Вчера мы вернулись из традиционной рождественской поездки Апельсинов по родной стране. Как всегда, масса впечатлений. Начать хочу с сердечной благодарности моим друзьям, подарившим мне на ДР новый ФОТИК!
Итак, в этом году маршрут состоял из трех пунктов, обозначенных в названии поста. Выехали не очень рано, первая остановка уже стала веселой (много ли нам надо! Напомню афоризм: "Люди могут жить под одной крышей, могут пить вместе, заниматься любовью, но только совместное занятие идиотизмом указывает на их душевную близость." Вот у нас этого вполне есть).
Примерно в час мы приехали в Ярославль и заселились в гостиницу "Турист", что в д.2 на проспекте Ленина, д.2. Номер дома впечатлил: приятно ощутить себя участниками проекта Дом-2, хоть и в такой извращенной форме. Бросили вещи и решили пообедать в кафе при гостинице. Зашли, сказали, что нам очень срочно, поскольку в 14.00 нас уже ждет экскурсовод. Нам пообещали, что эскалопы - это именно то, что нам надо, поскольку быстро. Мы честно прождали полчаса, потом выяснили, что наш заказ еще не дошел до повара, поскольку "вас много, а повар один", и дружно отправились на экскурсию.
Экскурсия нам очень понравилась. Меня прямо-таки покорила Церковь Богоявления 17 века, известная своей фресковой росписью (которой мы не увидели, поскольку ей можно полюбоваться только с мая по октябрь), и изразцовым убранством.
Дальше мы поехали к Церкви Иоанна Предтечи, тоже 17 века. Этот храм входит в сокровищницу ЮНЕСКО, хотя волею судеб и оказался в промзоне. Но красив необычайно.
Затем мы посетили Толгский Свято-Введенский монастырь, основанный в 1314 г. на месте чудесного обретения иконы Богородицы как мужской и вновь открывшийся в 1987 году после 60-летнего перерыва как женский.
Потом мы поехали на набережную Волги. Туристы такие туристы.
На набережной, в основном построенной в середине 19 века, стоит беседка, которая является эстетическим символом Ярославля. Там, естественно, замочки в честь нерушимой любви, блаблабла. Я, конечно, ни во что это не верю, как можно. Но, понимаете, дело в том, что как раз накануне дочка подарила мне для командировок новый чемодан, с новым замочком. А старый у меня совершенно случайно валялся в кошельке. Но я, естественно, ни во что такое не верю (видите, маленький самый...)
Потом мы пошли на стрелку Волги и Которосли: место, где с 1215 стоял Успенский кафедральный собор. Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте - разбит городской парк культуры и отдыха. В 2004 году началось строительство нового храма на средства мецената Тырышкина. Про этого человека в сети сведения противоречивые, такие же чувства вызывает и сам храм. Как рассказала экскурсовод, меценат очень хотел, чтобы храм был БОЛЬШИМ. Это не вписывалось в архитектурный ансамбль, однако кто платит, тот и музыку заказывает... Словом, когда приехала комиссия ЮНЕСКО, чтобы навести порядок, строительство уже было закончено. Ну, не ломать же... В общем, помпезно.
Гораздо больше чувств у меня вызвал Дом Болконского - во время Отечественной войны 1812 года в здании находился госпиталь для раненых офицеров; предположительно здесь умер от ран генерал-лейтенант Николай Тучков, который по некоторым данным был прообразом героя "Война и мир". В общем, именно тут Наташа ухаживала за Андреем (в скобках замечу, что дура она была и счастья своего не заметила).
На ужин мы попали в кафе "Амстердам". Будете в Ярославле - проходите мимо. Мимо, не задерживаясь. Нет, не могу сказать, что это невкусно. Если вам не жалко 3 часов своего времени, если вы согласны заплатить 1050 рублей за рыбку длиной 10 см, которая "до обжарки весила полкило", а также взять с собой картошку, которую пожарят через 20 минут после того, как вы доели рыбку, то вам - в "Амстердам"!
Вернулись в гостиницу, съели амстердамскую картошку, обменялись впечатлениями и уснули без задних ног. Бессонница вся растерялась и накрылась медным тазом.
А утром мы отправились в Кострому. Ах, какой замечательный город! На центральной площади нас встретила экскурсовод, а также пожарная каланча и памятник собаке Бобке, которая всегда бежала перед пожарной каретой и состояла на довольствии.
Потом мы прогулялись по костромскому "Арбату" - Аллее признания, в покрытие которой вмурованы памятные таблички с именами тех, кому признательны жители Костромы. На фото слева - наш экскурсовод.
Слева здание роддома, бывшее духовное училище, справа - Костромской театр им. А.Н.Островского
Дальше у меня случился культурный шок. Такого я еще не видела и даже не представляла, что ОНО может существовать. Издалека это выглядело как обычный памятник Ленину.
Но потом мы зашли с другой стороны и увидели...
Разрыв шаблона, взрыв мозга - называйте это, как вам будет угодно. В 1912 году в Костроме был торжественно заложен памятник в честь 300-летия дома Романовых, который выглядел бы так:
Справа - фото парада, состоявшегося после закладки. К 1916 году был возведен постамент, отлиты и доставлены в Кострому 20 из 28 предполагавшихся бронзовых фигур. Было установлено 2 фигуры, остальные остались в ящиках. После Февральской революции работы были окончательно остановлены. После смерти Ленина в январе 1924 года постамент было решено использовать для установки памятника вождю. В 1924-25 г.г. все скульптуры были отправлены на костромской завод «Рабочий Металлист» в переплавку. К 1 мая 1928 года на постаменте, верхняя часть которого была разобрана, установили бетонную статую В. И. Ленина. К 1981 году бетон разрушился, и в 1982 г. был установлен новый монумент из бронзы.
На вопрос о том, почему сейчас памятник не снесли (я, кстати, не считаю, что памятники вообще нужно сносить), экскурсовод задала встречный вопрос: "А вы откуда?" Узнав, что из Москвы, она сдержанно, но довольно жестко объяснила, что только Москва в России и живет, что область умирает, что работы нет, что вот сейчас долгов перед федеральным бюджетом столько, что будущее вообще представляется весьма зыбким. В общем, нет у костромичан желания сносить памятник Ленину.
Мы попрощались с экскурсоводом и поехали в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь - колыбель дома Романовых.
На территории монастыря располагается Церковный историко-археологический музей, где мы увидели необычные деревянные изваяния святых, удивительно пронзительную икону Казанской Божьей Матери и резную картину Страшного суда, наводящую на размышления.
В палатах Романовых нами были обнаружены 2 "стула из дворца" и печи с изразцами, исписанные весьма поучительными надписями (на фото справа - "Когда одно умрет, тогда другое родится").
Потом мы пошли обедать в кафе-клуб "Горячий шоколад". Дорогие товарищи! Вот если вы попадете в Кострому, то обязательно загляните на Проспект Мира 3а! Быстро, вкусно, приятно, дешево нереально. Натюрморт снят в конце обеда.
Мы завершили вечер посещением театра - и это тоже наша традиция.
На этот раз давали "Не сотвори себе женщину" по мотивам "Пигмалиона" Бернарда Шоу. Впечатления остались самые хорошие. В который раз меня приятно удивляет, что залы в провинциальных театрах всегда полны, при этом публика здесь необычайно доброжелательна. Хорошая постановка, чудесные костюмы. Пьеса знакомая до боли, но все равно смотрится всегда актуально. При этом мальчики вычленили для себя цитату из монолога старого Дулиттла: "Мне нужно не меньше, чем достойному, - мне нужно больше. У меня аппетит не хуже, чем у него, а пью я куда больше. Мне и развлечься надо, потому что я человек мыслящий". А мне запал в душу диалог Элизы и Хиггинса из финала пьесы:
"Элиза. Да, теперь вы будете хитрить и заискивать. Поняли наконец, что я не боюсь вас и могу без вас обойтись.
Хигинс. Конечно, понял, дурочка! Пять минут тому назад вы висели у меня на шее, как жернов. Теперь вы - крепостная башня, боевой корабль!" Мне кажется, что здесь во многом кроется секрет успешных отношений.
И наступил день третий. С утра мы отправились в ярославский Кремль. Замечательное место. Здесь работают люди, которые хотят сделать другим людям приятное. Выставка кормушек для птиц, смешные таблички на деревьях, попав в которые снежком можно обеспечить себе и работу, и любовь.
Следующее фото без комментариев...
Что меня потрясло до глубины души - это туалет. Это, на мой искушенный японской сортирной культурой взгляд, лучший туалет России. Ребята, там все так, как должно быть: чисто, красиво, хорошо пахнет и все улыбаются. И так важно, что у нас еще есть люди, которые могут делать это дело ХОРОШО. Так жалко, что милая женщина в кассе застеснялась камеры.
И еще одна забавная картинка с ярославской улицы. Даже не знаю, как объяснить. Горничные в гостинице, правда, говорили про соревнования по подледному лову, но не до такой же степени...
И тронулись мы в обратный путь. И заехали мы в Борисоглебский монастырь, что в 18 км от Ростова Великого. Сергий Радонежский благословил основание монастыря в 1363 году.
Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим "домашним". Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал "домашний" монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер "каменный здатель" Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов.
Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.
Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём. Источником существования монастыря в XVIII-XIX вв. были 280 десятин земли, сад с восьмилучевой планировкой и доходы от сдачи в аренду башен и монастырских торговых лавок за крепостными стенами. Из царствующих особ в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III, да и то проездом из Углича в Ростов, совершая паломничество по святым местам.
Официально Борисоглебский монастырь был упразднён в 1924 году. Часть зданий была передана Ростовскому государственному музею, часть оставалась у верующих. К концу 1929 г. на территории монастыря действующих храмов уже не было. В 1989 г. богослужения в соборе Бориса и Глеба возобновились, а в декабре 1994 г. возрождён Борисоглебский мужской монастырь. С 1924 г. по настоящее время на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль". В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня.
Я привожу так много официальной информации, потому что дальше будут фотографии. Чтобы вы поняли...
...На этой щемящей ноте закончилась культурная программа нашего путешествия.
Мы заехали еще перекусить в ресторан села Петровское. Мы были там совсем одни. Было немножко грустно от того, что надо уже прощаться. Поэтому прощальный чай был таким сладким. И пусть он был из кастрюли, и пусть чашки были разными: в конце концов, настоящий Мастер чайной церемонии тоже подбирает каждому гостю чашку в соответствии с его характером.
Спасибо вам, мои друзья!..