Эпиграф: "За 23 года они не сделали ничего! А мы сейчас вложим стопицот мильярдов и обустроим!" (из разговора с воображаемым оппонентом)
Еще эпиграф: "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться"...
Ездили с друзьями на Рыбинское водохранилище. На обратном пути несколько раз останавливались, чтобы поснимать заброшенные храмы. Вернувшись домой, стала искать информацию об этих храмах и утонула в ней. Поделюсь немного.
Первая остановка.
Древнее мологское село Веретея (первое упоминание - 1207 год). Дальше из очерка краеведа Д. М. Коновалова:
Во второй половине 18 века в стране началось активное строительство каменных зданий, в том числе церквей. Удовольствие это было дорогим и хлопотным, но жителей Веретеи это не смутило и потому в 1782 году они взялись за строительство большого кирпичного храма взамен деревянной Покровской церкви. Строили 10 лет, на средства местных простых крестьян прихожан. 14 октября 1792 года, в праздник Покрова Божией Матери состоялось его торжественное освящение, на котором был Ярославский архиерей. Этот храм считался летним и был на три престола: главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый - во имя Крестителя Господня Иоанна, левый во имя святителя Николая Чудотворца.
Храм был увенчан пятью массивными голубыми куполами с золотыми звездами, а на трехъярусной колокольне были установлены часы. Кстати общий вес колоколов был 555 пудов, или почти 9 тонн в пересчете на современные килограммы. Не каждый даже городской храм мог похвастаться такой звонницей.
Главным украшением внутреннего убранства храма был семиярусный то есть семи этажей икон, вызолоченный червонным золотом иконостас. В храме были древние иконы греческого письма, перенесенные из прежней деревянной церкви. Стены храма украшала живопись. 2 августа 1809 года была освящена каменная церковь в честь Пророка Божия Илии.
...30 мая 1937 года в клубе была назначена лекция «Классовая сущность религии, ее происхождение и о том, как попы нас обманывают». Для чтения лекции прибыл представитель из Мологи. К 9 часам вечера народу в клубе собралось больше 300 человек. Лекция уже началась, а люди все шли и шли, потому что все знали - в этот вечер будет решаться вопрос о закрытии Веретейской церкви. После лекции людям было зачитано специальное постановление «Просить райисполком церкви в селе Веретее закрыть, а в освободившихся зданиях сделать очаг культуры». На этом собрании выступил последний священник за всю историю Веретейской церкви Казаков. Его просьба не была принята во внимание. Обсуждение вопроса о закрытии церкви шло непростым голосованием, а от колхозников потребовали поставить подписи под постановлением. На этом собрании представитель из Мологи резко критиковал коллектив учителей Веретейской школы за слабую атеистическую пропаганду среди местного населения в борьбе с пережитками прошлого. Учителей на собрании было 22 человека. Чтобы отдать Веретейский храм Покрова Пресвятой Богородицы на разорение, никто из них сказать не решился. Собрание закончилось в 12 часов ночи, а люди не расходились до утра. Женщины украдкой плакали, прощаясь с Веретейской церковью. Очаг культуры в храме не сделали - все это оказалось блефом, зато шустро вывезли ценную утварь. А вскоре и вовсе в стенах Покровского храма разместили зерносклад, а в стенах Ильинского зернодробилку.
Когда стены храма опустошили, колокола сбросили, новые власти стали срезать кресты на куполах. Сначала полез один, уже опытный в этом деле «делец», но сорвался и разбился насмерть, даже не успев до креста доползти. Послали второго, и тот тоже упал и разбился. Так и бросили эту глупую затею, и потому кресты на храме Покрова Пресвятой Богородицы стоят по сей день, возвышаясь над Веретейской округой.
В 1997 году оба храма - Покровский и Ильинский в разоренном, разворованном и плачевном виде - без окон, полов и дверей вернули в лоно Русской православной церкви. Тогда для того чтобы хоть как-то привести храмы в порядок и очистить стены от полутораметровой зерновой пыли пришлось нанимать пожарную машину.
В 2005 году между храмами был установлен поклонный крест в память жертв Волголага занимавшихся подготовкой Молого-Шекснинской низменности к затоплению водами Рыбинского моря; в память безвременно ушедших детей блокадного Ленинграда, эвакуированных в Веретею в 1942 году; и в память жертв веретейского крестьянского мятежа в 1918 году.
Я читаю про Веретею, и у меня щемит сердце: сыры и масло, которые поставлялись в Лондон, ярмарки и библиотека с читальным залом, школа и покупка на общественные деньги участка под строительство огромного Дома культуры... Планы строительства были нарушены революцией.
Едем дальше. Село Николо-Замошье.
А рядом с храмом заброшенный дом.
Этот дом был построен в 1906 году священников Дмитрием Павловичем Вознесенским.
Дмитрий Павлович Вознесенский родился в 1855 году в селе Николо-Замошье. В 1877 году он окончил курс Ярославской духовной семинарии и был определен штатным псаломщиком в родную церковь, позднее возведен в сан диакона. В 1910 году стал священником. Начавшаяся революция и гражданская война не обошли стороной село Николо-Замошье. 16 октября 1918 г. на территории Николо-Замошенского прихода вспыхнуло восстание против советской власти. По требованию восставших был совершен крестный ход и молебен, после которого отец Димитрий выступил с проповедью, обличавшей богоборческие планы большевиков. На следующий день прибыл карательный отряд и разогнал восставших. Колокольный звон к утренней службе был принят карателями за сигнал к сопротивлению. Во время литургии красногвардеец пытался застрелить отца Димитрия через открытые Царские врата, но винтовка отказала. Тогда солдаты явились домой к священнику после окончания службы, арестовали его и с издевательствами препроводили на железнодорожную станцию Шестихино, где он и был расстрелян в ночь с 17 на 18 октября 1918 года. Иерей Димитрий был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
И еще одна остановка. Церковь Троицы Живоначальной в селе Архангельское Мышкинского района.
Здесь крестилась Ксения Красавина, которую называют последней старицей Руси.
При Советской власти была несколько раз арестована, последний раз - в 1934 году, уже в возрасте около 80 лет. Пытали, сослали в лагерь. Выпустили в 1940, вскоре после этого старица и умерла.
А рядом с храмом заброшенный дом. Про него ничего не удалось найти. Но я "вижу" чаепития с вареньем в саду под яблоней и девушек в кисейных платьях у окна второго этажа.
Обелиск "Землякам, погибшим в боях Великой Отечественной".
На кладбище в Веретее работали две женщины, вытаскивали упавшую березу. На доме священника Вознесенского есть памятная табличка. Храм в Архангельском пытаются восстановить. Надежда умирает последней. Люди живы, пока жива память.