Ватула шуддхакхья тантра.
Первая глава.
На прекрасной вершине Кайласы, украшенной многочисленными драгоценностями, окруженной множеством деревьев, украшенной многочисленными цветами, поклонившись стопам сидящего на троне Шрикантхи, Владыки тридцати трех богов, Сканда сказал такую речь. 1-2.
Сканда сказал:
О Бог богов, Владыка вселенной! Всезнающий, Губитель Трипуры! Владыка Творения, поддержания и разрушения! Устраняющий печали предавшихся Тебе, о Господь! 3.
Ради пользы всего мира, ради защиты йогинов, Тобой о Бог, раньше было поведано множество тантр и мантр. 4.
Ради милости к людям и джнянинов, вкратце поведай мне, о Господь самое тайное знание Шивы, причину освобождения. 5.
Ишвара сказал:
Сейчас я поведаю о чем ты спрашиваешь. Обо всем этом выслушай вкратце, о Шестиликий! 6.
Ради блага садхаков эта великая тантра, именуемая Ватула, дающая наслаждение и освобождение явлена как масло из молока. 7.
Эта лучшая тантра есть изначальная Сущность. Она включает тысячи книг, и все знание. 8.
Эта тантра - тайна тайн, включает в себя все шастры, она тоньше тонкого, изначальная Сущность, Великое возникновение. 8.
Эта тантра не должна обнародываться, она труднодостижимая тайна. Теперь поведаю вкратце знание Шивы, о Махасена! 10.
Первая глава о различении таттв, вторая о различении варн, третья глава о различении чакр, четвертая - о различении варг. 11.
Пятая глава - о различении мантр, шестая - подразделения пранавы, седьмая глава о подразделении Брахмана, восьмая - анга бхеда. 12.
Девятая глава о происхождении мантры, десятая о «ключе»1, так называются десять глав по порядку. 13.
Поведаю о различении таттв первой среди них. Таттва известна трех видов, слушай о ее подразделении. 14.
Шива, Садашива и Махеша такова эта триада. Шива таттва, о Махасена именуется нишкала. 15.
Садашива именуется сакала-нишкала. Махеша известен как сакала. 16.
Шива известен как имеющий одно подразделение, Садакхья - пятиричен, Махеша имеет двадцать пять подразделений, о Махасена! 17.
Итого этих таттв насчитывается тридцать одна. Поведаю о признаках Шива (таттвы). Слушай внимательно, о Шестиликий. 18.
Шива, Превышающий Высшее, Тонкий, Вечный Вездесущий, Непреходящий, Безупречный, Несравненный, Недоказуемый, Не имеющий имени. 19.
Поскольку Он чист, он именуется Шивой, Поскольку Он пребывает высше Высшего он именуется Превосходящем Высшее, Поскольку он превосходит пространство, Он - Тонкий, Он Вечный, поскольку лишен Причины. 20.
Поскольку он пронизывает все, Он именуется Вездесущим, поскольку он Негибнущий, он является Непреходящим, поскольку он лишен загрязнений, Он - Безупречный. Поскольку он не имеет подобия в постигаемом объекте Он - несравненный. 21.
Поскольку он превосходит средства познания Он - Недоказуемый. Поскольку Он - вне качеств, Он именуется Лишенным имени. 22.
Такие применяются эпитеты к образу Шивы. Ради совершения проявления всех таттв, причины возникновения мира, ради пользы йогинов, Шива мыслит согласно Своей Воле. В Шиве, проявляется Пара Шакти, в тысяче частей. 23-24.
Из тысячной части этой Шакти возникает Ади Шакти. Из тысячной части Ади Шакти, возникает Иччха Шакти. 25.
Из тысячной части Иччха Шакти возникает Джняна Шакти. Из тысячной части Джняна Шакти возникает Крия Шакти. 26.
Эти пять шакти именуются нишкала2. Это проявление Шивы именуется также проявлением Шакти. 27.
Ради йогинов, саньясинов, джнянинов, произносящих мантры, для проведения созерцания и поклонения нишкала становиться сакалой. 28.
Эта форма именуется Садакхьей. Садакхья пятирична, назову их признаки. 29.
Из Парашакти и Ади шакти происходит Садакхья. Первая - Шива садакхья, вторая Амурта садакхья. 30.
Третья - мурта садакхья, третья - Картри садакхья, пятая - карма садакхья. Такова пятирица садакхьи. 31.
Садашива, Иша, Брахма, Ишвара, Ишана. Таковы пять (божеств) в соответствии пяти таттв. 32.
Шива (садакхьей) именуется Садашива, Амуртой - Иша, мурта (садакхья) известен как Брахма, картри садакхьей именуется Ишвара. 33.
Карма садакхьей именуется Ишана, Таковы их два вида. (Шива) Превосходит Высшее, от Своей тонкости он именуется Тонким. Благодаря своей плотности, Он - плотный. Так по порядку определяется шива (садакхья) и другие. Она трех видов: плотная, тонкая и Высшая. 34-35.
Наблюдаемое йогинами и бессмертными то что происходит от нас есть плотное и тонкое. Высшее есть то что вечно, непреходящее знание и блаженство. 36.
Верующими, преданными этому высшей преданностью оно воспринимается в пяти элементах. поведаю об их особенностях. 37.
Они подразделяются на три разновидности : таттва, мурти и бхава. Шива именуется таттвой, мурти есть Садашива. 38.
Форма их соединения именуется именуется бхавой. Бхава именуется садакхьей. 39.
Поскольку она непрерывно является бытием Шивы, она именуется садакхьей. Не имеющее частей, именуется Таттвой, наделенное частями именуется мурти. 40.
Сакала и нишкала именуются прабхавой. Воплощенный в теле именуется нишакалой, тело является сакалой. 41.
Благодаря связи тела и воплощенного в теле, оно именуется бхава рупой. И нишкала и сакала для всех является целью созерцания и поклонения. 42.
Познав это все без остатка, следует совершать все ритуалы. О проявлении пяти садакхья и таттв одну за другой, Слушай Шестиликий, так же об их форме и цвете. 43-44а.
Синонимом Высшей шакти является шантйатита [кала]. 44в.
Из десятой части пара шакти происходит Шива садакхья. Из проявления Высшей шакти, и за чистоты она именуется Шивой. 45.
Ее тонкая форма именуется формой Света. Как молния в небе она видна повсюду. 46.
Это именуется Шива таттвой, вместилищем всех таттв. О шива садакхье сказано, теперь слушай о мурта [садакхье]. 47.
Шанти [кала] и Адишакти таковы ее синонимы. Из десятой части Адишакти происходит Амурта [садакхья]. 48.
Поскольку Адишакти лишена формы эта [садакхья] именуется амурта. Поскольку она лишена образа, и лишена частей, она подобна линге. 49.
Сияющая как десять миллионов солнц, пребывающая подобно столпу света, она пребывает внутри, ее образ лишен формы и и пребывает нигде. 50.
Это - божественный лингам, он именуется корневым столпом. Из линги все возникает и растворяется. 51.
Лингам именуется творением и разрушением. Об амурта [садакхье] сказано, теперь слушай о мурта [садакхье]. 52.
Иччха шакти и видья [кала]: таковы ее синонимы. Из десятой части этой шакти происходит мурта садакхья. 53.
Она называется мурта поскольку она происходит из качества иччха шакти. Поскольку она наделена образом и частями, она именуется формой. 54.
Она именуется подобной пылающему огню, и является образом божественного лингама. Она является половиной половины, наделенный одним ликом. 55.
Трехокий, прекрасноликий, надленный всеми частями, держащий в четырех руках лань, топор, жесты благословения и бесстрашия. 56.
Лингам наделенный таким признаками именуется мурта [садакхьей]. Наделенный единственным ликом он является образом божественного лингама. 57.
О мурта садакхье, сказано, теперь скажу о картри садакхье. Джняна [шакти] и пратиштха [кала] таковы ее синонимы. 58.
Из десятой части джняна шакти возникает картри садакхья, посокльку по своей природе она - деятель, она именуется картри. 59.
Поскольку по своей природе она - знание, она именуется блеском горного хрусталя. Это плотный длинный божественный лингам. 60.
В середине него пребывает образ Ишвары, причины всех причин. Он - четырехголовый, четырех ликий, с двенадцатью глазами. 61.
Четырех устый, четырех цветный, наделенный восемью ушами, восьмирукий, двуногий, наделенный всеми благими свойствами. 62.
В левых руках у него трезубец, топор, меч и жест бесстрашия, в левых руках - аркан, змея, колокольчик, и жест благословения. 63.
Наделенный всеми частями, облаченный во все прекрасные одеяния. Так следует постигать Ишвару, картри садакхья лингам. 64.
О картри садакхье сказано, теперь скажу о карма садакхье. Нивритти [кала] и крия шакти - ее синонимы. 65.
Из десятой части крия шакти происходит карма садакхья. Крия Шакти известна как действие, поэтому она именуется кармой. 66.
Образ линги и питхи - признак карма садакхьи. Нада известна как лингам, бинду именуется питхой. 67.
Форма соединения нады и бинду именуется образом линги. Четыре формы картри [садакхьи] именуется единой надой. 68.
Шива именеуется лингой, шакти именеутся питхой, посредством йони и линги [проявляется] причина творения вселенной. 69.
Сущность природы соединения именуется кармой. Внутри бинду пребывает нада, внутри нады - формы. 70.
Внутри формы, пребывает таттва, внутри таттвы пребывает Шива. Внутри Шивы пребывает танец, внутри танца пребывает Покой. 71.
То что превосходит Покой есть превышающая высшее шанта атита [кала]. Лингам, состоящий из Таттвы известен как вместилище всех таттв. 72.
Лингой порождается вселенная, движущаяся и неподвижная. Поэтому лингам именуется формой кармы. 73.
При возникновении кармы возникает творение, по завершении кармы - происходит растворение. Сущность кармы - творение, поддержание и разрушение. 74.
В связи с пятью садкхьа называется карма садакхья. Шива садакхья особо содержит [в себе] форму Шивы. 75.
Амурта [садакхья] содержит Шива садакхью, о Махасена! Мурта [садакхья] особо содержит [в себе] амурта садакхью и прочих. 76.
Картри садакхья содержит в себе мурта садакхью и прочее. Карма [садакхья] особо содержит в себе картри [садакхью]. 77.
Таким образом каждая из них содержит одну в другой, поэтому сущность карма [садакхьи] содержит в себе пять таттв. 78.
Пятиричная Сущность известна как основой Таттвы. Карма садакхья именуется образом тела. 79.
Пребывающая в теле, пребывающая в середине тела, телом облаченная, телом слеплено тело [так] проявляется тело. 80.
Пребывая вне времени форма тела (пинды) пребывает в сосуде [тела]. Пинда, состоящая из пяти таттв есть сущность дхату, оков и гун. 81.
Поэтому карма садакхья именуется формой тела. Эта пинда, наполненная Шивой, есть вместилище всех таттв. 82.
Тело, состоящее из пяти форм является пятиричной сущностью. Оно известно как проявление Пятиликого (Шивы) вместе с Его качествами среди различных тел и форм. 83.
Из этого тела происходит Махеша и прочие и все таттвы. Из Его уст происходят сиддханты и шайва тантры. 84.
В Сущности Таттвы проявляется Махеша и другие и все таттвы. Бог преисполненный всего знания есть Причина причин. 85.
Так следует созерцать в линге Владыку кармы, имеющего форму и бесформенного. Пребывающий в теле наделен формой, лишенный тела - лишен формы. 86.
Тело наделенное частями именуется дхату пиндой. Знающий шастры должен представить шесть [этих] частей в шести частях тела. 87.
Наполненный этими всеми частями, [чьи] все части тела прекрасны. Благодаря такому помятованию [почитается Шива] наделенный формой. 88.
При ее отсутствии [созерцается Шива], лишенный формы, [который] наделен формой и лишен формы. Он бестелесен, наделен силой, но нет в нем мяса, костей и крови. 89.
Как лук Индры в небе3 как отражение в зеркале, также ум является обладающим формой и бесформенным.90.
Названы особенности Его созерцания, теперь назову природу Его тел. Различие его тел насчитывает четыре подразделения.91.
Анга, пратьянга, санга и упанга, такова эта четверица по порядку. Голова, рот, сердце именуется ангой.92.
Грудь, шея, два соска, руки, пупок, живот, глаза, ноздри, руки, ноги, пальцы, колени, лодышки, именуются пратьянгой. Качество Его форм именуются сангой.93-94.
Качество известно как знаки, этих качеств насчитывается десять. Тригуна, шакти, мечь, дурбхедья, ануграха, видхи, майа, виварана, варна и самхара, так называются эти десять качеств, поведаю теперь об их обозначениях. 95-96.
Трезубец именуется тригуна, топор именуется Шакти, , мечь есть пыл Гопода, дурбхедья (неразрушимой) именуется Его ваджра, милостью Господа именуется [его] абхая [мудра], виддхи емилостью Господа именуется [его] абхая [мудра]. Видхи есть Его змея, майа - это аркан. 96-98.
Виварана (раскрытие) есть стрекало, варна известна как сущность нады, самхара есть [Его] огонь. Таковы эти образы.99.
Это формы Его качеств по порядку есть санги. Одежда, священный шнур, гирлянды, запах и украшения и окружение именуется упангой. О различных частях тела [Шивы] сказано, тепрь скажу о Его собственной сущности. 100-101.
сияющий полумесяцем, украшенный джатой и жемчугами, наделенный пятью головами и пятью устами. 102.
Каждый из Его ликов по отдельности имеет по три глаза и восемь рук, две ноги, [каждый из них] восседает в лотосе. 103.
В правых [руках] у него топор, меч, абхая [мудра] и ваджра. Змея, аркан, стрекало, колокольчик и огонь - [в Его] правых [руках].104.
Наделенный всеми благоприятными признаками, украшенный всеми прекрасными украшениями, носящий божественные одеяния, Бог являтся в [таком] божественном облике.105.
С телом, умащенным божественными благовониями, украшенный божественными гирляндами, Его умиротворенный образ, о сын, украшен мягкой улыбкой на лицах.106.
Эту форму дающую дхарму, карму, артху и мокшу следует помятовать постоянно. О форме для созерцания сказано. Поведаю о ее особенностях.107.
Кармеша4 есть восточный лик, кртри садакхья - южный лик, западный лик есть мурта садакхья, амурта садакхья -северный лик. 108.
Верхний лик есть шива садакхья. Таковы эти пять ликов. Они также являются ликами [пяти брахм] начиная с Ишаны, являющимся карма садакхьей. 109.
Передний лик обращен на восток, противоположный ему - обращен на запад, южный лик обращен на юг, северный лик обращен на север. 110.
Верхний лик првый и левый [среди них] верхний лик - особый, о Шестиликий! 111.
Этот лик считается глвным, во время поклонения и созерцания его следует почитть как лик карма [садакхьи]. 112.
Так предствив [Шиву] как подобает, следует почитать Его. Его пять [ликов] Причин всех причин.113.
Это Садшива, который упоминется во всех шастрх, Он защитник обряда и его следует так воспринимать.114.
Каршана и прочие обряды именуются кармой, поэтому стхапну и прочее не слудет выполнять над образом Крмы.115.
В линге, в стхндиле, в кувшине, или в сердце созерцая почитается Садшива, затем его следует там разместить.116.
Авахана в собственном Атмане, Свет Сознания есть размещение Ишвары, приближение (санидхана) есть близость Ишвары, остановка есть остновка в Шиве. 117.
Над Картри (сдкхьей) и оствшимися четыремя не следует выполнять стхапану, йогинам и произносящим мантру, лишь только следует прослвлять. 118.
Таковы признки карма садакхья линги. [Признаки пяти сдкхьи] нчиня с шивы и заканчивая кармой назвны. Названы признаки садакхьи, слушай о признках Махеши, о Шестиликий!!119-120а.
Из тысячной части Владыки кармы возникает Махеша. Махеша есть сакала, совершающий творение, поддержание и разрушение. У него существует двадцать пять форм. 120в-121.
Бог принимающий множество форм, наделенный множеством форм, наделенный множеством знаков, радующийся множеством игр. 122.
Бог богов Махешвара пребывает в движении и неподвижности, прекрасный в неистовом танце, наделенный множеством образов, наделенный джатой на затылке, одноликий, трех окий, надленный четыремя руками, сидящий в лотосе один. Держащий [в четрех руках] жесты благословения и бесстрашия, лань и топор. Это - форма Махеши. Теперь назову [Его] различные формы.123-125.
Первый - Сомадхари (Носящий луну), второй [Пребывающий] вместе с Умой [Умаканта], третий - Восседающий на быке (Вришаруддха), четвертый - Танцующий, 126.
Пятый - женящийся, шестой - просящий милостыню, седьмой - Враг Камы (Камари), Ночь Вечности (Каларатри) - восьмой, 127.
Девятый - Враг Трипуры, десятый - убийца Джаландхары5, одинадцатый - враг Нерожденного6, двенадцатый - Вирабхадра, 128.
Тринадцатый - губитель Хари, четырнадцатый - Ардханаришвара, пятнадцатый - кирата, шестнадцатый - скелет (канкали), 129.
семнадцатый - милостивый к Чандеше, восемнадцатый - поглощающий Яд, 130.
Девятнадцатый - дарящий [Вишну] чакру, двадцатый - дающий милость Вигхнеше7 [двадцать первый] - Сома-Сканда. 131.
Двадцать второй - Экапада, двадцать третий - Приносящий счастье, двадцать третий - Дакшинамурти, 132.
Являющий свою сущность из Линги именуется двадцать пятой [формой]. Это формы Махеши различаемые по их образам. 133.
Начиная с ношения луны и заканчивая [возникновения] Линги это Его формы возникающие из его деяний. Эти формы Махешы возникают из карма садакхьи. Так называются двадцать пять Его различных форм. 134-135а.
Из тысячной части Махеши, возникает Бог Рудра. Из десяти миллионной его части возникает бог Вишну. Из десяти миллионной части бога Вишну возникает бог Брахма. 135в-136.
Из правого, левого и верхнего8 глаза возникают солнце, луна и огонь. В ноздрях возникает ветер, из горла возникает Ганеша. 137.
В сердце рождается Шестиликий9 из пупка происходят боги. Из пота Махеши рождаются сотни миллионов богов. 138.
Миллионы риши происходят из волос. О возникновении таттв сказано, слушай о возникновении Шакти. 139.
Из десятой части бинду возникает Ума шакти. Ума, Амбика, Ганеши, Ишвари, Манонмани. Каждая из этих шакти возникает по порядку из десятой части предыдущей. Эти пять шакти являются шакти Шивы и других. 140-141.
Из тысячной части Манонмани возникает Гаури. От нее возникают Сарасвати, Дурга, Ума, Шачи, Джйештха, Лакшми, и другие шакти. Миллионы этих шакти возникают из тела Гаури. 142-143.
Об особенности различения шакти начиная с Шивы и заканчивая Махешей сказанно вкратце. Их насчитывается тридцать одна. 144.
Кто занает различие таттв, тот достоин совершать поклонение и призывание10 [божества]. О различии трех образов [Шивы] сказано. Мной сказано о различии таттв, теперь слушай о различии варн. 145.
Такова в священной «Ватула шуддхакхья тантре» первая глава, именуемая «О разновидностях таттв».
Это пока черновик первой из десяти глав. С подлинником ознакомиться и скачать сканированную версию издания пандита Враджаваллабха Двиведи можно здесь:
http://ru.scribd.com/doc/169699667/Vatul-Shuddhakhya-Tantra-Vraj-Vallabha-Dwivedi Понравился текст? Помоги автору материально! Яндекс-кошелек 410012175307527 Если нет денег, бывает и такое, то сделай перепост!