Проект порта Яде-Везер в Нижней Саксонии называют стройкой века - огромный проект стоимостью 1 млрд евро должен стать ключевым объектом инфраструктуры региона.
Проектом я заинтересовался еще в 2007 году, когда на выставке недвижимости "EXPO-Real" в Мюнхене была презентация пока еще концепта нового порта, способного принимать грузовые суда последнего поколения. Затем в 2008 году на семинаре по шпунтовым стенкам мое внимание снова было привлечено, на этот раз техническими особенностями.
Ну и, конечно же, впечатляют объемы нового строительства.
1. Сегодня мне повезло побывать на стройплощадке. Для нас провели интересную презентацию и немного прокатили вдоль линии работ.
Фотографировать можно было только в инфо-центре, поэтому фото основных этапов строительства я взял с официального сайта
http://jadeweserport.de/ .
2. Схема расположения будущего порта. На севере Германии, недалеко от крупных портов Бремерхафен, Куксхафен и Гамбург.
3. Концепт порта. Основными преимуществами называют расположенные по соседству погрузочно-разгрузочную и логистическую зоны, а также собственные доступы к автобану и железной дороге.
Справа набережная длиной почти 2 километра и погрузочно-разгрузочная зона шириной 650 метров (130 гектаров), слева логистическая зона площадью 160 гектаров. Порт способен принимать суда осадкой до 18 метров, это тоже называется одним из главных преимуществ, потому что на данный момент в мире существует всего 5 портов, способных принимать такие суда. Таким образом порт автоматически становится привлекательной перевалочной базой.
В левом нижнем углу располагается сервис-центр для грузовиков, таможня и выезд на автостраду, слева вверху расположен железнодорожный узел.
Бегло пройдемся по основным этапам строительства.
4. Начало работ в 2008 году. Уже видны контуры будущей площадки, начаты дноуглубительные работы и намыв песка.
5. Погружение шпунтового ограждения на глубину до 30 метров.
6. Еще одно преимущество порта - его независимость от приливов/отливов. К примеру для Гамбурга это существенная проблема, потому что крупные корабли могут проходить только по "большой" воде два раза в сутки.
Конец 2008 года.
7. Дноуглубительные работы с помощью экскаватора Liebherr. Фарватер специально делают более широким для возможностей дополнительного маневра и более глубоким с учетом возможного дальнейшего развития порта.
Всего извлечено и намыто 48 млн кубометров песка.
8. Погружение труб опор набережной.
Начало 2009 года.
9. Впоследствии их заливают бетоном. Черным окрашен участок возможной коррозии металла.
10. Прокладка нового рельсового пути и транспортного узла. Техника впечатляет.
11. Работы на первой захватке набережной. Это только четвертая часть. Сюда может встать корабль длиной до 430 метров.
Сентябрь 2009 года.
12. Февраль 2010 года. Одна из самых суровых зим за последние годы. Ожидают, что эта будет еще хуже.
13. Март 2010. Работы по устройству набережной.
14. Для производства бетона рядом со стройплощадкой построен собственный бетонный завод, в следующем году планируется завершить строительство собственной угольной электростанции.
80 000 тонн стали, 80 000 кубометров бетона требуется для всей набережной.
15. Можно оценить длину - почти 2 км. В самом конце видны краны с предыдущих двух фото.
16. Издалека это кажется огромным пустынным пляжем. Вдали едва можно разглядеть силуэты кранов и другой техники.
17. Состояние на начало ноября 2010 года. Завершается намыв территории. Справа внизу можно видеть склады стройматериалов, бетонный завод и строящуюся электростанцию. Слева внизу видны городские районы. Оранжевая территория по центру - площадью 400 га - также принадлежит порту и в будущем там планируется разместить вторую очередь логистического центра, а также, возможно, некоторые предприятия легкой промышленности.
18. 16-рельсовый железнодорожный узел. Отсюда будут уходить поезда в регион Рура, Берлина. В регионе Рура сейчас планируется создать крупнейший в Европе логистический центр, причем не в одном городе, а во всей метрополии, поскольку там пересекаются торговые пути с севера на юг и с запада на восток Европы.
19. Инфоцентр.
20. Показательная диаграмма сравнения объемов перевозимых контейнеров.
Второй столбец с конца равен 10-11 тысячам контейнеров, которые сейчас перевозят суда предпоследнего поколения в самые крупные порты мира. Последний же столбец соответствует 18-20 тысячам контейнеров, это как раз те самые корабли последнего поколения с осадкой 18 метров.
Третий столбец с конца соответствует объему контейнеров, которые планируется перевозить кораблями на ближние расстояния - в Германию, Скандинавию, Россию, Польшу. Столбец посередине как раз соответствует объему одного такого корабля.
Третий столбец с начала - объем, перевозимый одним ж\д составом, второй с начала - грузовой самолет, самый первый - грузовой автомобиль.
Таким образом, чтобы перевезти 10-12 тысяч контейнеров нам потребуется 5-6 тысяч грузовиков, или больше тысячи самолетов, или 100-150 ж\д составов, или 10-15 обычных кораблей-контейнеровозов.
Кораблями планируется перевозить 60% всех поступающих грузов, поездами - 20%, грузовиками - оставшиеся 20%
Каждый год объем контейнерных перевозок увеличивается на 10%.
Порт Фильгельмсхафена будет способен обрабатывать 2,7 млн контейнеров в год. Это в 10 раз меньше, чем порты Шанхая и Сингапура (25 и 20 млн соответственно), втрое меньше, чем порт Гамбурга (8,9 млн), вдвое меньше, чем порт Бремерхафена (4,9 млн). Однако планы дальнейшего развития порта предполагают к 2020 году увеличение мощности до 4-5 млн контейнеров в год.
21. Вот это как раза тот корабль последнего поколения "Эмма Мэрск" в порту Бремерхафена. Чтобы пройти в фарватер, загрузка корабля не превышает 70%. В ближайшие пару лет верфи концерна "Мэрск" планируют спустить на воду еще 10 таких судов.
22. В инфоцентре установлен симулятор капитанской рубки, на которой можно поуправлять многотонным монстром в условиях постоянного трафика и плохих погодных условий. Поразительно, но погрузка-разгрузка такого корабля занимает всего 1-2 суток. Возможно потому, что час простоя/задержки стоит 50 тысяч евро.
23. В августе 2010 года сотрудниками и посетителями инфоцентра был установлен мировой рекорд - построена масштабная модель транспортного корабля из Лего. Длина была 7,66 метра, они могли бы сделать и все 12, но им банально не доставили достаточного количества деталек, что достаточно забавно для будущего логистического центра.
На корабле было больше тысячи контейнеров, всего было использовано более 500 тысяч деталей.
Маркетингу нового порта отводится огромная роль. Этот порт новый, и не известен судовладельцам, поставщикам, покупателям. Соответственно поток грузов в первые несколько лет все так же будет идти через порты Бремерхафена и Гамбурга (несмотря на то, что эти города сами являются акционерами данного проекта, слишком ранний запуск проекта оттянет поток клиентов), а также Голландии, но отдел маркетинга играет на многих сильных преимуществах нового порта и работает над узнаваемостью бренда.
24. К примеру, они много занимаются социальной работой и благотворительностью. Один из проектов - регата Jade-Weser-Port-CUP, проводимая ежегодно в сентябре-октябре.
25. Исторические парусники соревнуются в скорости и маневренности, а вечером открыты для посещения туристами.
Также отдел маркетинга постоянно участвует на международных и национальных выставках, заключили партнерские контракты с портами в Азии, Южной Африке, Канаде (Галифакс), которые также могут принимать суда с осадкой 18 метров для создания сети транспортных узлов по всему миру.
Также формируется положительное общественное мнение, потому как сми местные жители пока что видят в новом порту только проблемы - шум, потоки машин, застройка селитебных (жилых) территорий. Несмотря на высокую безработицу в городе, жителям сложно будет рассчитывать на рабочие места в новом порту, потому что там будет требоваться самая высокая квалификация.
Хотя город сильно выиграет от роста инфраструктуры и потребления.
Еще немного фактов.
Первую очередь порта (погрузочный терминал и 100 га логистического центра, а также сервисный центр для грузовиков и офисный комплекс) планируют ввести в эксплуатацию в 2012 году, оставшиеся 60 га логистического центра - в 2013 году.
В 2013 планируется освобождение от частей бундесвера соседнего военного аэропорта в 5 км от города. Порт выкупает аэродром и соответственно получает возможность отправлять грузы транспортными самолетами, а длина взлетно-посадочной полосы позволяет принимать все возможные виды самолетов.
К 2015 году планируется расширение транспортных магистралей - ж/д, автобаны.
Стоимость строительства всего комплекса составляет 1 млрд евро. Стоимость сопутствующей инфраструктуры в городе и окрестностях (подъездные пути, бетонные завод, электростанция, объекты в городе и тд.) оценивается еще в 350 млн евро.
Для региона это достаточно большая сумма, было привлечено множество крупных и средних инвесторов помимо правительств соседних федеральных земель.
Окупаемость проекта предварительно оценивается в 25-30 лет.
Если сравнивать с недавно украденными нашим руководством 4 млрд долларов, то у нас могли бы легко построить парочку таких.
Еще показательно сравнить эту сумму с доходами концерна "Мэрск" - в прошлом году чистая прибыль составила почти 5 млрд долларов.
Логотип порта достаточно прост - волна снизу символизирует море, а сами кубики - контейнеры.
Посмотреть симуляцию порта можно здесь (траффик - 137 МБ)
http://www.jadeweserport.de/cms/index.php?idcat=159 Так же на сайте можно посмотреть основные технические и экономические характеристики, полистать фото-галереи работ на объекте, скачать рекламные фильмы и презентации.
В заключение хочу сказать, что я полностью верю в успешную реализацию данного проекта и его будущее развитие, потому что люди здесь работают с огромным энтузиазмом, вовремя ловят восходящий тренд и делают свою работу очень качественно. Я уверен, что уже через 5-10 лет этот порт будет известен наравне с портами Гамбурга, Бремена и Роттердама. Здесь для этого есть все условия.
п.с. погода вот только ужасная =)