У нас есть традиция: каждый год 31 декабря в промежутке между Новым годом и Рождеством мы с друзьями ходим в баню ездим куда-нибудь не очень далеко за новыми впечатлениями. Зарубежный отдых на повестке дня не стоит по причинам нехватки времени, средств, но главное - потому, что мы все - щас возьму на себя смелость и скажу пафосно и от лица всех - любим Россию и считаем, что очень мало про нее знаем. При планировании поездки главное для нас - чтобы было, что посмотреть, при этом чтобы ночлег был достаточно комфортным, желательно с банькой, обязательно экскурсия и театр. Это такая программа-минимум. В позапрошлом году это была Вологда с Кириллово-Белозерским и Ферапонтовым монастырями, в прошлом - Муром-Владимир-Суздаль, ну, а в этом году в списке городов взгляд зацепился за Смоленск.
Название как название, никаких особых эмоций не вызывающее. "А разве там есть, что смотреть?" - был первый вопрос от коллектива. Погуглили - вроде, есть. Гостиница тоже удачно заказалась, хотя мы и довольно поздно спохватились. Заказали также баню, экскурсию, даже билеты в театр удалось забронировать по телефону, и - поехали!
380 км проехали за 5.5 часов, по дороге ничего примечательного не случилось. Как всегда, восхищались названиями: сначала речка Вопец, потом река Вопь, следующей по идее должна была стать Вопища, но до нее мы, видимо, просто не доехали.
В 16.00 мы уже въехали в Смоленск, который сразу понравился. Мы очень любим старые города, которые сохранили свое лицо. А тут нас встретила главная улица, на которой вот тебе и барокко, и рококо, и классицизм, и сталинский ампир и, к сожалению, как вставной глаз - какой-то стеклянный офис, но этих чудищ я насчитала в количестве двух и еще пара - строящихся. А так - все очень сердечно и красиво и удивительно чуднО - холмы и горки, неорганизованная застройка, видно, что планировались улицы по мере заселения. В общем, как-то очень уютно. У меня вообще беда с географией, я сильно удивилась, что Смоленск стоит на Днепре (стыдоба).
Крепостная стена окружает с некоторыми разрывами центральную часть города. Мы через нее проехали и выехали из города по Рославльскому шоссе, где на окраине и находится приютивший нас гостиничный комплекс "Колесо". Он нам еще по картинкам понравился и в действительности - не разочаровал.
Там всего 11 номеров и все ужасно забавные.
У нас был номер "Космос"
Самым прикольным оказался номер "Германия" с телевизором в капоте
В общем, в первый вечер мы поужинали и пошли в баню. Кто парился, кто играл в настольный футбол, болтали и немножко попели, а в полночь уже спали.
На следующий день у нас была экскурсия. Приехал экскурсовод Роман, который сделал путешествие по городу незабываемым! Он не просто бубнил исторические факты с датами, а раскрашивал рассказ такими интересными байками, что я не могу удержаться от того, чтобы вам их пересказать.
По нашей просьбе нам в одну экскурсию объединили все самое интересное из обычных трех. Роман высказал опасение, потянем ли мы такую насыщенную программу по такому холоду. "Вот вчера группа из Израиля сломалась через час и попросилась в отель," - сказал он. "Му-ха-ха!" - ответили мы, - "мы ж не из Израиля!" - и отправились в путь.
Первый пункт - Свято-Успенский кафедральный собор. Я не буду нагружать вас информацией, в конце концов, вы же сейчас в Интернете, будет желание - Википедия все расскажет. Хочу только сказать, что здание очень красивое, иконостас удивительно богатый, кроме того - необычная смесь элементов православия и католицизма во внутреннем убранстве. Любопытно, что католическую кафедру для проповедей используют сейчас для того, чтобы перечислить жизненные заслуги отпеваемых в соборе выдающихся людей Смоленска.
Собор совершенно не пострадал в годы Советской власти. Почему? А потому, оказывается, что в нем находился музей "Как плохо верить в Бога"!
Внизу, под стенами собора, внутри крепостной стены, располагается самый фешенебельный и дорогой жилой район Смоленска. Там вообще-то страшновато и темновато, но - тем не менее, недавно тёща одного из смоленских олигархов потребовала, чтобы семья жила именно в этом районе. А надо сказать, что, поскольку район исторический, то прежде, чем строить, там проводят археологические раскопки за счет застройщика. Делать нечего, слово тещи - закон. Человек вбухал 2 млн., ему нарыли пол-миски старых монет и пол-ящика черепков. Зато теща довольна. Вот так. А еще на левом снимке вверху, под противоположной стеной - резиденция Патриарха, который, как известно, из Смоленска.
Кстати, о раскопках. В центре города сейчас ведется строительство Мак-Дональдса, так вот там, заплатив строителям 100 рублей, можно покопаться в земле и найти старинную монетку. Сам себе археолог.
Дальше - домонгольская Церковь Петра и Павла. 12 век. Очень сдержанно, лаконично, красиво.
И в этой, и в следующей - Церкви Архангела Михаила - на стенах были изображения крестов. Роман рассказал, что это не просто кресты, а трефы, то есть карточная масть. Встречаются также стилизованные изображения бубей и так далее. По одной из версий, в эпоху гонения на христианство под карточные масти маскировали символы страданий Христа: трефы - крест, черви - сердце, пики - копье и бубны - губка с уксусом.
Потом мы поехали в парк Блонье. В нем установлен памятник Отечественной войне 1812 года. Говорят, что этот парк был разбит после визита в город Екатерины II, которая спросила у городского головы: "А где тут у вас гуляют дамы?" - "Дамы у нас гуляют дома!" - был ответ. Ну, она и повелела разбить парк, чтобы дамам было, где погулять. Парк, надо сказать, очень живописный.
Как и в каждом городе, там есть Мост вздохов и поцелуев, на перила которого молодожены навешивают замки, которые городские власти спиливают раз в год.
А на льду пруда мы обнаружили картинки, которые, по всей вероятности, оставили нам инопланетяне.
В парке находятся две пыточные камеры: женская под статуей львицы и мужская, как вы уже догадались, под статуей льва. "А как отличить льва от львицы?" - с хитрецой спросили мы Романа. "По гриве," - ответил Роман, слегка обидевшись.
Входы в камеры заложены кирпичом, который по традиции выбивают в День ВДВ. А еще с пыточными камерами связана такая страшная история. Туда заключали дворянок, которых и пытать не нужно было: за ними просто наблюдали круглосуточно, и дамы умирали от разрыва мочевого пузыря... ну, потому, что дворянки.
В парке есть аттракционы и летний театр, на сцену которого я, естественно, влезла, не будь я Апельсин.
Роман много рассказывал о новом мэре, которого выбрали в марте. Мэр молодой, амбициозный, с его приходом многое в городе изменилось: стали лучше дороги, улучшилась общественная безопасность и открыли туалеты!
Потом мы посмотрели еще один памятник войне 1812 года. Это аллегория: галл, символизирующий наполеоновские войска, лезет в орлиное гнездо за яйцом (только добыв яйцо, галл становился настоящим воином), а ему преграждают путь два орла - армия Багратиона и Барклая- де-Толли.
А справа - памятник смолянину - Михаилу Ивановичу Глинке, решетка украшена нотами самых известных его произведений.
Д
альше была самая экстремальная часть нашего путешествия - подъем на крепостную стену. Экстремальная - потому что ступеньки там очень узкие и все засыпаны снегом. Было реально страшно, но мы поднялись. Ступеньки не чистят, и на то есть причина: местные девушки используют стену как место сведения счетов с несчастной любовью, и главная по культуре в городе считает, что стену нужно вообще закрыть для посещений. Не знаю, по-моему, это никого не остановит, а вот туристам - страшно.
Да, вот это - лестница. Подняться и спуститься можно только ставя руки враспор в стенки.
Зато вид сверху полностью вознаграждает за риск.
Внутри стены Роман показал нам место, где раньше обтяпывали свои темные дела фальшивомонетчики. А чтобы честные горожане держались подальше отсюда, преступники по ночам бегали по стене в простынях, изображая привидения.
Посещением крепостной стены наша экскурсия закончилась. а вечером мы пошли в Смоленский камерный театр на пьесу "О чем поет соловей" по рассказам Зощенко. Я уже писала, что наличие театра - это одно из условий при выборе маршрута. И в этот раз мы не только не пожалели, но и, можно сказать, до сих пор находимся под впечатлением. Это было неожиданно, искренне, свежо, смешно до слез и до мурашек по коже трогательно. Ребята - просто молодцы.
На следующий день перед тем, как возвращаться в Москву, мы решили заехать в усадьбу Талашкино, про которую Сашке рассказал его сослуживец, родом из Смоленска. Толком мы ничего не знали, но поехали. И были вознаграждены.
Усадьба принадлежала княгине Марии Клавдиевне Тенишевой, женщине, которую называли гордостью России и про судьбу которой стоит рассказать отдельно.
Говорят, что она была незаконнорожденной дочерью Александра Второго, про мать ее ничего неизвестно, воспитывалась в семье отчима. Неудачно вышла замуж, муж играл, а она была вынуждена просить в долг, и ей шли навстречу, потому что она была очень красива.
Не выдержав несчастий и унижений, она ушла от мужа и решила посвятить себя благотворительной деятельности. Для того, чтобы осуществить свою мечту, не хватало малого: титула и денег. И то, и другое она нашла в лице князя Тенишева, который был настолько покорен ее красотой и умом, что отправил ее во Францию, взял на себя все хлопоты по разводу, потом сделал ей предложение и купил у ее подруги имение Талашкино, в которое Мария Клавдиевна была давно влюблена.
В этом имении княгиня устроила двухклассную сельскохозяйственную школу. Вы знаете, это производит сильное впечатление. Княгиня мечтала сделать из крестьянских детей фермеров. Помимо общеобразовательных предметов, там были столярная и гончарная мастерская, мастерская резьбы по дереву. Огороды, где выращивались "экзотические" баклажаны и сельдерей, сад с 28 сортами яблонь. Пасека со стеклянными ульями. Для девочек - курсы шитья, кружевоплетения, вышивки. Девочек, кстати, старались всячески заинтересовать учебой, вплоть до того, что каждой шили сарафан. Но часто бывало так, что девочка училась, пока шился сарафан, а потом брала одежку - и привет.
В школе действовал оркестр балалаечников, который ездил с благотворительными концертами в Петербург и Москву. Легко сказать, а ведь это были крестьянские дети, на минуточку, дома у которых было невежество и пьянство. Ну, мы, конечно, не могли удержаться от того, чтобы попробовать себя в роли крестьянских детей.
Талашкино стало местом отдыха и работы многих великих. Теремок, который служил библиотекой, расписывал Врубель. Вы знаете, это просто сказка.
А внутри - великолепный музей. Там и балалайки, расписанные Врубелем к Парижской выставке 1900 года, и эмали, за которые сама княгиня на этой выставке получила Золотую медаль и звание Академика, и великолепная резная мебель, выполненная детьми в мастерских, и иконы, вышитые девочками особой "лицевой" техникой, при которой на обратной стороне нет ни стежков, ни узелков. На одну такую вышивку уходило три года.
Во время проведения Парижской выставки, за русскую экспозицию в которой отвечали княгиня и ее муж, последний подорвал здоровье на фуршетах и заболел грудной жабой. Княгиня решила заранее позаботиться об усыпальнице, что было совершенно нормально для того времени, и по ее приказу в Талашкино началось строительство Церкви Святого Духа. А расписать ее вызвался Николай Рерих, который сделал это в свойственной ему оригинальной манере: роспись была далека от канонической, изображала Мать Мира, к которой по реке жизни на лодках плыли люди. Помимо всего прочего, выполнено все это было на холстах. Короче говоря, освящать эту церковь отказались. Хотя, на мой взгляд, она просто великолепна.
В советское время в церкви, как водится, хранили зерно и минеральные удобрения, которые засыпали прямо через окна. Поэтому все холсты погибли. И сейчас внутрь никого не пускают. Можно только полюбоваться Спасом Нерукотворным, над входом.
История Марии Клавдиевны закончилась, как многие другие. Школа просуществовала 10 лет, мастерские - 4.5 года. В 1905 году грянула революция, и новые учителя по-новому стали учить детей. Когда княгиня приехала в имение, чтобы вручить аттестаты очередному выпуску, дети сказали ей все, что они о ней думали и что они не рабы, а рабы - не они. Школу она закрыла, 10.000 тысяч экспонатов народного творчества подарила городу Смоленску, а сама уехала во Францию, где и скончалась в 1928 году.
В общем, уезжали мы из Талашкина в грустном настроении. Но хорошо хотя бы то, что память сохранилась. И мы о Марии Клавдиевне узнали. А теперь - и вы узнали.
Вот такое у нас получилось путешествие. Спасибо, Смоленск. Мы хотим вернуться.UPD. Как всегда, хоть что-нибудь, да напутаю. В парке Блонье - памятник Глинке, а все остальное (памятник войне 1812 года) - в парке культуры и отдыха. И еще как всегда, когда начинаю править, появляются всякие глюки типа второго ката с тем же содержанием. Простите.