Оригинал взят у
femina_vita в
Палач и жертва. Часть I Рассмотрим ситуацию абьюза в контексте пыток.
Ситуация абьюза в отношениях является ни чем иным, как пыткой! В абьюзе имеет место быть как психологическое, так физическое насилие. Применение пыток известно с древнейших времен как средство наказания, устрашения и получения признаний.
Абьюз всегда строится на насилии одной личностью над другой. Принято использовать терминологию агрессор (или абьюзер, или насильник) и жертва. Но если есть жертва, то есть и палач этой жертвы.
Пы́тка - целенаправленное причинение мучений (как физического, так и психологического характера) с целью получения информации, для осуществления наказания, либо получения удовлетворения (садизм). Скотт Дж. Р. "История пыток"
В широком смысле пытку считают разновидностью истязаний - любой процедуры, причиняющей человеку мучения и боль, независимо от обстоятельств и целей, независимо от того, заканчивается ли наказание этой процедурой или за ней следует лишение человека жизни. Согласно широко распространенному мнению, пытки являются чрезвычайным событием в жизни, способным причинить разнообразные физические и психологические страдания.
Cексуальное насилие и унижение - одно из самых эффективных пыток, отмечает эксперт ООН, датский доктор Оле Ведел Расмуссен, специалист по этому вопросу. Психологический эффект зачастую так силен, что превосходит любые физические страдания. (с) Википедия.
"Лица, применяющие пытки,
часто пытаются оправдать свои действия - пытки и жестокое обращение - необходимостью получения информации. Такaя концептуализация мешает понять цель пытки и ее предполагаемые последствия. Одна из главных целей пытки заключается в
низведении человека до состояния крайней беспомощности и душевного страдания, которые могут привести к нарушению когнитивных, эмоциональных и поведенческих функций G. Fischer and N. F. Gurris
Таким образом, пытка является одним из способов посягательства на основные виды психологической и социальной активности человека. При таких обстоятельствах лица
, применяющие пытку, стремятся не только к выведению человека из строя физически, но и к разрушению его личности. Они пытаются уничтожить в жертве способность сознавать себя частью семьи и общества, человеком, y которого есть мечты, надежды и планы на будущее.[...]
Вaжно признать, что не у каждого, кто стал жертвой пытки, развиваются поддающиеся диагностике психические заболевания. Тем не менее многие жертвы испытывают сильное эмоциональное волнение и психологические симптомы. Основными психиатрическими расстройствами, связанными с пыткой,
являются посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и глубокая депрессия." (Стамбульский протокол)
"Пытка - это акт разрушения телесных, душевных, культурных, социальных и политических границ. Пытка нацелена на уничтожение основных ценностных ориентиров и на растворение идентичности, сформированной в процессе отграничения себя и усвоения культурных ценностей.
Пытка - это целенаправленное организованное насилие (Абьюз никогда не происходит без поддержки извне, будь то поддержка социума, легализующего насилие, или поддержка родных абьюзера. Примечание мое.), с осознанным намерением разорвать человеческие черты и функции на части, а кроме того, уничтожить чувство цельности и субъективности, осознание собственной непрерывности. [...]
Палач всегда имеет дело с тем, чтобы сломать личность жертвы, рассеять ее убеждения и разорвать эмоциональные связи, сделать адом ее внутренний мир и разрушить речь. (Требование к молчанию жертв. Примечание мое.) Тот, кто пытает, хочет уничтожить все, для чего живет жертва, как во внутренней, так и во внешней реальности. И чем больше жертва будет утрачивать связь с миром, тем больше палач будет упиваться своей властью.(Абьюзер всегда стремится свести социальные контакты своей жертвы к нулю. Примечание мое.) Отношения палача к жертве характеризуются крайней асимметрией власти. Между палачом как субъектом и жертвой, садистическим образом низведенной до объекта, пределы роли каждого заданы однозначно и незыблемо. [...]
Постоянное уничижение и дегуманизация являются целью психических пыток, приводящих к таким изменениям состояния сознания, которые можно наблюдать и в переживаниях больных шизофренией. [...]
Пытка - крайняя форма произвольного и насильственного уничтожения границ индивидуальности. Пытка означает переоценку всех ценностей. [...] Доверие становится предательством, защищенность - страхом, уверенность в себе и достоинство - бессилием и стыдом. Любой жизненный смысл становится целью уничтожения, любая убежденность в ценностях садистически обращается в прах, любая вера в человеческое достоинство с издевкой высмеивается и извращается. Люди, прошедшие пытки, зачастую переживают непоправимый крах иллюзий насчет человеческой натуры. Разлом жизненной истории может радикально изменить личность и систему ценностей. [...]
При уничтожении границ личности происходит "идентификация с агрессором", причем утрата своей идентичности сопровождается собственными садистическими импульсами. (Жертва часто канализирует насилие дальше, причиняя страдания тем, кто слабее. Примечание мое.) [...]
Там, где ранее была эго-сознание, отличительным признаком которого является структура, состоящая из дифференцированных содержаний, отграниченных друг от друга, - после пытки остается лишь боль. Хотя боль и воспринимается, как нечто чуждое, нечто враждебное, находящееся вне пределов Я, она настолько овладевает жертвой, что уже невозможно отличить, где внешнее и где внутреннее, и граница между Я и не-Я исчезает. Методичное жестокое причинение боли лишает человека способности противостоять ей и мобилизовать силы для выживания. Боль может настолько истощить личность изнутри, что сокращает способность дистанцироваться, способность к самосохранению. (Это к позиции самадуравиновата и почему жертва терпит и не уходит. Примечание мое.)
В таких запредельных ситуациях полного опустошения Я и самоотчуждения попытки найти метафизический смысл страдания оказываются бесплодными. (Это к концепции того, что раз у вас такой партнер, значит вам это для чего то надо. Примечание мое.) Ханс Занер предостерегает от наносящих ущерб телеологических концепций боли. (телеологических - это значит необходимая боль для развития души. Примечание мое.) Перед лицом пыток, которые намерены сломать человека физически и морально, нам приходится признать бессмысленность и бесцельность этой боли. (Абьюз бессмыслен с точки зрения жизни. Из него необходимо выйти, не придавая смысла пыткам над вами.Примечание мое.) Физическая и душевная боль, как и страх, в известных "нормальных" пределах выполняют определенную функцию в организме, но за этими пределами абсолютно бессмысленны. [...]
В конце концов, как пишет Беккер, последствиями этой абсурдности становится парадоксальная установка сознания, когда жертвы пыток "в деструктивности чувствуют себя как дома". Бывший узник, например, может тосковать по тюрьме, потому что на свободе он не находит себе места. (У жертвы вырабатывается Стокгольмский синдром, который прекрасно объясняет невозможность выхода из деструктивных токсичных отношений, а так же повторяющиеся токсичные отношения, так как длительное прибывание в отношениях насилия меняет и установки сознания, и биохимию мозга и тела. Примечание мое.) [...]
Психическое насилие превращает любое проявление жизни в своего рода умирание, так как боль символически замещает смерть.В разговорной речи есть выражение для экстремальной боли: "Я будто сто раз умер". Сильнейшая боль отбрасывает нас в состояние, когда еще нет слов, чтобы ее выразить. (Вот почему жертвы часто молчат. Примечание мое.) Тот, кто переживал интенсивную боль, знает, что она до конца невыразима, что при таком запредельном переживании возможны лишь жалобные стоны, "обрывки" языка. Тогда выздоровление или "восстановление" (Bekker, 1992) будет означать возможность заново обрести голос, выйти из состояния потери дара речи, снова уметь выражать свой внутренний и внешний мир. (Психотерапия, письменные практики, работа в проективных методиках - арт-терапия, песочная терапия, метафорические ассоциативные карты, общение с другими жертвами - это необходимое условие по восстановлению себя после абьюза. Примечание мое.) [...]
Нарушение речи подобно непрекращающемуся триумфу палача над жертвой и ведет к пропасти социальной изоляции, где царят одиночество, беспомощность, отчаяние и тревога. Язык позволяет нам соприкоснутся в общении с другими людьми, с иными внутренними мирами, разделить с другими свои переживания, поэтому утрата этого средства самовыражения приводит к разрыву отношений между людьми и лишает индивида одного из важнейших жизненных смыслов. Абсолютно запредельная боль и страдание при пытках, приводят к утрате языка и смысла. Поэтому попытка восстановить свой мир словесно и письменно - это очень важный путь от "самоотвержения" к самоутверждению.
Переживание жертв пыток переходят все границы представимого в отношении жестокости человеческого поведения и способности выдержать нечеловеческие муки. Если мы рассмотрим широко распространенное во всем мире сексуальное насилие как один из способов пытки, то станет ясно, что "смыслом" этого уничтожающего ритуала является обескураженность и дезинтеграция жертвы, уничтожение ее субъективности. [...] Сексуальное выражение агрессии унижает и обесценивает личность При этом уничтожается сексуальная идентичность - важный аспект личностной идентичности. [...]
Также возможен вариант, что женщина олицетворяет для палача самою жизнь и он хочет триумфа и полной власти над представителем жизни, над жизнью и смертью. (Это к грандиозности нарциссов. Примечание мое.)
К арсеналу пыток относится и такой способ, как внушение жертве, что вся ее последующая жизнь будет вечно ущербным и безысходным "растительным" существованием. Жертв убеждают, что потом никто не поверит их рассказам о том, что на самом деле происходило и что их сочтут безумными. (Догадываетесь, для чего абьюзеру нужна социальная изоляция жертвы? Примечание мое.)
Одна из явных целей палача - выпустить жертву из камеры пыток в деморализованном и сокрушенном состоянии "тени, похожей на человека", чтобы другим неповадно было противостоять господствующему режиму. (Патриархат в действии. Примечание мое.)
Пытка навечно "выжигает каленым железом" клеймо в душе, чтобы жертвы никогда не забывали, что больше ни за что не должно повториться то, что произошло, чтобы они выжили, но никогда больше не смогли бы жить. (Отсюда такое беспощадное унижение и уничтожение со стороны палача. А также, именно по этой причине нарциссы, покидая жертву, приводят в действие последний цикл - "уничтожение жертвы и заметание следов", который, в сущности, нужен им для того, чтобы жертва никогда не пришла в себя: чтобы не было повода "сожалеть" о прекращении отношений; чтобы не было повода снова пережить мучительную зависть. Примечание мое.)" (с) Урсула Виртц и Йорг Цобели "Жажда смысла"
Чем дольше жертва находится в ситуации абьюза, тем больше растет ее толерантность к насилию (что красиво называют женской мудростью). Насилие всегда нарастает. Человек, причиняющий боль своим близким, однозначно страдает расстройством личности. Градус расстройства личности с возрастом и отсутствием адекватной реакции на насилие (а жертва из-за нарастающей толерантности не может давать адекватную реакцию) будет только нарастать - личность с возрастом становится более ригидной.
Покидайте токсичные отношения без сожаления, не пытайтаясь проверить до какого градуса насилия дойдет распад личности у партнера-палача, потому что последствия для вас и ваших детей могут быть необратимыми.
Берегите себя!
Click to view
Символ этой записи - лаванда:-)
Лаванда - символ Девы Марии; символ любви, красоты и изысканности. Само название она получила от латинского «Lavare» - означает «мыть, очищать». В славянской символике - принесет радость, покой, долгую жизнь. В магии, лаванда символизирует любовь, защиту, сон, целомудрие, долголетие, очищение, счастье, душевное равновесие, деньги. А так же привлекает добрые силы и романтическую любовь. Для концентрации сил человеческого организма на борьбу с нечистью, применяют лаванду в виде курений и настоев. Лаванда - один из частых ингредиентов для мешочка-оберега (саше). На Иванов день, ведьмы бросали лаванду в огонь, в качестве жертвы древним богам. Для сохранения целомудрия лаванду использовали вместе с розмарином, но с другой стороны, это растение использовали для соблазнения мужчины. Лаванду носили, чтобы увидеть духов. А в древности девушки перед разлукой с возлюбленным клали ему под подушку цветки лаванды и загадывали желание, которое в дальнейшем обязательно сбывалось. Кроме того, запах лаванды не любят животные и насекомые, которые считаются разносчиками зла - мыши, крысы, моль и др. Всегда считалось, что лаванда способствует самопознанию, быстрому восстановлению сил, обеспечивает полную энергетическую релаксацию, уменьшает агрессию, помогает излечиться от зависти. Так же помогает вызвать сны о прошлой жизни. Растению приписывались свойства отпугивать колдунов и ведьм. Многие жители того времени делали и носили крестики из лаванды, укрепляли их при входе в жилище.