Продолжаю исследование
фундаментальных проблем образования с саратовского ракурса. Ранее мы рассмотрели позиции чиновников от образования и общественности по вопросу выбора школы для своего ребенка. Об этом нам рассказала обозреватель
Взгляд-инфо Елена Талпэу, в статье
Первоклассный выбор.
Сегодня рассмотрим не менее интересную статью
Звонок на премену, об отношении чиновников, родителей, учителей к новшествам, которые в новом учебном году пришли в школы.
Образовательные инициативы последних лет не дают скучать ни школьникам, ни их родителям.
Новые учебники, новые предметы и связанные с ними споры, правила дресс-кода и карточки на вход в школьное здание, электронные дневники и даже электронные учебники (родителей, правда, больше волнует, за чей счет дети должны приобщаться ко всем этим новшествам).
Где-то вводят уроки финансовой грамотности, где-то - уроки трезвости. В некоторых регионах страны новации не только видны, но и слышны: в Калуге по приказу регионального министерства школьники будут ежедневно петь гимн России.
А что нового у нас в Саратове?
Таким вопросом задалась обозреватель Елена Талпэу, а я вслед за ней выделю ключевые тезисы интервью. А цветом выделю тезисы негативные для образования.
Марина Епифанова, министр образования области:
1. Появились госстандарты (
ФГОС).
2. Согласно стандартам, появилось понятие внеурочное время.
3. Нагрузка на ребенка увеличилась - это хорошо, т.к. у ребенка не будет времени на дурные дела.
Елена Грищенко, жена главы города Саратова:
1. Факультативно введен третий испанский язык.
2. В школе более демократичная атмосфера, дети раскованы.
3. Большое разнообразие учебников, в том числе нелепых.
Отдельно хочу прокомментировать второй тезис, дословно он звучит так:
По моим наблюдениям, сейчас дети более раскованны, в школе более демократичная атмосфера. Я вспоминаю, что в наше время был определенный страх перед учителем. Автоматически и сам предмет, который он преподавал, становился ненавистен. Мне кажется, современные дети такого страха лишены, и это, безусловно, плюс.
О чем здесь сказано? О детской раскованности, которая заключается в отсутствии страха перед учителем, который был раньше.
А что это за страх был? Если учитель дал задание, и оно не выполнено или выполнено плохо, то ты получаешь соответствующую оценку. Оценка учителя была весомой и для родителя, т.к. авторитет учителя был непререкаемым. Отсюда и страх детей, перед тем, что родители спросят и будут ругать и заставлять трудиться, а ведь ребенку элементарно лень и всегда это хочется скрыть. Отсюда и страх к предмету, потому что, если ты его не сможешь усвоить, т.е. будешь лениться - это тоже приведет к необходимости отвечать перед учителями, родителями, сверстниками и все сопутствующие «регалии» троечника и двоечника. И от этого будет не отвертеться.
Теперь у учителя нет авторитета. Почему? Потому, что теперь школа оказывает образовательную услугу и учитель становится автоматически прислугой или обслугой. Разве кто-то будет слушать мнение прислуги? Отсюда и раскованность детей и родителей.
Виктор Володин, депутат Саратовской областной думы:
1. Ничего не меняется, кроме нагрузки на детей, она очень серьезная. Образование формальное и направлено на перегруз детей. В школах детей не учат, не дают им знания, а просто проводят уроки - берите знания сами, где хотите, нанимайте репетиторов.
2. Появилась форма, но она страшная.
3. Ввели субботу выходной, теперь ребенок может восстановиться.
Антон Ищенко, депутат Государственной думы:
1. Возвращается интерес к восточным языкам (Сын изучает китайский).
2. Выросла нагрузка на детей, при этом качество образования не улучшилось.
3. Постоянно меняются учебники, нет единого учебника для всей страны и это минус.
4. Уроки ОБЖ, трезвости и т.п., не надо навязывать они перегружают учебную программу.
5. Беспокоит, что больше нет уроков Туда.
6. Качество образования сейчас и в советское время сильно отличаются, надо взять из советского образования все лучшее, как это сделал Китай.
Любовь Баголей, актриса Театра драмы, режиссер, театральный педагог:
1. Программа намного сложнее, чем в советское время. Это очень тяжело и ребенок болеет.
2. Ребенок больше стал проводить времени в школе - это хорошо.
3. Школа заставляет возиться с ребенком, больше обращать внимание - это хорошо.
Наталия Гусакова, учитель русского языка и литературы Восточно-Европейского лицея, заслуженный учитель школы РФ:
1. Появился электронный дневник, но приходится заполнять и обычный - работы стало вдвое больше, но идея хорошая.
2. Ввели школьную форму и лицейские эмблемы - приятно смотреть.
3. Электронные книги новшество, под которое должно быть оснащение, а его нет.
4. Оснащение учебниками перекладывается на школу, а где финансирование? И это ложится на плечи родителей. Сверху говорят одно, а на деле получается другое.
Максим Фатеев, президент ТПП Саратовской области:
1. Программа сдвинута, более сложные темы проходят раньше.
2. Нагрузка стала больше, мы так детей загоняем.
3. Не нравится ЕГЭ, мы отучаем детей размышлять самостоятельно, надо вернуть сочинение.
4. Нет урока Труда и его необходимо вернуть.
5. Нынешняя программа подготовки детей, на мой взгляд, очень спорная.
Полные интервью здесь:
http://www.vzsar.ru/special/2015/09/21/zvonok-na-peremeny.html Что же в сухом остатке?
Факт повышения нагрузки на детей фиксируют все, но оценивают диаметрально противоположно.
От "это хорошо, не будет времени для дурных дел" до "дети перегружены, не успевают отдохнуть". Этот перегруз бессмысленен, т.к. родители убеждены, что уровень образования не растет. Одна из причин перегруза - дети различные темы проходят раньше, чем положено - а так же тратится время на бесполезные уроки.
Ярко высвечено беспокойство, всвязи с отсутствием уроков Труда.
Остальные тезисы почти не повторяются и носят негативный окрас, относительно качества образования.
Разницу в позиции чиновников и общественности необходимо преодолевать, причем срочно, почему - повторяться не буду, это мы обсуждали в конце
прошлой статьи на эту тему. Ставки (политические) крайне высоки, родители не зря беспокоятся, уровень образования школьников, вскоре будет играть ключевую роль при попытке устроить Майдан в России.
P.S. Марина Епифанова отметила, как одно из существенных новшеств появление ФГОСов. Что это за "зверь" обсудим в следующих статьях.