Изящная аналитика от
barsukov Памятник Илье Тутаеву
Побывал давеча в городе Тутаеве. Город красив прежде всего жителями, которые в подавляющем
большинстве - доброжелательны и гостеприимны. Это по-настоящему русский город, каковыми являются многие города не только на ярославщине, но и в России вообще. Впрочем, заметка не столько об этом (хотя и об этом тоже).
Вопрос о переименовании Тутаева в Романов-Борисоглебск, который поднимается уже которое десятилетие. Пытаемся понять в первую очередь переименователей, с которых начался раскол жителей на два взаимно священновраждующих лагеря: "патриоты-заТутаевцы" (или просто "тутаевцы", - те, кто желает оставить городу имя Тутаева) и "РБГшники" (сторонники переименования в Романов-Борисоглебск). Пытаюсь вот разобраться в первоначалах и первопричинах, которыми руководствуются эти самые "РБГ".
У меня, в отличие от некоторых из нижеупомянутых господ, нет официальной ученой степени. Но у меня есть более чем двадцатилетний опыт участия в различных судебных разбирательствах. Цель любого судебного разбирательства - установить истину, правду. Устанавливая в суде правду, мне приходилось выступать и обвинителем, и защитником, и истца представлять и ответчика. И потому, если бы существовала такая наука как правдоведение, то мне впору было бы присвоить степень доктора правдоведческих наук. И вот, как ученый правдовед, я попытаюсь помочь этим самым РБГшникам найти правду, истину. А ведь она им категорически необходима!
1. Первый довод за РБГ: название Романов-Борисовглебск - "историческое". Город так назывался ДО 1918 года. Здесь всё понятно, комментарии не требуются. Понятно дело, что для переименованию в связи с "историчностью" оснований явно недостаточно. Ибо нигде, ни в каком законе, ни в каких "понятиях" не написано, что у местности должно быть именно то имя, которое местность носила раньше. Есть много городов и даже стран, которые меняли свои названия; но вряд ли найдутся где-то, кроме России, города, которые ни с того ни с сего вдруг решили возвращать своему городу "историческое" прежнее имя. И потому переименователи выискивают другие основания.
2. Второй довод РБГ - один из самых главных: Илья Тутаев, именем которого назван город в 1918 году, - либо человек "непонятный" или "неизвестный", либо "бандит", плохой человек, недостойный для того, чтобы город носил его имя. Разберем его истоки.
2.1. Вот В.В.Жириновский утверждает что личность Тутаева "непонятна", ибо непонятно за что Тутаев был убит, и типа непонятно скольких людей убил сам Тутаев. Жириновский - филигранный мастер исторических фантазий (чего стОит известная его фантазия о звездах, которые повесил на Кремль якобы аж сам "негодный/плохой" Ленин, после чего бедолагу "Жирика" весь интернет затыкал носом в
фотографию Мавзолея на фоне кремлевских орлов). О Тутаеве Жириновский старается не делать категоричных заявлений, оговаривается лишь о "непонятном". Но воспринимать его (Жириновского) всерьёз можно и нужно хотя бы лишь потому что он таки влиятельный системный функционер, и порой даже самые дурацкие из его предложений, увы, таки проходят. С другой стороны, тезис "непонятно" или "неясно", даже от столь влиятельного лица - явно недостаточен.
И потому РБГ вытаскивают на свет как бы ученых-историков.
2.2. Никита Михалков, режиссёр, народный артист России: "Г
ород Тутаев - это бывший Романово-Борисоглебск, названный в честь трех святых, а Тутаев это совсем молодой красноармеец, который перебил дикое количество людей и даже, насколько я знаю, правда это или нет, но отец его чуть не на коленях приползал в Советы и просил не называть и забыть имя этого города. Ну, бывает в семье урод, ну, он такой хулиган, бандит, но мы отрекаемся от него, мы не хотим и так далее. Но все-таки его не послушали и назвали город его именем. А кто знает, кто такой Тутаев? А плохо, что не знают", Особо комментировать Михалкова необходимости нет, он
уже замечен в его страсти картинно божиться и при этом безбожно врать, воспевая реальных преступников, о преступлениях которых вынесены реальные судебные решения. Теперь вот можно поздравить режиссера с ничем не обоснованным поношением, с обвинением в несуществующих преступлениях почитаемых народом реальных героев. Ну и чем же не подлый пёс после этого наш дорогой Никита Сергеевич? Вправе ли он после этого носить почетное звание Народного артиста?
Не могу не добавить от себя лично: Никита Сергеевич, что за бредятину ты несёшь? Как ты вообще мог удумать про родителей, которые станут отрекаться от собственного сына? Ты, что ли, совсем чутье русской культуры потерял? Ты когда-нибудь смотрел в глаза матери, с которой ты разговариваешь о том как погиб её единственный сын? Змей ты поганый после всей вонючей брехни твоей, вот ты кто!
2.3. Ольга Елисеева, писательница, кандидат исторических наук. Вытащили эту даму аж из Москвы, похоже, специально для того, чтобы она "занялась" проблемами переименования Тутаева. И вот, пожалуйста: этот "ученый" выкладывает
версию о том, что Тутаев - бандит, соответственно Тутаев носит имя бандита, существенно отличающуюся от артистичной брехни Михалкова и вонючих какашек Жириновского.
Ольга Елисеева - историк, неопрятный во многих смыслах
В качестве источника этой сенсационной информации Ольга Игоревна называет нечто, что "раскопали местные краеведы". Она не называет имена этих "краеведов", не называет места "раскопок". Видимо, в кармане Ольги Игоревны спрятан очень и очень "достоверный" исторический источник, и выдавать его характеристики ученому-историку, специализирующемуся как раз на источниковедении (это тематика её диссертации), не пристало. Зато Ольга Игоревна очень ярко описывает подробности: В 1921 году, говорит она, - господин Тутаев, мол, жил в этом городе (Тутаеве) и у него якобы "была своя банда, которая грабила местных жителей; и он (Тутаев) пришел к некоему поручику Зацепину, жившему тоже в Тутаеве, ветерану Первой мировой войны, был Зацепин и его жена дома, что называется, вытащить все ценности из дома, человек двадцать эта была банда, у Зацепина какие-никакие стволы имелись, и вдвоем с женой они начали отстреливаться, положили всю банду. Женщина первым же выстрелом убила Тутаева. В результате в честь этого неудачливого бандита назван город, который живет и мучается, откровенно говоря. Потому что краеведы и люди старого закала, еще помнившие прежние времена, долго продолжали называть город Романовым-Борисоглебским. Все, конец цитаты. Это разве не фантазии? Вот ведь тут скорее почерк писателя-фантаста (она же писатель фэнтезийного жанра, кстати), нежели ученого историка. Я не стану цепляться за слова и уточнять у Ольги Игоревны, а что, если бы Тутаев оказался бы бандитом удачливым, например, таким же удачливым как поручик Зацепин с супругой? Но как можно нести такие вот публичные фантазии, называя себя православным? Это как вообще согласуется с Заповедью о блаженстве алчущих Правды?
2.3.1. Житель Тутаева 40 летнего возраста (свой год рождения он указал в опросной ведомости), сторонник РБГ, рассказал мне занятную историю. Он очень хотел её рассказать на вопрос о том, как он относится к переименованию города в Романов-Борисоглебск. "А Вы знаете, - сказал он мне, - что Илья Павлович Тутаев (он, внятно проговорил имя-отчество, как будто старался произвести этим особое впечатление), каждый вечер бросал нож в потолок: если нож втыкался,то Илья Павлович шёл гулять-гужбанить. А нож у него втыкался всегда". История меня заинтересовала, и я вопросительно поднял брови. Он понял вопрос, и продолжал: "Это совершенно достоверно, это я слышал сам лично от бабушки, которая Тутаева лично воспитывала!" Я не стал уточнять, в каком возрасте он слушал эти рассказы, и какой возраст был у бабушки, когда она ему (моему собеседнику) это поведала.
Для этого мини-исследования эти уточнения не так важны. Зато важен факт, что как бы ученый и как бы историк Ольга Елисеева документальным архивным источникам предпочитает как бы достоверные истории, которые сторонники РБГ рассказывают на улицах.
2.4. Евгений Ермолин, историк культуры, краевед, заведующий кафедрой журналистики ЯГПУ (возможно это как раз один из тех "краеведов", которых подразумевает госпожа Елисеева):
Как погиб Илья Тутаев, пишут по-разному, но, скорее всего, ничего доблестного в его смерти нет. Романовские красноармейцы отправились на пароходике в восставший Ярославль, но, заслышав канонаду, испугались и развернулись. По пути решили захватить дачу Лопатина. Обитатели оной начали отстреливаться. Попали в Тутаева. Нападавшие бежали. Но из этой неудачной экспедиции они соорудили легенду о героической жертве - Илье Тутаеве.
Это "краевед", как, видимо, более осторожный фантазиолог, видимо понимая, что его версия явно не совпопадает с версиями других "краеведов", "историков" "культурологов" и политиков (нельзя же всем вместе сговориться, чтобы брехать одно и то же), этот и не настаивает категорично на своей версии, используя оборот "скорее всего". Но и этого "историка" также не волнуют документальные источники, он прямо ссылается на что-то, что "пишут". Возможно, он это прочитал или услышал от московского коллеги по цеху фолк-хистори Елисеевой, а может быть и у Михалкова какую-то из фантазий заимствовал. Ну не совсем понятно, на чьей же таки даче "потерпел неудачу" злополучный "бандит" Тутаев - то ли на даче Лопатина, куда "бандиты" прибыли на некоем "пароходике" (версия Ермолина), то ли по месту жительства вооруженной четы Зацепиных, имевших "кое-какие стволы" (то бишь, по сути, являвшихся такими же бандитами). Впрочем, для фолк-хисториков нет особой разницы, кто там бандит а кто нет, ибо все, по их мнению, бандиты. [Ирония mode on] А каким же еще быть людям, как не бандитами, если это для них выгодно? [Ирония mode off]
3. Третий довод РБГ: заключается в том, что затутаевцы, которые, хотя, возможно, и в большинстве, но они, патриоты то есть, они же есть "ничего не понимающее быдло", такие же нехорошие все люди как "бандит" Тутаев.
-------------------------------------------------Согласно документам, Тутаев родился в 1897 году крестьянской семье, а в 19-тетнем возрасте (1916 г.) Тутаев был принят на службу в Российской Императорской Лейб-гвардии Егерский полк (егеря - это, по тем временам, армейский спецназ, а время - разгар Первой мировой), а в 20-летнем стал бойцом Красной Армии погиб в 1918 году в 21-летнем возрасте; что ("гужбанить", или тем более собирать "банду" молодому Тутаеву, извините, было просто некогда).
Я не стану выяснить степень "доблестности" смерти Ильи Тутаева.Также как не стану выяснять степень "доблестности" смерти братьев Глеба и Бориса (убитых, кстати, как и Тутаев, в междоусобной братоубийственной войне). Я просто не владею критериями "доблестности" смерти. Этими критериями в совершенстве владеют и успешно ими "оперируют" историки Ермолин, Елисеева и другие им подобные представители как бы научного течения
фолк-хистори, или альтернативной истории - так мягко именуется наука об абсолютной псевдонаучной бредятине, которая существует, к сожалению, только в России, где, увы, полностью легализована. Лгуны в законе - И Ермолин, и Елисеева, и Жириновский, и Михалков, и многие-многие другие.
Ничего из каких-либо положительных качеств князя Романова (основателя левобережной "романовской" части Тутаева) или святых Бориса и Глеба (в честь которых названа правобережная Борисоглебская сторона Тутаева) Сторонники РБГ НЕ приводят. Вообще ничего. Все дружно упоминают романовскую породу овцы. И всё! И что, нам так необходима эта породистая овца?
Глава администрации Тутаева выражает надежду, что после переименования в Романов-Борисоглебск хлынет поток туристов. Ну и что это за сказочная чушь? С какого рожна туристы хлынут-то? Что, с переименоваанием города церкви в Тутаеве станут красивее? Или паром через Волгу ходить станет чаще? Это же бред полный, как у них язык-то поворачивается такое вот нести!
Это ведь еще и бред в правовом смысле. Потому что единственным основанием для переименования города может быть решение граждан на референдуме, который инициирован в установленном порядке. Других оснований для переименования законом не предусмотрено. В связи с этим, кстати, всякие топонимические комиссии - это тоже в правовом смысле бред, хотя это уже другая история.
--------------------------------------
В чём же правда? Я её, извините, не нашёл. У сторонников РБГ правды нет. Есть ложь. Есть навязчивая либероидная идея. Подкрепленная строго бредовыми псевдонаучными размышлениями. Например, также на улице, слышал от одной внешне симпатичной ухоженой такой дамочки: "Я понимаю, что большинство жителей города за "Тутаев", но Я считаю, что город должен называться "Романов-Борисоглебск!" Можно было бы посмеяться над "глупостью блондинки", если бы эта как бы глупость не имела бы воплощения в реальности.
Но это же и есть фашистская идея господства как бы просвещеннгого ("свидомого") меньшинства над "несвидомым" большинством!
----------------------------------------------------Впрочем, я таки покажу немножко правды. Корни протвостояния "патриотов" и РБГ в большой мере в метафизике.
Белая. Святые Борис и Глеб погибли как смиренные страстотерпцы, молясь за Правду, за справедливость. Это белая метафизика, или метафизика смирения. Образ метафизики белой: - барин, внешне похожий на Михалкова, весь в белом, на белом коне въезжает в село, которое выращивает овец "романовской" породы. Барина встречают смиренные в белых рубахах мужики и подносят ему стопарик белой с белыми хлебом-солью. И никакого протеста, все друг перед другом смиренны и друг другом довольны!
Красная. Илья Тутаев вступил в Красную Армию, чтобы бороться за идею равенства и справедливости, и погиб в этой борьбе. Это и есть Красная метафизика. Справедливость - от Бога. Стенька Разин, Емельян Пугачев, декабристы и Герцен. Русский народ, построивший магнитку и ДнепроГЭС, победивший фашизм, и полетевший в космос, построивший Тутаевский моторный завод, создавший ракетные комплексы "Искандер".
Я понимаю, что это очень грубые характеристики белой и красной метафизик, да. Что могут использоваться разве для такой вот ЖЖ-публикации. Но и для главного вывода также годится:
Парк "СССР" в Тутаеве
Главный вывод: переименователи не могут и не хотят простить жителям Тутаева, что сто лет город живет теми идеями добра и справедливости, теми, которые символизировал и символизирует собой Илья Тутаев. Что, руководствуясь именно этими идями, жители Тутаева отправили на Великую войну своих героев, и в войне этой победили; что построили и Тутаевский Моторный, и совершили многое-многое другое, что можно совершить только в преодолении и борьбе.
Переименователи стремятся заставить сограждан забыть о великом и загнать их в прошлое, величие которого определяется разве что породистыми овцами. Кто победит?