Стадия монады

Feb 10, 2017 12:37

Оригинал взят у little_kchaiya в Стадия монады
У нас в фемосфере до сих пор мало материалов на тему бытия в одиночестве, счастья быть одной, построения горизонтальных связей. Большинству феминисток это попросту неинтересно и неактуально, ведь они состоят в гетеро-отношениях и / или имеют детей, т.е. являются частью вертикальных семейных иерархий. Поэтому восполнять дефицит информации в этом направлении предстоит нам самим :)



Вот интересная цитата из поста gremlinmage Про исторические условия формирования личности. (здесь и далее - переписано на феминитивах)

"Варга описывает так называемую "стадию монады" как одну из важнейших ступеней развития личности человеки. Это тот период, когда человека отделяется от семьи родительской, но еще не создала семью собственную и живет в социуме в режиме "монады", развивая горизонтальные социальные связи - с подругами, коллегами, вписывается в профессиональные сообщества и т.п.  Варга утверждает, что этот период является критическим для формирования представлений о личностных границах, становления устойчивой самооценки и вообще, достижения полноценной зрелости. Люди, которые этой стадии не прошли, с гораздо большей вероятностью влипают во всяческие созависимости, и у них больше тенденция к слиянию с партнеркой.

Так вот, перехожу от мыслей Варги к собственным: эта самая стадия монады стала доступной и распространенной в относительно недавнее по историческим меркам время. Если мы оглянемся на историю, то увидим, что на протяжении столетий подавляющее большинство людей эту стадию не проходили по причине отсутствия социальных возможностей. Прежде всего это касается женщин. До последнего времени женщина полностью "пролетала мимо" стадии монады, из родительской семьи она сразу переходила в семью мужа. По-моему, это напрямую связано с подчиненным положением женщины в семье и обществе. У женщин фактически не было возможности личностно созреть, полностью сформироваться как самостоятельная, независимая личность, научиться ощущать себя человекой, а не просто членом семьи.

То же происходило со многими мужчинами. И здесь грань проходила по границе социальных сословий. Фактически, более-менее полноценная стадия монады была доступна только мужчинам из высших слоев общества. Всевозможные странствующие рыцари, воинские братства, позже - военные училища и гражданские университеты - все эти социальные институты "изымали" юношу из родительской семьи и помещали его как "монаду" в окружение равных, с которыми он выстраивал те самые горизонтальные связи.

В крестьянской культуре - а крестьянство повсеместно было самым низшим, самым бесправным и угнетаемым сословием - этого не было. Крестьянский мальчик тоже до свадьбы жил в родительской семье, а часто и после оставался частью родительской семьи вместе со своей женой и детьми.

Что до других сословий, то здесь уже можно обратить внимание на различия культур разных стран. Так, в Европе среди горожан-ремесленников практически повсеместно существовала мощная цеховая культура и, в особенности, традиция станствующих подмастерьев. Т.е. юноше из ремесленного сословия принудительно предписывалось на некоторое время покинуть родной горд и существовать в полном отрыве от своей семьи, опираясь на горизонтальные социальные связи с друзьями-попутчиками (подмастерья редко странствовали в одиночку, время такое было). Возможно, в этом можно предположить одну из причин различий в самосознании и общественной роли буржуазии в России и на Западе. Русская буржуазия формировалась в основном из купечества, с сильными патриархальными традициями и отсутствием стадии монады в "культурной программе" взросления людей.

Но вернемся к проблемам гендерного неравенства. Даже в отсутствие полноценной стадии монады в жизни человеки, развитие горизонтальных связей все равно стоит признать очень важным фактором в достижении личностной зрелости. Но даже в современном обществе существует очень большая разница в отношении к горизонтальным связям женщин и мужчин. Мужская дружба всячески воспевается и романтизируется, бытует (возможно, совершенно правильное) мнение, что мужчина, у которого нет друзей - это какой-то неправильный, "неполноценный" мужчина. Профессиональные связи и членство в профессиональном сообществе для мужчин тоже признаются нужными и важными. Тогда как женская подружба часто обесценивается, повсеместно можно встретить суждения о том что "женщины не умеют дружить", "женская дружба - до первого парня" и т.п. Женщинам настойчиво внушается, что семейные отношения - это главное, а подружки - это так, баловство и фигня какая-то, не стоящая вложения времени и ресурсов [ведь мы живём в мужском мире, главные ресурсы у мужчин, а значит, отношения с ними предпочтительнее, даже при всех рисках и издержках - LK].

Здесь еще можно вспомнить, что очень часто в ситуациях семейного насилия и созависимости первое, что делает мужчина-агрессор [это может быть и женщина, например мать - LK] - это пытается отрезать жертву от горизонтальных связей, всячески осуждая и препятствуя ее общению с подругами. Такие агрессоры, скорее всего, умных психологических книг не читали, но инстинктивно чувствуют, что горизонтальные связи являются опорой для развития зрелости и самостоятельности, а цель агрессора - ввести жертву в состояние инфантильности и беспомощности.

Можно было бы порассуждать и о разных других аспектах этой проблемы, например, этнографическом материале о социальных традициях примитивных народов. Там принудительное отделение взрослеющих мальчиков от родительской семьи, всяческие "мужские дома" и т.п. встречаются довольно часто, а сходных традиций для девочек практически не существует (за некоторыми редкими исключениями)."

* * *

Определение Анны Яковлевны Варги звучит так:

«Стадия монады: одинокая, финансово самостоятельная молодая человека, живущая [...] сама по себе, вырабатывающая некий опыт самостоятельной жизни, реализующая правила, усвоенные ею в родительской семье, к которым она может как-то отнестись, слегка от них отстраниться, проверить их на практике. Это - очень важная стадия как для индивидуального психологического развития, так и для развития будущей семьи».

То есть Варга в лучших патриархальных традициях рассматривает монаду всего лишь как подготовительный этап (многие психологини не стесняясь называют стадию монады "добрачным периодом"). Она нужна для более эффективного функционирования человекоединицы в стадии диады - гетеро-пары, а далее триады - детной семьи. В диаде и триаде человека опять теряет свою независимость и самодостаточность, вынуждена согласовывать свои планы, предпочтения и бюджет с другими людьми, но также может рассчитывать на изменения чужих планов, предпочтений и бюджетов в свою пользу. А потом всё раскручивается в обратном порядке:

«Дети женились, живут отдельно, встречаются с родителями, родительская жизнь не развалилась, когда родители остались вдвоем. Наступает следующий этап - симметричный второму этапу: пожилые родители вдвоем. Часто это называется в литературе синдромом опустевшего гнезда. (Когда им надо подменять чем-то не нужные больше родительские функции.) В наших семьях это часто подменяется внуками, а в семьях других культур - путешествиями и разными другими делами.
Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне - конец семьи».

Источник: http://shvaratsky.com/psychology-otnosheniy/family-cycle

* * *
Было бы интересно поделиться опытом: кто сколько времени провела в стадии монады, считаете ли её хорошим вариантом на всю жизнь, стоит ли на ваш взгляд заморачиваться с диадой-триадой (пусть в лесби-варианте), если в итоге те, кто доживают до старости, возвращаются к монаде?

Обсуждение поста ВК: https://vk.com/wall-114625494_5422

страх, , родители и дети, стереотипы, самосознание, сама с собой, на подумать

Previous post Next post
Up