Екатерина Ивановна Десницкая

Jun 21, 2010 02:32


Годы жизни: 1888 - 1960
Они познакомились в светском салоне богатой вдовы Е. И. Храповицкой - милая девушка Катя Десницкая и Чакрабон, второй сын сиамского короля.




Родилась будущая сиамская принцесса в 1886 году в Луцке, в семье судьи И. С. Десницкого. Отец ее скончался, когда девочке было два года, оставив родным весьма скудные средства. Мать вместе с детьми переехала поближе к родственникам, в Киев, но в 1904-м умерла и она. Из близких у Кати остался старший брат Иван, учившийся в Петербургском университете и готовивший себя к дипломатической карьере. Чуть позже он станет секретарем российского посольства в Пекине…




1. Мария Михайловна Хижнякова, мать Екатерины
2. Иван Степанович Десницкий, отец Екатерины. Фото: АЛЕКСЕЙ БОЙЦОВ/RUSSIAN LOOK

Катюша Десницкая была неординарной девушкой - поступив в училище сестер милосердия, она окончила его и отправилась добровольцем на русско-японскую войну. Именно в годы учебы и состоялась ее встреча с блестящим лейб-гусаром по имени Чакрабон, который находился в России уже седьмой год. Его жизнь ничем не отличалась от жизни петербургской «золотой молодежи» - балы, маскарады, театральные премьеры… Лишь по воскресеньям принц отлучался в посольство Сиама, где имел свои апартаменты. Рыжеволосая Катенька произвела на него неизгладимое впечатление, то была первая его любовь.




Чакрабон засыпал девушку телеграммами и письмами, пока она находилась в действующей маньчжурской армии, и даже подал прошение об отправке на русско-японский фронт. В Петербург Десницкая возвратилась, имея три боевые награды, в том числе Георгиевский крест. Чакрабон, которому предстояло скорое возвращение в Бангкок, сделал ей формальное предложение.




Выйдя из Академии Генерального штаба русским полковником, принц перед возвращением на родину нанес прощальный визит августейшей семье. Николай II вручил ему высший орден России - Св. Андрея Первозванного. Сиамский гусар в полковничьей форме ничего не сказал государю о том, что, помимо русского воспитания и образования, увозит с собой и русскую невесту. Вне сомнений, царь бы спросил: знает ли об этом отец? А поскольку ответ был бы отрицательным, русские власти имели достаточно оснований закрыть выезд для Кати.




Их бракосочетание состоялось в Константинополе, где молодые обвенчались в одной из православных церквей (принц, прежде исповедовавший буддизм, принял православие). Так осиротевшая, без средств и связей простая девушка оказалась женой принца, да еще именно того, на которого король Сиама, всю жизнь крайне недоверчиво относившийся к иностранцам, возлагал большие государственные надежды…



Король Чулалонгкорн

Сиам (нынешний Таиланд) оставался в Азии единственной страной, избежавшей колониального порабощения. Единовластно правивший отец Чакрабона обладал широким кругозором. Он прекрасно понимал, что можно и чего не следует ждать от Запада. Этого выдающегося политика тайцы, знакомые с русской историей, сравнивали с нашим Петром I. Понимая национальные проблемы, решить которые невозможно без всестороннего образования, он послал сыновей учиться в лучшие учебные заведения Европы и вел с ними обширную переписку. В частности, Чакрабон постоянно информировал отца об обстановке в Восточной Европе, о русской дальневосточной политике.



Чакробон

Замужество Катюши Десницкой вовсе не было браком по расчету. Вот отрывок из ее письма к брату от 10 сентября 1906 года: «Дорогой Ваня… Если бы ты знал, что это за прекрасная, честная, добрая личность. Конечно, многие, говоря о моем замужестве, упоминают только о богатстве и роскоши, а о счастии молчат, но я скажу, что больше любить, понимать и уважать друг друга невозможно, и никому не желаю лучшей семейной жизни. Так люблю его, как даже и не думала».




Медовый месяц молодые провели на Ниле. Чтобы подготовить почву для появления Катюши перед родителями, принц отправился в Бангкок один. За три недели, что она провела в Сингапуре, Чакрабон не вылезал из торжеств и громоздких церемоний по случаю возвращения. Шли дни, но принц не решался заговорить с родителями о своей женитьбе.




В Бангкоке у монарха имелось три официальных жены, первая из которых, мать Чакрабона, считалась в европейском смысле королевой. Чакрабон стал первым в королевской семье, напрочь отказавшимся от традиции многоженства… Впрочем, хватило его не надолго.




Читая письма Екатерины Ивановны к Чакрабону, отправляемые в Бангкок из Сингапура, а также брату Ивану и Храповицкой, удивляешься мужеству этой молодой женщины. А ведь не представлять всей сложности своего положения она не могла. Даже ее спутница, русская жена сиамского адъютанта Чакрабона, в Сингапуре начала относиться к ней как к забаве и прихоти принца, чуть ли не наложнице.



Дом принца Чакрабона в Бангкоке

Англоязычная пресса Бангкока уже выболтала, что по дороге домой принц спрятал в британской колонии «новоиспеченную мадам На Питсанулок». Чакрабону пришлось многое выдержать - прежде всего неприкрытый гнев королевы-матери. Он был лишен содержания, полагающегося принцам, и отец король не разговаривал с ним. За исключением горстки испытанных друзей и старшего брата многие поспешили отойти в сторону от опального принца. Он же получил не очень высокий пост начальника военного училища, совершенно не соответствовавший ни его знаниям и офицерскому опыту, ни блестящим способностям. Приехавшая из Сингапура Екатерина Ивановна поселилась во дворце Парускаван, где жила с супругом счастливо и мирно, но одиноко.



Наталья Балахничева в роли Екатерины Десницкой в балете "Катя и принц Сиама"

Однако постепенно лед таял… Молодая русская женщина проявляла такт, терпение и подлинную мудрость, о которых немного погодя с восхищением будут говорить Чакрабону и родители, и братья. Однажды наступил день, когда королева-мать прислала во дворец Парускаван несколько комплектов тайской женской одежды. Это было признание снохи… Екатерина Ивановна к тому времени свободно говорила по-тайски, овладела английским - в гимназии и училище она изучала французский и немецкий. Выбор сына, судя по многим признакам - новым правительственным назначениям и специальным поручениям представлять монарха в различных обстоятельствах, - был наконец-то полностью одобрен.



King Chulalongkorn and Queen Saovabha Bongsri, with their five sons

28 марта 1908 года у короля Сиама родился его первый внук, которого назвали Чула Чакрабон (остальные принцы оставались еще бездетными). Русская невестка была осыпана подарками. Бабка-королева самозабвенно занималась внуком, не желая принимать во внимание его родителей. Король же оказался более выдержанным: Чуле исполнилось два года, когда тот впервые пожелал познакомиться с любимым внуком. «Я его сразу полюбил, - признавался он. - В конце концов он же моя плоть и кровь и внешне совсем не похож на европейца». Свою русскую невестку он так ни разу и не видел…




В октябре 1910 года скончался отец король, правивший Сиамом сорок два года. Престол перешел к старшему брату Чакрабона, а сам Чакрабон стал наследником.



Король Рама VI - брат Чакрабона

В следующем году принц с супругой совершили поездку по Транссибирской железнодорожной магистрали до Петербурга. Пока муж занимался делами, в том числе переговорами с Николаем II, Екатерина Ивановна посетила родных в Киеве. Здесь она получила полное прощение от единственного дяди, не одобрявшего экстравагантного брака с чужестранцем. И наконец поняла: Сиам и роскошный Парускаван не заменят ей родины. Пожалуй, на этом и закончилась счастливая пора в ее жизни… Позже она предприняла еще одно путешествие в Киев, но уже одна.

Известие о Февральской революции было воспринято в Бангкоке неоднозначно. Разговоры о России становились для Екатерины Ивановны все более гнетущими: ее терзали мысли о судьбе близких. Никакой достоверной информации и после Октября в Бангкок не поступало.

Принц Чула Чакрабон, ставший впоследствии литератором и ученым-историком, автором обширного эссе о Екатерине II, писал в своих воспоминаниях: «Здоровье матери ухудшалось, она находилась почти что в сломленном состоянии. В обычных обстоятельствах родители предприняли бы очередное путешествие в Европу, но - шла война. Поэтому отец предложил маме отправиться в Японию и Канаду, и она выехала в начале 1918 года».




Почему мать находилась «в сломленном состоянии», принц умалчивает…

Самому ли Чакрабону приглянулась принцесса Чавалит, или придворные решили, воспользовавшись моментом, «заменить» чужестранку - неизвестно. Как бы то ни было, у Екатерины Ивановны появилась соперница - пятнадцатилетняя принцесса, веселая и грациозная, похожая на статуэтку. Ей же хотелось определенности: муж должен решить, кто из двух нужен ему. Она не может быть ни первой, ни второй женой, а только единственной…



Чавалит

Стояло лето 1919 года. Позади - двенадцать лет супружеской жизни и еще год мучительных раздумий, в которых Екатерина Ивановна наконец-то поставила точку. Она исчезла из Бангкока, не попрощавшись даже со своим сыном. Через месяц принц Чакрабон подписал бумаги о разводе.




В послереволюционную Россию Десницкая не поехала, а осела в Шанхае. Через год Екатерина Ивановна получила телеграмму о смерти бывшего супруга: 11 июня в Сингапуре от воспаления легких умер принц Чакрабон. Проживи он еще четыре года - и стал бы королем после кончины старшего брата…



Король Рама

Чулу, наследника престола, не отдали матери, и после похорон она вернулась в Шанхай одна. Она прожила долгую жизнь, пережив Чакрабона на сорок лет, занималась благотворительностью среди русских малоимущих эмигрантов. Вскоре вышла замуж за американского инженера по имени Гарри Клинтон Стоун и перебралась с ним в Париж. С сыном ее соединяли теплые и нежные чувства, они постоянно переписывались. В своих письмах Екатерина Ивановна просила у него прощения за его вынужденное сиротство. Чула так и не стал королем. После смерти отца его послали на учебу в Англию, где он пристрастился к мотоспорту и стал профессиональным гонщиком.



Со вторым мужем
Фото: АЛЕКСЕЙ БОЙЦОВ/RUSSIAN LOOK

Екатерина Десницкая умерла во Франции в 1960 году. В конце 80-х годов XX века ее внучка, принцесса Нариза Чакрабон, рожденная от англичанки, работала над книгой о необыкновенной судьбе сиамского принца и киевской гимназистки. Эта книга увидела свет в Англии…



Нариза Чакрабон

Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой

восток, живопись, портрет, био

Previous post Next post
Up