Оригинал взят у
mkdir1 в
Аутистический спектр (спектр аутизма) Термин "аутистический спектр" широко используется и применяется как в литературе, так и на практике. Понятие спектра нарушений, связанных с аутизмом, присутствовало в теоретических концепциях со времен Каннера и Аспергера: оба признали, что способности и уровни функциональности варьируются весьма значительно, как и проявления аутизма. Наиболее тесно эта концепция связана с работой Л.Уинг. Аутистический спектр представляет собой континуум расстройств или состояний, различающихся по степени тяжести, проявлениям, прогнозу и перспективам, но связанных с точки зрения основных нарушений или дисфункций и, возможно, с точки зрения общей этиологии.
В случае аутизма нет универсального теста или оценки, которые могут быть индикаторами состояния в конкретных условиях, потому всегда будет стоять вопрос о том, где установить границу между нормой и патологией. Когда умный, высокофункциональный человек с аутизмом становится "нормальным" человеком с плохими социальными навыками и эксцентричным поведением? Дело в том, что пока мы не знаем точную причину аутизма, его границы будут расплывчатыми, а проведение чёткого разграничения невозможно. Но нужно знать, кто и по какую границу воображаемой разделительной линии. Это важно, так как для обеспечения эффективности любая поддержка или вмешательство должны быть гибкими и планироваться в зависимости от характеристик конкретного нарушения, а не только на основании симптомов. Есть основания полагать, что если человек с аутизмом не отличается явно от "нормального" общества, то необходимость вмешательства будет минимальной. Классификация пограничных случаев и проявлений аутичных черт как части аутистического спектра может быть полезной для знаний и практики, связанных с аутизмом. Более широкое применение аутичных признаков может привести к более глубокому пониманию аутизма в целом и, следовательно, к более толерантному (принимающему) обществу.
Поскольку трудно определить соответствующие подгруппы в рамках аутизма на основе строгих клинических оценок, можно это сделать на основе широких и субъективных социальных характеристик. Существуют различные классификации, например разграничивающие аутизм и синдром Аспергера, а также другие сходные состояния. Одну из классификаций предложили Лорна Уинг и Юдит Гулд. Она основана на социальном поведении при аутизме и со временем включила в себя некоторые дополнения. Необязательно относить человека только к одной из этих групп, так как они представляют собой общие тенденции аутистического поведения.
Отстранённая (отрешённая) группа
Описывает то, что принято называть аутизмом по Каннеру. Отчужденность многих людей с аутизмом означает глубокую изоляцию от общества и неспособность или нежелание взаимодействовать, создавать взаимные отношения с другими людьми, особенно со своими сверстниками. Как правило, эта группа избегает контакта и взаимодействия с другими людьми и проявляет беспокойство или "вызывающее поведение" при навязывании коммуникации. Исключением являются близкие родственники, но привязанность к ним и формирование связей отстают по сравнению с нормальным развитием и проявляются в нетипичной манере. Дети этой группы могут не искать компании своих родственников и их поддержки. Такое поведение создает впечатление отсутствия привязанности к родителям, что вызывает у них болезненную реакцию.
При общении заметны серьёзные нарушения: от плохого владения языком и невербальным общением до явной немоты. Речь присутствует в качестве средства коммуникации самого низкого уровня - запросить объект или инициировать действие, потому редко используется в социальном контексте. Взаимодействие посредством речи строго ограничено, если вообще присутствует. В случаях более высокого уровня функционирования или синдрома Аспергера это неправильное использование речи явно заметно даже при кажущейся компетентности в каком-либо вопросе, например постоянные разговоры о конкретной области интересов или хобби без ожидания ответа от других людей. Невербальное поведение у представителей этой группы может содержать отличительные признаки: частое избегание зрительного контакта, направленность взгляда не на собеседника или объект, отсутствие совместной вовлечённости (общее восприятие или внимание, связанное с третьим объектом, лицом или событием). Также возможны трудности с подражанием или копированием поведения.
Символическое, ролевые и творческие игры, как правило, весьма ограничены или вовсе отсутствуют. Ребёнок отказывается от контактов и игры по инициативе взрослого или сверстников, и сам редко выступает инициатором. Вместо этого присутствуют стереотипные действия, могущие перерасти в жесткую рутину и ритуалы. Они выражаются в простых или сложных последовательностях действий. Любые из них могут проявиться у ребёнка, например тряска кистями рук или размахивание руками, раскачивание корпуса тела из стороны в сторону, кружение вокруг своей оси или верчение предметов. У высокофунциональных людей с аутизмом подобное бывает более заметно при сложных занятиях, например сбор или ранжирование разнородных объектов. Наблюдаются необъяснимые перепады настроения, странные и неадекватные реакции на сенсорные стимулы (игнорирование очевидных ощущений и избыточное внимание к незаметным), отсутствие реакции на боль, социально неприемлемое поведение. Последнее может проявляться в форме истерики или агрессии (но необязательно свидетельствует о злом умысле, как отмечает Г.Аспергер) и обусловлено естественной реакцией на нарушение рутины или вторжение в личное пространство.
Пассивная группа
Описывает сходное с "отстранённой" группой поведение при социальном взаимодействии - оное не инициируется и нет демонстрации потребности в нём. Однако возможны пассивные или даже позитивные отклики на попытки установить контакт. Поэтому возможно расширить и поддерживать взаимодействие, но поддержка связи может быть затруднена, так как со стороны неаутичной личности требуется постоянное инициирование контакта и поощрительные действия для его поддержания. В этом плане коммуникацию нельзя назвать обоюдной, но при некоторых усилиях она может стать удовлетворительной. Как правило, у данной группы речь развита лучше, чем у "отстранённой" группы, но опять же ограниченно используется - часто отсутствуют или представлены в малом количестве потребность делиться своими чувствами и установление межличностных отношений. У некоторых представителей группы бывает богатый словарный запас, но употребляются не всегда подходящие к случаю слова и фразы, например длинные слова, сложные фразы или предложения в бытовой деятельности повседневной жизни.
Другие поведенческие паттерны, присутствующие как у "отстранённой", так и у "пассивной" группы, связаны с повторяющимся и стереотипным поведением. В целом они менее выражены и заметны в "пассивной" группе, например менее вероятно, что нарушение рутины вызовет беспокойство и станет причиной раздражения или тревоги. Эта группа кажется функционирующей на более высоком уровне, чем "отстранённая", но уровень возможностей индивидов варьируется в широком диапазоне. В рамках этой группы поведение, возможно, тесно связано с синдромом Аспергера, но его также можно наблюдать при классической форме аутизма и других расстройствах аутистического спектра. Прогноз для "пассивной" группы относительно положительный: многие могут учиться в системе общего образования.
Активная, но странная группа
Описывает такое социальное поведение, при котором присутствуют попытки установить связь и сблизиться с другими людьми, но происходит это странным образом и в своеобразной манере. Цель таких попыток может быть связана не столько с развитием отношений с другими людьми, сколько с удовлетворением конкретных, часто стереотипных, интересов и занятием собственной деятельностью, например говорить часами на тему собственных интересов, не обращая внимания на слушателя. В плане речевого развития эта группа более благополучна, чем две упомянутые выше, но речь развивается медленно и зачастую используется необычным способом. В лексиконе присутствуют длинные и сложные предложения и фразы, нередко заимствованные из разговора с кем-то. Буквальные интерпретация и использование слов бывают причиной проблемных и комических ситуаций. Отсутствуют или недостаточно развиты разговорные навыки и этикет, присущие большинству людей.
Другие навыки общения, такие как тон голоса и зрительный контакт, заметно отличаются от того, что считается нормальным. Представители этой группы могут создать воображаемый сценарий действий и использовать его с незначительными вариациями (так ограниченно проявляется имитация). Зачастую эти сценарии основаны на наблюдаемых событиях или персонажах (увиденных по телевизору) с незначительной адаптацией. Это хорошо видно по той удивительной точности, с которой они могут вспомнить и восстановить прошлые события в виде игры. Что соответствует исследованиям, свидетельствующими о том, что у детей с аутизмом присутствуют сложности с созданием игр, в которых нужно воображать что-либо или притворяться кем-либо, но если игра, в которой надо изображать кого-либо, уже создана, а воображаемый сюжет придуман и развит, то поведение детей с аутизмом не особенно отличается от поведения неаутичных детей. Это одно из основных проявлений стереотипной и повторяющейся деятельности у этой группы. Другие виды поведения и интересы аналогичны наблюдаемым в первых двух группах и могут варьироваться от простых действий (пример: вращение) до сложных (пример: запоминание расписания автобусов).
Представителям данной группы часто свойственны неуклюжесть и плохая координация. У них наблюдается более высокий уровень адаптации и их показатели IQ высоки. Проблемное поведение возникает в результате неуместных тем разговора или вопросов - люди этой группы кажутся упрямствующими и раздражают окружающих, что приводит к критике со стороны других. Поскольку у людей с аутизмом чувствительность выше обычной, то возможны такие последствия как срыв или агрессия. Как и в случае с "пассивной" группой идентификация и диагностика аутистического спектра в "активной" группе запаздывают в сравнении с "отстранённой" группой, считающейся более типичной для аутизма. Для внесения ясности требуется подробнейшая история развития. Бывает так, что до установления диагноза трудности у высокофункциональных людей с аутизмом объясняют психологическими или поведенческими причинами. В основном эта группа представлена людьми с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом.
Чрезмерно формальная, неестественно высокопарная группа
Описывает большей частью подростков и взрослых. Развитие социального поведения в этой группе отчасти объяснимо изучением и применением осознанных правил общения и взаимодействия людьми с высокофункциональным уровнем и хорошим речевым уровнем. В результате попыток соответствовать нормам социального этикета при отсутствии понимания его сути могут возникнуть чрезмерная вежливость и формализм без учёта социального контекста. В итоге использование речи носит неуместный характер и является следствием сложной системы правил, которыми регулируется коммуникация, при неспособности понять тонкости этих правил. Что можно рассматривать, как сознательную попытку создать навыки, осваивающиеся неаутичными людьми больше на подсознательном уровне. Такое поведение наблюдается чаще всего в подростковом и взрослом возрасте и обусловлено оттачиванием, освоением речи и навыков общения, требованиями к речи в другой возрастной среде и с учётом контекста социальных ситуаций.
Вот, пожалуй, наиболее важные элементы классификации аутистического спектра на основе поведенческих характеристик. Они содержат общие черты, наличествующие в достаточном выражении для их обнаружения. Это не означает, что человек не может демонстрировать характеристики каждой группы в равной степени: описания групп содержат множество пересекающихся черт. Предположительно, такая группировка отображает весь спектр аутистических расстройств.
Источники:
1. Oliver, S "Understanding Autism. A Guide For Nurses" // Oxford Brookes University, 1998.
2. Wing, L "Autistic Spectrum: a Guide for Parents and Professionals" // Constable, London, 1996.