У Артемия Лебедева в рубрике "Субботние сиськи" преинтереснейший пост о некой святой Агате.
http://tema.livejournal.com/838731.html Рекомендую ознакомиться целиком (там любоптные картинки), но вкратце история такова - некая девушка 25 лет во 2 веке н.э. отказалась отдаться римскому наместнику, за что ее посадили в тюрьму, пытали отрезанием грудей, а потом убили.
Данный мотив, как оказывается, стал очень популярным у художников эпохи Возрождения и отразился в нескольких десятках картин.
Собственно, что же мне показалось странным: событие, произошедшее во 2 веке, стало популярным лишь в 13-15 веках. Так почему же больше тысячи лет это никого не волновало, а потом вдруг резко стало интересно???
То есть для меня данный факт является очень наглядным доказательством фальсифицированности нашей истории - событие, которое относят ко времени Римской империи, происходило в Средние века.
.
1)
Вряд ли можно объяснить простым копированием внезапную популярность этого мотива. Скорее всего история была очень скандальной и возможно произошла с известной в то время персоной - например, с любовницей или родственницей короля, известной благородной дамой. Иначе сложно объяснить такой повальный интерес.
В то время еще не существовало быстрых способов передачи информации. Это сейчас обмен занимает секунды и происходит в первые пару дней, а тогда это могло занимать месяцы и даже годы.
Так что подобное распространение информации сродни перепосту в ЖЖ - художники старались передать посредством картин важную и необычную информацию дальше.
2)
Художники рисовали то, что имело спрос.
Вряд ли они думали о том, как через 5 столетий будут массово висеть в мировых картинных галереях и служить образцами высокого искусства. Они просто зарабатывали себе на жизнь таким вот ремеслом. Соответственно спрос был именно на те мотивы, за которые люди были готовы платить - портреты, пейзажи, ну и события.
Опять же, почему не существует более ранних подтверждений этой истории?
В древнем Риме тоже были художники, строились церкви (может и чуть позднее). Однако никаких фресок, картин, икон, миниатюр более раннего периода не представлено.
3)
Временной разброс в два века можно объяснить довольно просто - все вновь найденые экспонаты датируются относительно уже имеющихся. То есть если церковь, как считают археологи и историки, построена в 12-13 веке, то и фрески должны быть того же времени или старше. Соответственно если историк ошибся на век - за этим следует цепочка других ошибок.
А как известно, историки обычно опираются на письменные упоминания в тех же самых церковных книгах.
Чаще всего датировка событий или строений основывается на "первых упоминаниях", что само по себе уже оставляет широкой поле для временных маневров. И в дальнейшем источники корректируются относительно друг друга.
Фрески, которые датированы как более ранние, просто могли быть выполнены менее качественно, или начинающим художником, на сохранность могли повлиять пожар или наводнение.
4)
В XV веке сцена пытки Агаты появляется и на миниатюрах, иллюстрирующих историю ее жизни и смерти, в вышеупомянутой «Золотой легенде» и других манускриптах.
Можно предположить, что именно в то время и происходили описываемые события, а для придания "легендарности" даты немного скорректировали, а известную всем историю иносказали под другим, библейским, ракурсом.
Согласно википедии, более ранние источники не сохранились:
В VI веке было составлено житие святой Агаты, которое, однако, не сохранилось. Это житие послужило источником трёх более поздних житий, которые идентичны в плане сюжетной канвы и различаются деталями. (Смотрим также апдейт №2)
То есть известные нам источники мало того, что являются копиями, так еще и подправленными в зависимости от фантазии автора.
Другие источники данной легенды - книга "A Legend of Holy Women", написанная в 1440 году Осберном Бохенхемом.
5)
Та детальность ,с которой изображаются истязания женщины, у меня лично вызывают ассоциации с пытками инквизиции. Изощренность орудий пытки меняется от картины к картине.
Кстати, об этом же говорит такой факт из жизнеописания:
Сначала Агату отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. После мучений святую Агату сожгли на костре. (вики)
6)
На этой картине одежда как женщины, так и палача справа явно не соответствуют римской эпохе, а скорее эпохе средневековой. В то же время художники изображали в качестве одеяний римлян, греков и библейских персонажей преимущественно тоги и повязки.
7)
На данной же картине кроме опять же явно средневековых одежд на заднем фоне мы видим вполне средневековую церковь и солдат в кованых доспехах.
Детали здания справа и статуи на стенах также легко можно отнести ко времени Ренессанса.
То есть автор не изображает колонны древних храмов, а вписывает мучения в свои реалии.
8)
Здесь мы снова видим средневековые камзолы.
Как и здесь. Длинная юбка у женщины, головные уборы у мужчин - ничего не совпадает с представлениями об античности.
А в данном случае кроме прочего я бы еще обратил внимание на форму меча.
Такая форма оружия характерна для арабских стран периода Крестовых походов.
9)
В принципе под таким углом можно разглядывать каждую картину и фреску, и только на некоторых из них (как правило уже более поздних работах - Итальянская живопись первой половины XVII века), можно найти сходство с античностью. То есть когда настоящая история превратилась в библейскую легенду, а авторы вдохновлялись работами старых мастеров.
На это также намекает следующий факт:
Интересно, что со второй половины XVII века с картин полностью исчезает мотив подвешивания Агаты. С этого времени она предстает или привязанной к невысокому столбу или дереву, или просто стоящей на эшафоте.
10)
Еще интересный факт, согласно уже
итальянской википедии:
Кафедральный собор города Катания на острове Сицилия был освящен в честь святой Агаты 17 августа 1126 года.
То есть только через тысячу лет на это решились.
...
Подводя итог - основываясь на таком большом количестве художественных описаний, я считаю, что события со святой Агатой проходили в период 14-15 века, в разгул Инквизиции, событие было очень известным и возможно скандальным.
В дальнейшем оно обросло легендарностью и в итоге попало в библейские описания святых мучеников.
Ни в коем случае не являясь историком, тем не менее являюсь поклонником "истории альтернативной", и всего лишь рассмотрел материал с другой точки зрения.
Критика и комментарии крайне желательны.
.
УПД 1:
По поводу церковных книг как основных источников исторических данных, и в то же время источника основных исторических ошибок, есть
интересный анекдот у Алекса Экслера (приведу свой вольный перевод):
Молодой монах прибыл в монастырь. В его обязанности входило помогать другим монахам переписывать от руки старые церковные тексты. Однако монах заметил, что тексты уже являются копиями, но не оригиналами.
Молодой монах пошел к настоятелю монастыря с этим вопросом. Он предположил, что если в первой копии возникнет хоть одна ошибка, эта ошибка будет повторяться с копии на копию. На что настоятель ответил: "Мы копируем книги таким образом уже столетия, но спасибо за замечание, сын мой".
Однако настоятель решил уединиться в своей келье, чтобы сравнить одну из копий с оригиналом. Несколько часов его никто не видел. Когда же один из монахов спустился к нему в келью, он увидел настоятеля плачущим над оригиналом старой церковной книгой. Монах спросил настоятеля, что случилось с ним. И настоятель со слезами на глазах ответил ему:
"Тут написано возрадуйтесь, а не воздерживайтесь!" (The word is celebrate not celibate")
УПД 2:
Я специально скачал пару книжек по альтернативной истории и натолкнулся на интересные совпадения:
1) В 234 году Юлия Месса (регент при императоре) была убита. В конце ее правления началась война с персами, а через три года - война с готами.
2) В 535 году регент Амалазунта передает власть готу. Впоследствии была им обесчещена , ее изгнали на остров, где она была убита по приказу императора. Когда известие облетает Рим, в городе вспыхивает народное возмущение. После ее смерти началась война с готами.
Какие совпадения с нашей историей мы имеем:
а) Даты
234 год - примерное совпадение с временем жизни Агаты
б) Известность
Обе женщины боролись за власть, то есть были известны и популярны в народе.
в) Смерть от насилия
Обеих предварительно пытаются обесчестить, потом убивают.
г) Смерть на острове.
д) Народные волнения. Причисление к лику святых.
Соответственно подобная история могла стать поводом для художественных произведений.
УПД 3:
А вот еще одна
похожая история:
Как писал Тит Ливий, Секст Тарквиний, сын царя РимаТарквиния Гордого, пленился красотой Лукреции и, угрожая ей оружием, изнасиловал. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема.
История происходила около 500г н.э., но взглянем на картину 1571 года руки Тициана "Тарквиний и Лукреция" и еще раз удивимся "античным одеждам".
История мало того, что похожа, так еще и многие художники средневековья, а именно 15-17 веков,
рисовали этот мотив (а Шекспир даже пьесу написал) - Лукас Кранах старший в 1519 и в 1533 годах, Лукас Кранах мл. в 1525 году, Лоренцо Лотто в 1533 году,
Йорг Бреу Эльдер в 1528 году (посмотрим на пышные одежды женщин, а также на задний план с архитектурой Рима)
Ян ван Хемессен, около 1570 года (снова посмотрим на одежду)
Лукка Джиордано в 1663 году (снова одежда)
Примечательно, что уже 100 лет спустя в 17 веке на картинах художниках одежды стали более античные.
Спрашивается - почему через тысячу лет снова возник такой нездоровый интерес к самоубийству пускай и знатной девушки, что это повлияло на целую плеяду разнообразных художников?
Осталось узнать имя это влиятельной девушки-женщины, и загадка будет решена.
УПД 4:
Согласно православному описанию мучений святой Агафии:
Спустя год после кончины святой мученицы Агафии, гора Этна, около города Катаны, начала извергать огненную лаву, которая текла из отверстия на горе, как громадная река, с сильным шумом, низвергая сверху, как воск растопленные камни.
Жители Катаны были в великом страхе, боясь за погибель своего города. Тогда не только христиане, но и неверные - все собрались к церкви святой мученицы Агафии, взяли ее одежду, встали против огня, устремлявшегося к городу, и сею одеждою, как бы щитом, защищались от губительного и грозного пламени.
Огонь, как бы устыдясь одежды святой мученицы, возвратился назад и погас. При виде сего чуда, жители сильно радовались, восхваляли Бога, и величали святую мученицу Агафию. Чудо сие произошло в пятый день февраля, в который пострадала святая мученица за Христа Господа своего
А потом заходим на вики в описание вулкана Этна, и смотрим
годы его извержений:
122 - Этна почти стёрла с лица земли город Катания.
252 - Извержение достигло города - подходит под описание
1169 - мощное извержение и землетрясение, примерно 15 тысяч погибших.
1329 - поток обошел город стороной
1381 - извержения достигли порта Катании и затопили реку
1444 - угроза городу
1556 - затоплен залив
1669 - извержение изменило очертания берега настолько, что замок Урсино, стоявший у самого моря, оказался в 2,5 км от воды. Лава накрыла городские стены Катании, поглотив дома более 27 тысяч человек.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!