Одним из самых больших достоинств путешествия на автомобиле является свобода перемещения, вы можете посетить такие места, куда без машины добраться очень трудно. Вот, например, парень с девушкой приехали на какое-то отдалённое озеро и купаются здесь голышом (фоткать их не стал, уж извините)


15. Если юг Черногории довольно туристический, то север выглядит намного более аутентично, настоящая провинциальная Европа с покосившимися деревенскими домиками, коровами и лошадьми на дорогах


16. Но и здесь есть довольно популярные места с толпами китайских туристов, например, автомобильно-пешеходный мост Джурджевича через реку Тара, построенный ещё в 1940 году. Вообще, север страны мне очень понравился, обязательно расскажу про него более подробно в одном из следующих постов


17. Намотав по Черногории почти 1000 км., я с уверенностью могу сказать, что часто здесь очень странная разметка на дорогах. Например, на абсолютно прямом длинном и хорошо просматриваемом участке может быть сплошная полоса и запрет на обгон, а прямо перед "слепым" поворотом наоборот - начаться прерывистая полоса и знак "Обгон разрешён"


18. Местные при этом особого внимания на разметку не обращают и идут на обгон, когда сами считают нужным. А вообще, движение здесь довольно спокойное (за исключением, пожалуй, морского побережья, где машин заметно больше)


19. Теперь немного о границах. Из Черногории я съездил в соседнюю Албанию, а потом ещё в Боснию и Герцеговину, визы для россиян в эти страны не нужны (для Албании это утверждение актуально только в период с 31 мая по 15 ноября), контроль проходит быстро, я ни на одном из пропускных пунктов не тратил больше 10 минут. Штампы при выезде/въезде ставят через раз, видимо, зависит от желания пограничника. Я переживал, что у меня из-за этого могут быть проблемы при дальнейшем въезде/выезде, но нет, никаких вопросов по этому поводу не задавали, а пограничники заверили, что у них в системе все мои передвижения отмечаются


20. Дороги в Албании оказались на удивление хорошими, а вот само движение - жесть :)


21. Каждый едет и идёт, как ему вздумается (особенно это касается пешеходов, мотоциклистов и велосипедистов, которых тут очень много), кто по встречке, кто наперерез, здесь нужно быть в постоянном напряжении и готовым к любым неожиданностям


22. Попрошайка на пограничном албано-черногорском переходе Muriqan - Sukobin. До этого он стоял возле нашей машины, прислонившись лицом к стеклу, тряся пластиковой бутылкой с мелочью и заглядывая прямо в душу. Ух, как вспомню, аж передёргивает


23. По дороге из Черногории к границе с Боснией и Герцеговиной навигатор опять повёл нас по каким-то дебрям, после этого я окончательно перестал ему доверять и сверял по нескольку раз каждый следующий маршрут


В Боснию и Герцеговину въезжали через переход Sitnica - Zupci и это был первый и единственный случай, когда я встретился в Черногории с платными дорогами. Недалеко от границы с меня взяли за проезд 3€, минут через 5 после этого я подъехал к самой границе... Что это было, за что там берут 3€, я так и не понял (обратно выезжали через другой переход Klobuk - Ilino Brdo и там никакой платы за проезд уже не брали).

24. "Добро дошли у Републику Српску" написано на приграничном знаке, но я вас не обманул, я приехал в Боснию и Герцеговину, а не в Сербию. Республика Сербская - это название одной из областей Боснии и Герцеговины, в которой большая часть населения является этническими сербами


25. Дороги в Боснии и Герцеговине тоже вполне хорошие, а движение довольно спокойное. Кстати, чуть не забыл рассказать про цены на бензин! В Черногории 95-й стоит примерно 1,3€ за литр, в Албании дороже - где-то 1,4€, а в Боснии и Герцеговине дешевле всего - около 1,1€. Поэтому если вдруг будете ехать из Черногории в Боснию, то заправляйтесь там, сэкономите


Намотав в итоге 970 км., в сумме я потратил на бензин 64€ (один раз заправился в Черногории на 20€, потом ещё на 20€ в Боснии и оставшиеся 24€ потратил на финальную заправку перед сдачей арендованного авто).

26. Хочется как-то интересно закончить свой сегодняшний пост, но ничего умного в голову не идёт, поэтому просто скажу: "Путешествуйте, это классно!"


Благодарю за внимание!

Граница, Черногория, Босния и Герцеговина, Природа, Албания, Дорога, Автопутешествие

Previous post Next post
Up