Физико-технический лицей(ФТЛ) г. Саратова особое заведение - это связано и с его историей и с современностью. В середине 1960-х годов он стал одной из первых в СССР школ с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла. Сегодня же по праву считается одной из лучших школ в России, которая не только
сражается в учебе, но и победно
отстаивает честь своего, несправедливо уволенного директора!
Все в ФТЛ особенное и юбилей особенный:
85 лет - школе, 50 лет - Тринашке, 25 лет - Лицею. А как они его отмечают!
Физико-технический лицей № 1 при поддержке Центра молодежного инновационного творчества "
ЦЕНТРИТ" представляет в 2016 году юбилейный спецпроект:
Выпускники школы - ученые ведущих вузов и эксперты - читают публичные лекции по своему профилю для школьников, учителей и родителей: от биофизики и астрономии до бизнес-управления и философии современного искусства.
Первая лекция прошла 31 января, называлась "Математическая составляющая". Читал ее выпускник 1991 года Николай Андреев (на фото) -
Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В. А. Стеклова Российской академии наук.
Click to view
Уже из анонса понятно, насколько интересное действо развернулось на лекции. Математика в наглядной и интересной форме - это настоящая изюминка. Обычные предметы, которые ежедневно мы встречаем, вдруг становятся формулами и законами. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, адресую вас к первоисточнику:
Математические этюды.
С учеными порой не просто, говорят на сложном языке, бывают себе на уме..., но не в случае Николая Андреева. Легко говорил с аудиторией, давал задачи на сообразительность, мы все вместе погрузились в решение вроде бы простых задач, мозги невольно включаются в работу. Даже ленивый захлопает глазами. Математика - не скучна и занудна, она безумно интересна, когда понятна.
Лектор прекрасно справился с
задачей, но самое интересное, на мой взгляд, развернулось в конце. Теплая атмосфера лицея располагала к прямому и откровенному общению, вместе с поздравлениями и лекцией, хотелось поговорить о насущных проблемах. В конце Николай отвечал на вопросы аудитории, чем я и воспользовался.
Подача крупнейших достижений цивилизации через простые доступные для каждого из нас предметы, напомнило о проблеме современных учебников математики. Забегая вперед скажу, вопрос мой был связан с тем, будут ли математические этюды оформлены в школьные учебники? Ведь, где как не на уроке, ребенок может, по-настоящему очароваться наукой. Время и место (т.е. урок и школа) для подходящие. Ответ был, к сожалению, отрицательный, планов таких нет. В деталях расспрашивать, из уважения к присутствующим, было не удобно. Разговор на этом не закончился, прежде чем перейти к главному, сделаю оговорку.
Почему мое внимание приковали именно учебники? Дело в том, что концепция математического образования так или иначе "вертится" вокруг учебников. Они задают тон. В 50-х годах в СССР, под влиянием новомодного течения - бурбакизма, произошла радикальная реформа курса школьной математики. В 1978 году, ужаснувшись результатами, реформа была свернута, настал мучительный возврат. Для наглядности приведу иллюстрации двух учебников:
1. Более ранний под редакцией Пчелко.
2. Более поздний Давыдова
Два метода индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному) соответственно. Какой для ребенка проще?
По учебнику Пчелко умножение изучается в 1-м классе 3-й четверти, а по учебнику Давыдова - во 2-м классе 3-й четверти, на год позже! Качество изучения не падает, а повышается.
Теперь вернемся к разговору с представителем РАН, после лекции мы с Николаем поговорили о том, в каком состоянии математическое образование сейчас. Отзывы были самые душещипательные, ведь именно по этой причине была создана лаборатория по популяризации математики.
Моя отсылка на необходимость хороших и адекватных школьных учебников вызвала грусть и неподдельный скепсис: "А кто учить по ним будет? Кто писать их будет? А почему именно с учебников? Этим должны занматься профессионалы, где они?".
Подискутировав, мы пришли к мнению, что несмотря на вышеназванные трудности учебники нужны и должны быть сделаны с опорой на показавший себя индуктивный подход. Но главным аргументом о фантастичности подобной инициативы был личный опыт Николая: "Три года жизни убил на то, чтобы продвинуть в Минобразования изменения в школьную программу, а результат нулевой...".
Причины на мой взгляд, лежат в политической плоскости. Ученым из РАН понятно, что необходимо менять подготовку школьников, чтобы можно было строить, какие-то планы о смене поколения, новых горизонтах и пр. Но ученые не политики и не умеют продвигать в реалиях постсоветской России благие начинания. А их можно только отвоевывать, адресую читателя в самое начало, к отстаиванию чести директора (Восстановление исторического здания ФТЛ и Открытие Центра молодежного инновационного творчества "
ЦЕНТРИТ", который чуть ли
не стоил профессиональному педагогу и руководителю карьеры). Отвоевывать политически, интеллектуально и бог весть, как еще. Чтобы сдвинуть этот груз, нужна не одна лаборатория, надо навалиться всем научным миром, подпереть его родителями и тогда есть шанс на возрождение математического образования в России.
Большая работа и талант отражается в трудах лаборатории Николая Андреева, честь ему и хвала, но суровая реальность говорит, что этого катастрофически недостаточно. И видно, что он понимает и переживает за судьбу нашей науки, которая начинается с школьной скамьи.
Поздравляю ФТЛ с его особенным тройным юбилеем и пожелаю, чтобы на новом витке изменений в стране вы в очередной раз окопались на передовой и показали свой дух, свой почерк и свою марку. Быть может возрождение математики начнется именно в ваших стенах и с ваших выпускников.