О бедных Помпеях замолвите слово

Mar 10, 2011 15:01

Не так давно я писал о святой Агате, а точнее ее средневековых изображениях. Тогда меня частично убедили, что образ был канонизирован, рисовать древних святых было модно и востребовано, поэтому такой интерес к античным событиям.

Что ж, господа критики и искусствоведы, я совершенно случайно наткнулся на другой не менее интересный пример.

Все мы знаем, что извержение Везувия, уничтожившее города Помпеи, Геркуланум, Стабию произошло в 79 году нашей эры.
Потом на эти погребенные под 10-метровым слоем пепла и туфа останки пару раз натыкались (впервые в 1592г.), но лишь с 1760 года их основательно начали раскапывать. Систематически же работы велись уже во времена Бонапарта и позже.

Замечательно. Верю.
И далее я нахожу статью про альтернативную версию этого события. Не буду утруждать пересказом, процитирую лишь совсем небольшой фрагмент (желающие могут почитать статью целиком):

"Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения. При раскопках были найдены солнечные часы, разделенные на "равномерные часы". То есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье. Знаменитые мозаики "античной" Помпеи поразительно похожи по композиции, колориту, стилю на фрески Рафаэля, Джулио-Романо, то есть на фрески Эпохи Возрождения. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития города и его жителей".

Особенно поражает удивительная похожесть, даже в деталях, композиции помпейской фрески «Три грации» и гораздо более позднего Рафаэля. Тот же сюжет мы видим на картине Франческа дель Косса (Francesco del Cossa) "Триумф Венеры" 1476-1484 г., Питера Паулья Рубенса «Три грации», ок. 1640 г. и в скульптурной композиции из Кирен, неизвестного автора, датируемой 3-им веком до н.э.. У меня лично это вызывает удивление и вопросы, на которые мне никто толком ответить, пока, не в состоянии. Я допускаю, что существовал среди художников своеобразный канон, как изображать граций, но не в деталях же? Он что, папой римским был предписан? Налицо - явный плагиат! Или Рафаэль срисовал фреску в Помпеях, предварительно поработав лопатой, или у Рафаэля была машина времени!

...
Давайте посмотрим на две эти картины.

Вот Рафаэль. 1504 год.


А вот фреска из раскопанного города Помпеи.


Какое замечательное, и конечно же случайное, совпадение - полторы тысячи лет никого это не интересовало, а потом - бац! - сразу несколько художников увлеченно рисуют этих голых теток.

И если схожесть сюжетов в изображениях святых и массовое увлечение этими мотивами средневековых художников еще можно объяснить канонизацией образов и прочими притянутыми за уши версиями, то у столь похожих изображений трех языческих богинь веселья и радости жизни есть только три версии:

1) Помпеи были раскопаны намного раньше, еще во времена Рафаэля, и он, вдохновившись древними фресками рисует свою картину.  - Версия не подтверждается официальной историей, а также официальным сайтом музея.

2) Фреска в Помпеях была выполнена по мотивам известной картины Рафаэля, соответственно город существовал и был разрушен в 15-16 веке н.э., то есть полторы тысячи лет спустя официальной версии. - Этот вариант тоже отвергается официальной историей.

3) Образ трех богинь, ни разу не возникавший в изображениях художников до эпохи Возрождения, однако имел культовое значение и копировался непонятным методом в мельчайших деталях, вплоть до христианских художников эпохи Возрождения. - Версия отвергается банальной логикой.

Версия возможного случайного совпадения работы Рафаэля с найденной три века спустя фреской мне представляется идиотской, поэтому не рассматривается.

Мнения, комментарии, критика?
Давайте я проведу голосование.
Poll Кто кого копировал

история, корявенькое

Previous post Next post
Up