Оригинал взят у
shaumaenigma в
Изобретение любвиЛюбовь, как пишет Мишель Фуко в книге "Использование удовольствий", изобрели педерасты Древней Греции.
В подтверждение своих слов могу дать ссылку на текст:
pdf,
doc.
А здесь выложу краткий конспект. Очень заинтересовала такая версия событий.
0. О том, как появилась эта книга.
Фуко решил исследовать сексуальность, проследив истоки этого понятия в европейской культуре. Кстати, слово сексуальность появилось только в начале 19 века, до этого западный человек, имея дело с сексом, говорил и думал о другом. В христианской традиции - о плоти. А в Древней Греции - об удовольствии. Книга "Использование удовольствий" посвящена тому, как половая активность понималась древнегреческими философами в 4 веке до нашей эры.
1. Гендер.
С ним все было очень просто. Процветал самый настоящий патриархат! Мужской гендер обязывал проявлять такие качества, как активность, храбрость, физическая сила, выносливость, умение быть нечувствительным, благоразумие, мудрость, справедливость, "воздержность" (контроль над своими желаниями). Мужчина всегда субъект. Всё это относится только к свободным мужчинам. Женщина, как и раб, была объектом. Она всегда пассивна. Для нее "воздержность" - не добродетель, а неотъемлемое качество исправно функционирующей вещи. Дети - тоже не субъекты, от них не требовалось все то же, что и от взрослых соответствующего пола. Немужественное поведение для мальчика (возраст до появления волос на лице) считалось допустимым.
2. Секс.
Это удовольствие. Такое же, как еда и распитие спиртных напитков - телесное, а значит, низшее. Утонченным называется удовольствие от созерцания рисунков и скульптур, театральных представлений, прослушивания музыки. Секс не хорош и не плох, он естественен. Природа предусмотрела его для того, чтобы вынудить людей размножаться. Но секс опасен, так как человек может стать одержимым им и что-нибудь натворить.
Сексом можно заниматься и с женщинами, и с мальчиками. С мужчинами - скользкая тема. Почему? Потому что взрослый свободный мужчина занимается сексом так: он проникает, и при этом получает удовольствие. Он всегда субъект, актив. Второй участник акта всегда пассив, он принимает, уступает, разрешает. Удовольствия он/а не получает, а только терпит. Соглашается из-за обещанных ему/ей благ, услуг, покровительства. Рабов можно вообще не спрашивать, а просто насиловать.
Таким образом, когда занимаются сексом два взрослых мужчины, один другого феминизирует, использует как объект для получения удовольствия. Пассиву следует скрывать сей факт, иначе его никто не будет уважать.
Да и с мальчиками тоже нехорошо получалось - ведь это будущие мужчины. Как же воспитать в них мужественность, приучая их к женской, нижней роли? И тогда на помощь приходит...
3. Любовь.
В определенный момент греческие философы, все они были педерастами (официальное название любителя мальчиков), стали говорить о том, что педераст не просто получает удовольствие посредством мальчика, а любит его. Это снимало противоречие "субъект-объект". И это стало рождением любви, какой мы ее сегодня знаем.
Были правда, и отщепенцы, которые говорили, что любовь - это когда мальчика вовсе не трогают, а исключительно дружат с ним. Это, например, Ксенофонт. Но основная масса не собиралась отказываться от педерастии и заменять любовь обычной дружбой.
Первым шагом к любви стала попытка Аристофана установить между "любящим" и "любимым" равенство. Для этого он обратился к мифу о том, что раньше люди состояли из двух человек, причем были как андрогины, так и мужские, и женские особи. Разгневавшись, боги их разделили, и теперь разделенные половинки тянутся друг к другу. Таким образом мальчик по Аристофану - это не женщина, это мужчина - половинка "двойного" человека мужского пола. И конечно, он тоже получает удовольствие, его не нужно чем-то подкупать. Но при этом он остается "любимым" и только.
Настоящий переворот совершил Платон. Он перенес акцент с вопроса о любовном поведении (кого и как можно) на вопрос "Что такое любовь?". До него, по-видимому, греки просто занимались любовью, не задаваясь такими вопросами.
Так вот, любовь по Платону - это стремление к созерцанию, в уме и наяву, Прекрасного. В нашем мире, понятно, Прекрасного днем с огнем не сыщешь. (Платон был идеалистом и считал, что где-то по ту сторону неба существует мир идей, подлинное бытие. А вещи нашего мира - бледный призрак этих идей.) Поэтому душа, которая помнит свое пребывание в Гиперурании, стремится к тому, что несет хотя бы отблеск Прекрасного. Постичь Прекрасное легче всего, начиная с прекрасного тела. Потом взгляд обращается к прекрасной душе, потом - к нравам, обычаям, наукам, и наконец, любящему открывается "бесконечное море красоты".
Любовь любящего вызывает ответную любовь у любимого. Эта любовь - одна и та же у обоих, потому что и у одного, и у другого это - порыв, который влечет их в сферу истинного бытия. Здесь уже взрослому мужчине не нужно преследовать мальчика, домогаться его. Мальчик стал полноценным субъектом и сам пытается обольстить его (как мужчина). Но взрослый мужчина, как более мудрый, должен взять себя в руки и продемонстрировать чудеса воздержания - в педагогических целях. Таким образом он показывает, что истина для него дороже удовольствий тела.
Не то чтобы мужчине и мальчику совсем нельзя заниматься сексом. Но принципиально мальчик должен быть не секс-объектом, а влюбленным, любящим учителя. В качестве идеала такого учителя Платон приводит Сократа, за которым гонялись толпы мальчиков, а он всем отказывал. Обычным людям физически сходиться простительно. Главное, понимать: человек ищет в другом человеке не другую половину самого себя, а истину, в родстве с которой находится его душа. Если ты любишь кого-то, ты любишь не его, а истинное бытие, которое ты способен познать. Если ты мудрее, ты будешь давать своему партнеру не себя, а путь к истине.
Внимание полностью переместилось с объекта любви (красив, мускулист, молод и т.п.) на субъект любви, с удовольствия - на желание. Вопрос теперь ставится: "Как любящему очистить свое желание?" ("Что на самом деле любит любящий? Что значит любить по-настоящему?"). В дальнейшем христианские мыслители развили и углубили эту традицию. Ну а педерастия не выдержала испытания временем.
В итоге, можно сказать, что любовь возникла в результате необходимости совместить страсть к объекту с признанием субъектности этого объекта. Любви могло бы и не быть как таковой, если бы не столь необычная ситуация. Позже роль мальчика - недосубъекта, в котором любящий мужчина видит субъект - перешла к женщине. Ну а теперь и вовсе всё смешалось...