Год назад я написал статью
ВСМ в Ростовской области: карты, планируемые сроки и стоимость. Высокоскоростная магистраль (ВСМ) - это обычная железная дорога, но очень прямая, для того, чтобы поезд мог развивать большую скорость.
Видеоролик о ВСМ Центр-Юг (Москва-Ростов-Адлер).
Click to view
В первую очередь решили строить ВСМ Москва-Казань.
Но не всё так однозначно. Раньше, чем Москва-Казань, может появиться скоростная магистраль Челябинск-Екатеринбург.
14 мая стало известно, что
премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о включении в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года проекта строительства Уральской высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск - Екатеринбург.
«Наш проект создания Уральской ВСМ Челябинск - Екатеринбург сегодня включен в транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года - главный документ стратегического планирования России в транспортной отрасли. Это еще один планомерный шаг на пути к реализации проекта. Мы планируем в 2019-2020 годах выполнить проектирование и в 2021-2024 годах построить магистраль», - прокомментировал заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров.
В Челябинске случился настоящий праздник.
Click to view
Общее расстояние между конечными станциями составит 218 километров. Поезда смогут разгоняться до 300 км/ч. Предполагается, что за сутки магистраль сможет пропускать 49 пар поездов. В будущем ВСМ Челябинск - Екатеринбург будет соединена с ВСМ Москва - Казань.
Конечно, всё случилось не просто так. Проект ВСМ Челябинск - Екатеринбург длительное время готовился админстрациями двух областей.
Чем мы хуже Челябинска?
Оказывается, у государства есть куча денег, которые можно тратить на такие приоритетные проекты, как ВСМ. Челябинская и Свердловская область подсуетились и теперь у них раньше всех может быть магистраль.
От проекта Центр-Юг никто не отказывался. Но построить весь проект 1540 км нереально. Предлагаю побороться на отдельный участок Лихая - Ростов ВСМ длиной менее 120 км.
Потом, участок ВСМ можно будет продлить до Краснодара.
Вот этот участок:
Синим изображен обычный путь, по которому сейчас ходят поезда. Красным я выделил участок ВСМ. Всего 3 станции: Лихая, Аэропорт Платов и Ростов ВСМ.
Черный - это действующие пути, с которыми продолжается ВСМ на Краснодар.
Зачем это нужно для Государства?
После ввода железнодорожной части Крымского моста участок Лихая-Ростов станет самым загруженным.
Еще проблема в том, что все поезда на юг делают немыслимые круги по Шахтам, Новочеркасску и Ростову-на-Дону. Пассажиры со всей страны тратят драгоценное время отпуска, потому что путь изгибается.
Длина пути Лихая - Ростов-Главный 162 километра, а Лихая - Ростов ВСМ всего 117 км.
Самый быстрый поезд сейчас преодолевает расстояние участок Лихая - Ростов-главный за 2 часа 22 минуты, время обычных поездов более 3 часов.
Самый обычный поезд сможет проехать по ВСМ за 50 минут. А высокоскоростной пролетит 117 километров с одной остановкой за 25 минут.
За счет маленького участка ВСМ Лихая-Ростов получается ускорение пути на 2-3 часа. Или 4-6 часов туда и обратно.
Продолжение ВСМ до Краснодара даст ускорение пути на 6-8 часов. Это 12-16 часов в обе стороны.
Зачем это нужно для региона?
Во всём мире ВСМ - это межрегиональная электричка.
Магистраль длиной 117 км проходит через наиболее населенную часть области практически до Каменска. Вблизи магистрали проживает более 2-х миллионов человек.
Аэропорт Платов, наконец, соединится с Ростовом-на-Дону и вообще все междугородние поезда будут ходить через него.
Важно, что время в пути до Ростова из любого города не превысит 1 час. Это означает, что жители областных городов смогут без проблем ездить в областной центр на работу.
Больше всех повезет жителям Каменска. ВСМ доходит до станции Лихая - это почти Каменск.
Возле Шахт и Новошахтинска можно было бы организовать остановку для региональных поездов. Либо сделать специальный маршрут поезда от Шахной назад в строну Лихой до пересечения с ВСМ и по ВСМ до Ростова-на-Дону.
А у жителей Новочеркасска появится новая возможность добираться до Ростов-ВСМ через Платов. Было бы здорово провести в Платов обычную электричку или трамвай от Новочеркасска.
Магистраль разгрузит от пассажирских поездов старую железную дорогу. Обычные электрички смогут ходить чаще с удобным расписанием.
Сравнение с конкурентами
ВСМ Челябинск-Екатеринбург почти в 2 раза длиннее. Им пришлось убрать по пути почти все станции, чтобы сделать время дороги 1 час 10 минут.
На ВСМ Челябинск-Екатеринбург будут работать новые высокоскоростные поезда до 300 км/ч. В то время, как нам достаточно обычных Сапсанов или даже Ласточек. Даже НЭВЗ выпускает пассажирские электровозы ЭП20 до 200 км/ч.
Население Челябинска и Екатеринбурга незначительно больше, чем население Ростова, Новочеркасска, Шахт, Новошахтинска и Каменска.
Никаких приемуществ у Челябинска и Екатеринбурга нет, кроме того, что первая ВСМ должна стать Москва-Казань в направлении Екатеринбурга.
В Ростовской области уже сложилась крупная агломерация. Магистраль приблизит Каменск, Шахты и Новошахтинск. Направление на юг очень загруженное и теперь все поезда на юг теперь смогут идти быстрее.
Зачем это нужно для Ростова?
Авторы
проекта ВСМ нарисовали такую картинку, где красная линия - рекомендуемый вариант ВСМ, а серый квадрат - новый вокзал:
Может показаться, что вокзал на краю города - очень плохая идея, потому что жителям будет трудно добираться.
Но, на самом деле, вокзал в Левенцовке - это быстрый путь сделать в Ростове-на-Дону эффективную транспортную систему и хороший общественный транспорт. Именно для этого нам очень пригодится ВСМ.
Как именно, я напишу во второй части.
А пока предлагаю первую идею:
Построить участок ВСМ около 120 км, который сразу начнет эксплуатироваться ускоренными поездами до 200 км/ч в обход Шахт, Новочеркасска и Ростова-на-Дону. Вместо старого участка.
Запустить специальные поезда на 300-400 км/ч, когда будут готовы другие участки ВСМ Центр-Юг.