К. Сонин
спорит с комментариями на тему, что отказ российского правительства и лично президента Путина от заключения договорённостей с ОПЕК - это, мол, ошибка и, еще круче, причина резкого падения цен на нефть.
И то, и другое неверно, - утверждает Сонин. И аргументирует:
Первое: отказ от участия в ОПЕК+ - правильное решение.
То, что ОПЕК в 21-ом веке управляет ценами на нефть - это ничем не подкрепленный миф.
…
И второе - это ложная идея для России - пытаться влиять на мировую цену на нефть.
(Чем первое отличается от второго? Управлять ценами на нефть vs. влиять на цену на нефть? Ничем. Это одно и то же. Это комплексный обед - и первое, и второе - в одном целлофановом пакете, перемешанный умелой рукой Э. Памфиловой).
Сделать это практически невозможно, а отвлекает от актуальных задач - как выживать при низкой цене? Как поощрять диверсификации, раз уж низкая цена к ней подталкивает? Как бороться с перекосами, когда цена, наоборот, высокая? (Это получается хуже всего.) Бессмысленное увлечение воображаемыми рычагами влияния только ухудшает дело. Президент правильно не стал этим заниматься.
Нет.
Насчёт Путина Сонин неправ по всем пунктам меню.
Президент, наоборот, именно что стал этим заниматься.
Во-первых, отказ от уменьшения добычи был сделан не из-за согласия Путина с Сониным в том, что управлять ценами на нефть нельзя. Наоборот, он был сделан с тем, чтобы управлять ценами. Чтобы сделать так, что они упали. И они действительно упали.
Посмотрим, как в таких условиях будет чувствовать себя американская сланцевая индустрия, -
передал слова Путина Леонтьев. «В таких условиях» - в условиях упавших цен на нефть. Стал ли выход причиной (или одной из причин) - это другой вопрос. Но выходя из ОПЕК+, Путин вопреки Сонину рассчитывал на то, что цены упадут. Он для этого и выходил.
Во-вторых, этот отказ был сделан не потому, как считает Сонин, чтобы не отвлекаться от актуальных задач, от поощрения диверсификации, от борьбы с перекосами и т. п.
Кремль решил пожертвовать сделкой ОПЕК+, чтобы остановить американских производителей сланцевой нефти и наказать Соединенные Штаты за вмешательство в реализацию проекта "Северный поток-2", -
сказал Александр Дынкин.
Вот Леонтьев и Дынкин точно знают - почему.
А Сонин витает в облаках теоретической экономики и тщетно надеется встретить там Путина.