Оригинал взят у
satori_x в
О положении женщин в Чеченской Республике "Кавказский узел"
полностью опубликовал доклад Комитета «Гражданское содействие» и ПЦ «Мемориал» "Чеченцы в России" ( еще в январе 2015, но я увидела его только теперь ). Он достаточно большой, здесь я привожу только тот раздел, который относится к женщинам, и то для формата ЖЖ это несколько громоздко. По ссылке рекомендую ознакомиться хотя бы с введением и заключением. Еще там есть раздел о махинациях с материнским капиталом.
Список литературы в конце доклада содержит интернет-ссылки, что имеет свои издержки. Я проверила все ссылки, снабдила комментариями ( в квадратных скобках ). Практически, для чтения на русском доступен только один доклад. Другие материалы на английском. Некоторые ссылки не работают.
--------------------------
О положении женщин в Чеченской Республике написано
уже очень много 2
Однако мы продолжаем сталкиваться с непониманием этой проблемы как внутри России, так и за ее пределами. Основная причина этого непонимания состоит в отсутствии адекватной информации о происходящем, поскольку проблемы отношений мужчин и женщин, появления внебрачных детей, изнасилований, не говоря уже о проблемах ЛБГТ-сообщества, строго табуированы в чеченской культуре.
При этом, указанные проблемы сохраняют свою актуальность. Более того, они усугубляются и к ним сегодня присоединяются новые проблемы, связанные, как уже говорилось выше, с тем, что строгое соблюдение традиций сегодня заменяется декларациями и произволом находящегося у власти окружения главы Республики. Часто малокультурные, но облеченные неограниченной властью люди, толкуют традиции так, как сегодня им удобно, и принуждают окружающих мириться с этим.
Представление о традиции у руководства Чечни может меняться довольно часто. Рамзан Казыров трактует традиции, исходя из своих интересов и даже сиюминутных настроений. Если обычно считалось, что умыкание невест - это "красивый кавказский обычай", то однажды Рамзан Кадыров объявил, что за кражу невесты жених будет жестоко наказываться. При этом перестали делать разграничение между добровольным участием девушки в похищении ее любимым человеком и насильственным принуждением к браку. В хронике "Мемориала" приведен случай, когда девушка добровольно участвовала в инсценировке похищения своим соучеником по институту. Однако родственники заставили ее вернуться, а потом убили. Уголовное дело было возбуждено, но в связи с исчезновением девушки, несмотря на то, что ее тело было выброшено перед домом на глазах у всех соседей, никакого расследования проведено не было. Родственники девушки пытались убить и ее жениха, но на это у них оказалось недостаточно сил и влияния.
Таким образом, одно и то же действие может быть рассмотрено и как соблюдение традиций, и как их нарушение, в зависимости от того, кто их совершает.
Ниже мы приводим несколько примеров, раскрывающих положение женщин в сегодняшней Чеченской Республике.
1. В последние годы в Чеченской Республике нередки так называемые "убийства чести", когда мужчины расправляются со своими родственницами даже за весьма незначительные отступления от "норм поведения чеченской девушки".
Такие факты имели место и прежде, нельзя сказать, что такой жестокой традиции не было. Однако в последние годы решение принимается не на основании традиции, а зависит от произвола родственников, занимающих высокое положение. Близкие родственники не решаются жаловаться, поскольку это не приводит к наказанию виновных, а только кладет тень на память убитой и на всех членов ее семьи.
6 июля 2013 года в г. Грозном Чеченской Республики была похищена и бесследно исчезла двадцатилетняя Хадижат Элимханова. В ее похищении, возможно, принимали участие сотрудники силовых структур.
Информацию о произошедшем сотрудники Правозащитного центра "Мемориал" получили 23 июля из неофициальных источников. Они встретились с матерью похищенной, Лайлой (Лили) Хасиевой, опросили ее и взяли у нее заявление. Сама Хасиева до этого не обращалась ни в какие правозащитные организации.
Хадижат Элимханова жила с матерью в многоквартирном доме в Грозном на ул. Маяковского. Ее отец давно оставил семью и уехал из Чечни.
6 июля около 18:00 Хадижат вышла из квартиры, сказав матери, что идет к подруге Залине, живущей в соседнем доме. Девушки обменивались одеждой, и Хадижат хотела вернуть ей юбку. У Залины они пробыли примерно 15 минут, затем вместе вышли на улицу - Элимханова собиралась домой. В 18:30 девушки стояли перед магазином на ул. Маяковского, рядом с домом № 147. Потом Залина отошла куда-то, а Хадижат замешкалась, по-видимому, отправляла SMS-сообщение.
В этот момент рядом с Элимхановой остановилась "Лада Приора", из нее выскочили двое мужчин. Один из них, высокий и худощавый, был в камуфляжной форме, у него на боку висела кобура с пистолетом; второй, невысокий и плотный, был в гражданской одежде. На глазах у многочисленных свидетелей мужчины набросились на девушку. Хадижат сопротивлялась. Однако нападавшие, избивая, закинули ее в автомобиль и увезли. Все произошедшее было заснято на видеокамеру, висевшую у входа в магазин.
Вскоре Залина вернулась и узнала от находившихся у магазина людей о том, что произошло. Однако она почему-то даже не позвонила матери подруги и не сообщила о похищении.
Поскольку Хадижат не возвращалась домой, а ее мобильный телефон не отвечал, ее мать, Лайла Хасиева, отправилась на поиски. Почти сразу же ей удалось узнать от соседей, находившихся на улице, о случившимся, а также найти свидетелей похищения. По их словам, один мужчина попытался помешать похищению, но вооруженный преступник пригрозил, что будет стрелять. Другой свидетель сообщил, что похитители заявили окружающим: "Мы из Хоси-Юрта" (имеется в виду родовое село Кадырова, т.е они из высшего слоя кадыровцев). Были свидетельства, что девушка называла одного их похитителей Муслимом и просила оставить ее в покое.
В нынешнем Грозном открыто носить на поясе кобуру с пистолетом может позволить себе лишь сотрудник силовых структур. В тот же вечер Лайла Хасиева написала заявление о похищении дочери в ОВД Старопромысловского района Грозного. Однако оперативная группа на место преступления немедленно не выехала, меры для задержания преступников "по горячим следам" приняты не были.
Лишь на третий день после похищения сотрудники Старопромысловского РОВД опросили Хасиеву, осмотрели место происшествия и изъяли видеозаписи с камеры, установленной у магазина.
12 июля Хасиева обратилась с письменным заявлением в следственный отдел СУ СК РФ по ЧР Старопромысловского района, оттуда дело было передано в СУ СК РФ по ЧР. Лишь после этого, по словам Лайлы, началось серьезное расследование преступления.
Судьба Хадижат Элимхановой до сих пор неизвестна.
По словам соседей, в день ее исчезновения двое мужчин, по описанию похожие на похитителей, спрашивали у соседей, где живут Лайла и ее дочь Хадижат.
Номера машины, на которой похитители увезли девушку, ни за кем не числятся. Такими номерами обычно пользуются сотрудники силовых структур при проведении спецопераций.
Лайла Хасиева предполагает, что к похищению ее дочери может иметь отношение один из родственников отца Хадижат по имени Муслим. Он служит в спецбатальоне на военной базе в Ханкале, в котором проходят службу многие бывшие бойцы батальона ГРУ "Запад", расформированного в 2008 году. По словам Хасиевой, этот человек ранее угрожал Хадижат, передавал угрозы через ее подруг. Ему не нравилось, как она себя ведет. Это, скорее всего, и было поводом для преступления.
2. Самостоятельность женщин также может вызвать раздражение кого-то из мужчин, придерживающихся убеждений, что место женщины на кухне. Недовольство слишком самостоятельным поведением женщин может иметь трагические последствия. Одним из примеров этого служит история убийства трех женщин.
Утром 10 мая 2013 года на мобильный телефон Заман Айдамировой, проживающей в с. Нагорное, Грозненского района, позвонил некий Султан, представился участковым из села Гелдаган, и спросил, где её дочери Сацита и Зарган. Мать сказала, что они должны быть в этом селе на автомобильной мойке. Султан сказал, что в помещении мойки всё разбросано, много крови, а самих женщин нет.
По словам Заман, её дочери Айдамировы Сацита Алмановна, 1988 г.р., мать двоих детей, и Зарган Алмановна, 1990 г.р., мать одного ребёнка, обе они разведены с мужьями и, против традиций, отстояли себе право оставить детей у себя.
Сестры решили открыть свой небольшой бизнес. В селе Гелдаган они взяли в аренду мастерскую для мойки автомобилей. По договору с хозяином мастерской Ибрагимом Хамзатовым, сёстры должны были отремонтировать помещение за свой счёт и после ремонта начать работу. Первый месяц - с 15 апреля по 15 мая - арендная плата погашалась за счёт трат на ремонт, но в дальнейшем сёстры должны были платить некоторую сумму каждый месяц. Мойка начала работать с начала мая.
9 мая в 22 часа мать по телефону поговорила с дочерьми, они сказали, что у них всё в порядке. Сёстры жили в служебном помещении при мастерской, и с ними находилась их подруга Селима, которая пришла их навестить. По словам матери, Селиме примерно 20 лет, она маленького роста худощавого телосложения, и неё был перелом руки, она ходила в гипсе. Так что, нанести какой-либо вред сестрам она не могла. Утром мать пробовала позвонить, но телефон был выключен.
Заман написала заявление в отдел полиции Грозненского района, где подробно описала все события последних дней. Мать пыталась выяснить судьбу дочерей, но безуспешно. Хозяин помещения Ибрагим Хамзатов сказал ей, что утром 10 мая он тоже пытался позвонить им, но телефон не работал. Проезжая мимо, он увидел, что двери мойки открыты, он вошёл туда, но не нашёл там никого. Всё в помещении было разбросано, на стенах и на полу - кровь, небольшие фрагменты человеческих тел. Трупы с места происшествия исчезли.
Заман обратилась в РОВД Грозненского района с заявлением об исчезновении дочерей.
Сотрудники "Мемориала", со своей стороны, провели своё расследование этого случая, им из разных источников по крупицам удалось собрать картину произошедшего.
В ночь с 9 на 10 мая сёстры и приехавшая к ним в гости Селима поздно легли спать. Когда они уже спали, к ним в комнату, (предположительно через окно) забрались вооружённые люди и стали их расстреливать из автомата Калашникова с глушителем и пистолета "ПСМ". Утром 10 мая оперативной бригадой полиции в мастерской было найдено множество гильз выше названных моделей оружия. После того как на месте происшествия побывала бригада оперативников, исчезли и эти улики.
Рядом с мастерской находится автозаправочная станция, где есть камеры видеонаблюдения и, возможно, на них была запись, на которой можно было бы узнать преступников и увидеть их передвижение. Однако, насколько известно, записи того периода, когда было совершено преступление, исчезли.
Автомойка расположена на окраине села, но жители ближайших домов, скорее всего, выстрелы услышали бы, если бы стреляли из оружия без глушителей.
Когда бригада оперативников из районного отдела полиции стала осматривать место происшествия, вокруг автомойки собралась толпа. По словам очевидцев, в это время подъехал молодой бородатый человек, с пистолетом на боку; полицейским он представился как "Рейнджер". (В Чеченской Республике многие местные силовики - бывшие боевики - предпочитают называть себя не по имени, а по своими "звучным" радиопозывным, нередко тем же, что и в период их участия в вооруженном подполье: "Джихад", "Лорд", "Медведь", "Чекист", "Ричард" и т.п.). Впрочем, некоторые местные жители назвали и настоящее имя "Рейнджера" - Али (фамилия тоже была названа, но в целях безопасности мы ее не приводим). Очевидцы, местные жители, слышали часть беседы "Али-Рейнджера" по телефону; он говорил о том, что произошло на мойке: "Это наша работа, и об этом знают наверху".
По факту исчезновения женщин органы МВД начали розыскное дело. Следственный комитет республики возбудил уголовное дело по ст. 105 (убийство) УК РФ. Сотрудники СК выезжали на место происшествия. 17 июля в помещение автомойки приезжал новый начальник Следственного управления СК РФ по ЧР С.И. Бобров. По словам местных жителей, в это же время к помещению опять подъехал "Рейнджер". Он наблюдал со стороны до тех пор, пока сотрудники СК не уехали, часто звонил кому-то.
На настоящий момент хозяин автомойки арестован по подозрению в причастности к преступлению. Обоснованность этого вызывает большое сомнения.
3. Активные самостоятельные действия женщины могут вызвать резко отрицательную реакцию и стать основанием для ее преследований. Самое трагичное то, что при этом она настолько не защищена, что самые близкие ей люди могут стать на сторону преследователей из опасения за собственную жизнь.
Студентка Чеченского госуниверситета Хава в 2009-2011 гг. участвовала в проекте Комитета "Гражданское содействие" "Просвещение в области прав человека на Северном Кавказе". В сентябре 2010 г. в ее группе в университете появилась новая студентка Резеда, которая после перерыва восстановилась на последнем курсе. У Резеды были большие семейные проблемы, которыми она иногда делилась с Хавой, замечавшей слезы на ее глазах. Девушка была беременна, и над ней издевался муж, Руслан, который оскорблял и избивал ее, морил голодом. Резеда попросила Хаву помочь в обращении в Комитет "Гражданское содействие".
Хава, считая себя членом правозащитной организации, не могла отказать человеку, нуждающемуся в помощи. Она видела, что молодая женщина была готова покончить жизнь самоубийством, и решила помочь ей, понимая, что это может оказаться опасным для них обеих.
В июле 2011 г Резеда, после очередного избиения мужем, попала в больницу. Хава ухаживала за ней, носила еду, постельное белье, деньги, без которых лечение в Чечне невозможно. В это время муж Резеды позвонил её старшему брату и потребовал, чтобы братья забрали обратно свою сестру, но брат отказался ее принять.
Тогда Хава помогла Резеде написать заявление в муфтият, Резеду с мужем вызвали к муфтию. Заместитель муфтия, оказавшийся родственником Руслана, провел с каждым из супругов беседу, Резеде сказал, что ее муж - хороший мусульманин, а она ведет себя неправильно, не слушается мужа, хочет свободы, что она должна подчиняться мужу. А затем объявил братьям Резеды, что конфликт между супругами улажен.
В тот же день Хава уговорила Руслана отпустить Резеду с ней в университет, а на самом деле отвела ее в созданную Рамзаном Кадыровым правительственную комиссию по семейному примирению, где заранее договорилась о встрече. Председатель комиссии предложил Резеде написать заявление о том, что ее избивает муж. Затем председатель и его помощник вместе с Хавой и Резедой поехали к ее мужу. Руслан перед членами комиссии обвинял жену в том, что она не носит платок, не согласилась ехать в Москву к шейху изгонять шайтанов, что во время учебы поздно возвращалась домой, что не берет трубку, когда он ей звонит. Председатель прочел над Резедой отрывок из Корана и сказал, что шайтанов в ней нет. Потом он порвал заявление Резеды и сказал ей, что мужа надо слушаться, а мужу сказал, чтобы он не бил жену хотя бы до родов. После этого ссоры между супругами и избиения Резеды возобновились.
Братья в случае возвращения Резеды в родительский дом угрожали ее запереть до родов, а после родов - убить, а ребенка отдать отцу. Молодая женщина была на грани суицида.
Тогда Хава взялась помочь Резеде в побеге от тирана-мужа и братьев. Она рассказала сотрудникам Комитета "Гражданское содействие" о ее ситуации, и было решено тайно перевезти Резеду в Москву.
В начале августа 2011 года Резеда окончательно решилась бежать, но денег у нее не было. Хава помогла ей продать украшения, купить билет на автобус и выехать в Москву. В Москве Резеда родила сына, при этом пришлось уговаривать врачей оказывать ей и ребенку медицинскую помощь без регистрации, которую она не могла оформить, так как по адресу регистрации ее могли найти родственники. Позже Резеду и ее ребенка приняла Норвегия, где им было предоставлено убежище.
Надо отметить, что после бегства Резеды в Москву Комитет "Гражданское содействие" направил написанное ею письмо самым близким людям Резеды - бабушке и дедушке. В письме сообщалось, что она жива, здорова и находится в безопасности. Оно было направлено таким образом, что определить, где находится Резеда было невозможно.
Спустя некоторое время после бегства Резеды Хаве неожиданно позвонил Руслан. Угрожая Хаве, требовал сообщить о месте нахождении Резеды. Говорил, что его мучают ее родственники и милиция, обвиняют в убийстве жены. (В создавшейся в Чечне ситуации такая развязка не была бы чем-то невероятным.)
Хава согласилась на встречу с Русланом, но он не пришел, а через 2 часа ей стали звонить мать и сестра Резеды, которые обвиняли Хаву в том, что она сбила с пути замужнюю женщину, оскорбляли Хаву, требовала вернуть Резеду обратно. Несколько дней родственники Резеды звонили Хаве по 200 раз в день, забрасывали СМС-ками - в конце концов, Хаве пришлось выкинуть SIM-карту.
Через 3 недели рядом с Хавой на улице остановилась машина с затемненными стеклами, в которой сидели четверо мужчин. Хаву затолкнули в машину и повезли в Грозный в Старопромысловское отделение полиции.
Люди в машине не представились, сказали, что в полицию поступило заявление о пропаже человека, и Хава в этом замешана. Ее спросили, знакома ли она с Резедой, Хава подтвердила, но сказала, что не понимает происходящего и требует отпустить ее. Водитель грубо приказал ей замолчать.
В полиции, чтобы не повредить Резеде и всем, кто ей помогал, вначале Хава ни в чем не признавалась. Но после сильного давления со стороны начальника полиции разрыдалась и все рассказала, умолчав лишь о том, где Резеда находится (сказала, что она уехала в Уфу к одному из братьев). Потом Хаву еще раз вызывали в полицию, водили на рынок, чтобы она указала скупщика, который купил украшения Резеды, предупредили, чтобы не меняла номер телефона и не уезжала. Угрожали привлечением к уголовной ответственности за ложный донос на родственников Резеды. Посоветовавшись с матерью, Хава решила бежать из Чечни. Одна из чеченских НПО организовала ей долгосрочную стажировку за пределами Чечни. Хава уехала. Спустя некоторое время ей позвонил младший брат и сообщил, что ему с матерью также пришлось уехать из Чечни в Казахстан, к родственникам матери. Он рассказал, что после отъезда Хавы на ее родителей стали оказывать постоянное давление родственники Резеды, обвиняли их в том, что с помощью их Хавы якобы была похищена замужняя беременная женщина. Они говорили, что отец Хавы должен ответить за действия своей дочери. При подстрекательстве своих родственников отец регулярно избивал жену и сына, требуя возвращения Хавы домой.
В ноябре 2011 г. Хава приехала к родственникам матери. Оказалось, что мать заболела: у нее случился инфаркт. От дочери и ее проблем мать отстранилась полностью. Все родственники матери обращались с Хавой очень грубо, считая ее виновной в разрыве родителей и в болезни матери.
Хава осталась жить у одной из родственниц, семья которой держала кафе, работала в нем, исполняя всю тяжелую работу.
В декабре 2011 года в Казахстан неожиданно приехал отец Хавы. Он сказал, что Хава должна ехать с ним в Чечню, так как родственники Резеды требуют от него предоставить его дочь в их распоряжение, угрожая ему убийством. Хава пыталась объяснить отцу, что произошло с Резедой, но он ничего не хотел слушать. Хава предлагала отцу собрать старейшин для разрешения конфликта, либо обратиться в прокуратуру, но отец решил, что Хава будет передана родственникам Резеды и они решат ее судьбу.
После этого Хава ушла жить в общежитие. Работала в других кафе посудомойкой и уборщицей, торговала с лотка, распространяла косметику. Летом работала на овощных плантациях, жила в вагончике. Заболела, сорвала позвоночник, застудила внутренние органы. Как и у приезжих в России, у Хавы было много проблем из-за отсутствия регистрации и незнания казахского языка, поэтому она часто меняла работу.
В октябре 2013 г. отец Хавы снова приехал в Казахстан, разыскал ее в магазине, где Хава стояла "на кассе". Отец попытался схватить Хаву, но она увернулась. Он стал кричать на нее, чтобы она вышла из кассы, ругался: "Тварь, наделала столько дел дома, а теперь пытаешься отсидеться. Ко мне бесконечно приходят люди, требуют ответа за похищенную женщину! Я даже не могу жениться!".
На шум сбежались покупатели и сотрудники магазина. Пока отец объяснялся с ними, Хаве удалось убежать через подсобное помещение. Хаве потом рассказали, что отец был очень возбужден, требовал сообщить адрес и телефон дочери. Несколько дней она пряталась в торговом киоске у знакомой. Позвонила сотрудникам Комитета "Гражданской содействие", рассказала о том, что с ней происходит, и тут же получила приглашение приехать в Россию.
Пока местонахождение Хавы не известно родственникам, она в безопасности, но эта ситуация может измениться в любой момент. Помощь подруге обернулось для Хавы крахом ее собственной судьбы и отношений с семьей.
Еще одним примером недоверия самых близких родственников может стать история молодой женщины Аймат. Вместе со своим женихом и несколькими его друзьями Айтмат была замечена в кафе её дальним родственником, который сам захотел отношений с Айтмат и всячески пытался склонить ее к свиданию с ним. Крайней мерой стал шантаж с его стороны, угроза рассказать о ее "постыдном поступке" - нахождении в кафе с несколькими мужчинами. Аймат не придала значения его угрозам, будучи уверенной, что не совершала ничего аморального. Но родственник сдержал свое слово и, получив отказ от девушки (она игнорировала его притязания на близость), пожаловался её матери и другим родственникам, приукрасив рассказ тем, что Аймат встречается с несколькими мужчинами.
Мать девушки заперла ее в комнате и сказала, по возвращении брат Аймат решит ее судьбу.
Давление многочисленных родственников, авторитет человека, который рассказал о "похождениях" Айтмат сыграли решающую роль: брат и ее мать Айтмат решили убить девушку.
Лишь отец пожалел девушку: вопреки вердикту семьи он ночью вывез ее из Чечни.
В настоящее время она находится в безопасном месте, но ее жизненная ситуация остается очень сложной, девушка не имеет ни психологической поддержки близких, ни иной жизненной опоры.
4. Женщина, у которой родится внебрачный ребенок, становится абсолютным изгоем общества. Если родственники узнают о беременности незамужней женщины, то они предпочтут убить ее и скрыть произошедшее. Если же положение женщины стало известно окружающим, то ей остается только бежать, куда глаза глядят, и скрываться от своих гонителей. Однако это помогает далеко не всегда. Остается только удивляться, с каким рвением родственники готовы преследовать "преступницу", не жалея ни средств, ни времени.
Поскольку вопросы, задаваемые миграционными органами и адвокатами чеченских женщин, обращающихся за убежищем в западных странах, повторяются, приведем ответы на главные из них, которые обычно задаются нам по конкретным делам.
Если одинокая женщина с детьми вернется в Чечню после долгого пребывания за пределами страны, и если у нее нет связей в республике, каково будет ее будущее?
Практически невозможно, чтобы в Чеченской Республике проживала одинокая женщина с детьми без каких-то родственников, поскольку родство у чеченцев распространяется на очень отдаленные родственные отношения. Это далеко не всегда означает, что кто-то начнет помогать женщине. Однако вмешательства в ее жизнь ей избежать не удастся. Никто не сдаст ей жилье, если не известно, чья она родом, чьи ее дети, кем был их отец.
Если дети внебрачные, то жизни женщины грозит прямая опасность от мужчин ее рода. В отсутствии родных братьев и отца встать на ее защиту будет некому. И если бы кто-то на это попробовал решиться, то возможно ожидать больших неприятностей от ее родственников. Едва ли такая женщина вообще решится приехать в Чечню.
Аренда помещения, устройство на работу - буквально все будет вызывать массу указанных выше вопросов. Закончиться это может трагически.
Где бы она ни поселилась, ей не избежать общественного остракизма в лучшем случае. Это коснется и ее детей, которые будут знать, что они "неполноценные" чеченцы, они останутся в одиночестве и изоляции.
Отмечу, что нам приходится регулярно сталкиваться со случаями, когда родственники преследуют женщин с детьми.
Одна из наших заявительниц бежала из Чечни беременной, родила, скиталась в Москве с внебрачным ребенком, встретила чудесного русского парня, вышла за него замуж и родила в браке с ним второго ребенка.
Двоюродные братья не только нашли ее в Москве, но и не поленились охотиться за ней в Польше, куда семья уехала от преследований. Измученные супруги вернулись в Москву. В конце концов, нам удалось отправить их в США, где они получили убежище.
Другая женщина выезжала рожать в одну из стран ЕС, откуда была вынуждена уехать, когда закончился срок пребывания. К сожалению, она не знала о существовании системы убежища. Вернувшись с дочерью в Россию, она скрывалась в приюте в одном из российских городов, где не содержат больше трех месяцев, потом переходила от одних знакомых к другим, находясь в постоянном страхе за то, что о ней станет известно дома. Она находилась в опасности и не могла найти работу, потому что для этого нужна была бы хотя бы временная регистрация, при получении которой делают запрос по месту постоянной регистрации, в этом случае ее место нахождения было бы обнаружено.
Сейчас удалось получить для нее шенгенскую визу, по которой она снова уехала в ту же европейскую страну и там попросила убежище. Однако миграционные органы долго не доверяли сообщенным ею о себе фактам, предлагая ей вернуться и жить в другом регионе России. Мы поддержали ее ходатайство о предоставлении убежища, и, в конце концов, убежище ей было предоставлено.
Могут ли у нее забрать детей?
Если будет выяснено, что дети рождены в браке с чеченцем, то немедленно появятся родственники отца детей. По чеченским обычаям дети принадлежат их семье. Детей непременно заберут. Не надо иметь большое воображение, чтобы понять, какой шок придется пережить отнятым у матери детям, выросшим в европейском обществе и не привыкшим к чужой незнакомой им семье.
Мне известны случаи, когда у приехавшей на время в Чечню матери отобрали 14-летнюю дочь и выдавали ее замуж. Делали это родственники погибшего отца девочки, которые не помогали матери ее воспитывать, и которых она впервые увидела. Такая позиция поддерживается властями, оспаривать ее без поддержки высокопоставленных лиц невозможно.
Могут ли ее подвергнуть преследованиям?
Безусловно, могут преследовать одинокую женщину, как было сказано выше. Возможно, что не только семья отца ребенка решит забрать у нее детей. Ее собственная семья под влиянием общественных предрассудков может решить, что она опозорена и должна быть убита. Такое решение приводится в исполнение тайно, тело убитой зарывают и объявляют, что она пропала без вести.
Какие другие риски ее могут ожидать в Чечне? В случае если она поселится в другом регионе России?
Ни один другой регион России не принимает чеченцев, бегущих из Чеченской Республики. Никаких механизмов приема нет, статус вынужденного переселенца им не предоставляется, регистрацию им стараются не оформлять. Три работающие в нашей организации чеченки снимают жилье, но имеют регистрацию у других сотрудников. Только поэтому они могут находиться и работать в Москве. От хозяев жилья они скрывают свою национальность.
Чеченцы - очень маленький народ с далеко идущими родственными и соседскими связями. Если кто-то из чеченцев встретится с женщиной, которая скрывается от преследования родных, рано или поздно они узнают, где она находится - и начнется охота.
Разумеется, огромные риски связаны также с ростом в России ксенофобии. И женщина, и ее дети могут подвергнуться атаке националистов. Националистических выходок можно ожидать на улице, на работе и, что очень часто происходит, в школе по отношению к детям.
Затрудняется и оказание помощи НПО уязвимым категориям лиц. Надо отметить, что в 2014 г. был принят закон, запрещающий гражданам жить не по месту регистрации. Теперь мы и наши коллеги становимся нарушителями закона и можем подвергнутся преследованиям вместе с нашими зарегистрированными подопечными. Это уже произошло с нашей коллегой в Калужской области Татьяной Котляр и еще 150-ю гражданами, осужденными за "фиктивную регистрацию" (См. УК РФ:
Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации
Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
5. Поскольку проблемы женщин относятся к числу гендерных проблем, мы позволим себе расширить тему, немного коснувшись преследований в Чеченской Республике представителей ЛБГТ-сообщества.
[Пропускаю первый случай - он про мужчину - ТС].
Второе, совсем недавнее обращение исходило от двух женщин из Чечни, уже составивших устойчивую пару. Родственники узнали об этом. Одна из них была приговорена к смерти, но успела скрыться. Другой гуманные родственники дали срок для того, чтобы срочно выйти замуж. В обеих семьях, как и в обществе в целом полностью отсутствует понимание природы гомосексуальности.
Судьба этой пары еще далека от прояснения, поэтому не будем приводить подробности их сегодняшних злоключений.
В России в целом ситуация с правами сексуальных меньшинств крайне сложна, и имеет тенденцию к ухудшению, о чем свидетельствует доклад Московской Хельсинкской Группы 3.
В Чечне в настоящий период ситуация еще сложнее, и имеет тенденцию к ухудшению в связи с обострившимся после многих лет войн ценностным кризисом, выраженным в активном насаждении радикальных религиозных и традиционных норм поведения 4.
2. См. также "Альтернативный доклад по результатам социологического исследования "Права женщин в Чеченской Республике", Женщины Дона, 2010г.,
http://www.donwomen.ru/uploads/Including-in-the-Sphere.pdf [ рус.яз. ], "Право быть человеком", Светлана Ганнушкина, Ежедневный журнал, 2008г.,
http://ej.ru/?a=note&id=8638 [ ресурс заблокирован ], "ECRE Guidelines of The Treatment of Chechen IDPs, Asylum Seekers and Refugees in Europ", 2011 г.,
http://www.ecre.org/topics/areas-of-work/returns/174.html [ англ. яз. ]. "Женщин, схваченных чеченской службой безопасности, ожидают сексуальное рабство и смерть", Марк Франкетти, InoPressa, август 2011.
http://inopressa.ru/article/15aug2011/sundaytimes/chechen.html [ страница доступна, если скопировать ее и ввести в адресную строку ]; Материалы семинара-совещания 15.07. 2012 г. "Гендерный взгляд на безопасность женщин на Северном Кавказе"
http://www.donwomen.ru/archives/2314 [ страница отсутствует ].
3. См. [ англ.яз. ]:
http://www.mhg.ru/publications/EA100004.См. доклады Международной Кризисной Группы [ англ.яз. ]:
http://www.crisisgroup.org/~/media/Files/europe/caucasus/220-the-north-caucasus-the-challenges-of-integration-i-ethnicity-and-conflict.pdf ,
http://www.crisisgroup.org/~/media/Files/europe/caucasus/221-the-north-caucasus-the-challenges-of-integration-ii-islam-the-insurgency-and-counter-insurgency.pdfПравозащитный центр «Мемориал»
Комитет «Гражданское Содействие»
Под редакцией Светланы Алексеевны Ганнушкиной
Москва, 2014 год
Источник:
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/255974/#gen© Кавказский Узел