Годы жизни: 1703 - 1782
Бенигна Тротта фон Трейден, в замужестве - Бирон, с 1720 года была фрейлиной, а позднее статс-дамой Анны Иоанновны.
Самарский областной художественный музей
Супруга английского посла в Петербурге леди Рондо писала о ней: «Маленькая, очень изящная, лицо ее так покрыто оспой, что все рябое, но такой красивой шеи я никогда не видела».
Последствия оспы вообще-то не считались недостатком внешности - в то время такие отметины носили многие. Но, по утверждениям более поздних свидетельств, Бенигна была горбуньей. Ни оспин, ни горба на найденном спустя несколько веков портрете, конечно же, нет. Возможно, придворный художник, как ему и положено, живописно льстил своей высокопоставленной модели, тщательно подчеркивая лишь то, что принято было считать достоинствами? Но скорее всего на самом деле эта надменная придворная дама обладала хорошей фигурой. По свидетельству все той же леди Рондо, «у нее прекрасный бюст, какого я никогда не видела ни у одной женщины».
Изображение Бенигны Бирон было найдено в Самаре поистине чудесным образом.
«Ее портрет попал в коллекцию нашего музея, прямо скажем, необычно, - рассказывала реставратор Т. Алексушина, - летом 1981 года из котельной соседнего учреждения принесли обрывок холста с сохранившимся женским портретом. Ткань была измята, красочный слой во многих местах сохранился фрагментарно, в левой части был утрачен угол основы, от избытка влаги большие участки живописи покрылись плесенью…»
Произведение это спасли и вернули к жизни. А историки пришли к выводу: здесь изображена Бенигна Бирон.
Портрет этой пригожей женщины, хранящийся ныне в Самарском художественном музее, к сожалению, в свое время не видел писатель Валентин Пикуль. Если б видел, вряд ли допустил в своем романе «Слово и дело» следующую несправедливость, относящуюся к внешности Бенигны: «…чтобы злоречивых наветов не было, женила (Анна Иоанновна - Бирона) на уродке, неспособной к материнству. Теперь герцогиня детей рожала, а Биренша под платьем подушки носила, притворяясь беременной…
…Бенигна Готлиба, жена Бирена, урожденная Тротта фон Трейден, сидела на двух подушках. Маленькое, хилое, безобразное существо. Два горба у нее - спереди и сзади. И лицо - в красных угрях, глазки слепые, белесые…»
Многие мемуаристы отмечали пристрастие герцогини Бирон к роскоши: ее парадные экипажи были столь же великолепны, как у самой императрицы, а гардероб оценивался в сотни тысяч рублей. Одетая в очень дорогие платья, в бриллиантах, жена фаворита принимала гостей, сидя в кресле, напоминавшем трон, и обижалась, когда ей целовали одну руку, а не обе.
Известны и два ее страстных увлечения: собирание драгоценностей (это нашло отражение и на портрете: бриллиантовая заколка и чудесный эгрет в волосах, тончайшей работы длинные серьги, великолепный бант-склаваж на шее) и рукоделие. Леди Рондо пишет, что во дворце были специальные апартаменты, где Бенигна с девушками-мастерицами вышивала большие сюжетные панно. При всей своей нелюбви к герцогине англичанка не могла не признать этого ее таланта и отказать ей во вкусе, тем более что именно у нее научилась «накладывать тень, чтобы колонны выглядели как будто с желобком».
Во время ссылки семьи Бирона в Ярославль, писал позднее историк К. Валишевский, такие вышивки изрядно удивляли местных обывателей: ведь Бенигна изображала не античные или героические сцены, как тогда было принято, а картины привычной городской и сельской жизни. Говорят, еще в конце XIX века одна из комнат герцогского дворца в Митаве была сплошь обита этими произведениями искусства.
В свое время знатную Бенигну выдали замуж за безродного проходимца, красавца Бирона, чтобы придать видимость приличия поведению Анны, тогда еще герцогини Курляндской. А муж не слишком церемонился с ней. Могла ли Бенигна что-либо изменить? Вряд ли… Ее не любили - она отвечала тем же. Но герцогиня не была мстительной и сторонилась дворцовых интриг, а это - редкое достоинство.
Печальный конец Бенигны Бирон известен: возвысившись благодаря положению своего супруга, она в одну ночь оказалась лишенной всего - опять же только потому, что была женой всесильного и все более наглеющего фаворита Анны Иоанновны. О страшной судьбе этой женщины упоминает писатель Иван Лажечников в историческом романе «Ледяной дом»: «Чтобы сделаться правителем России, Бирону недоставало только имени: исторгнув его от умирающей государыни, предсказавшей вместе с этим падение своего любимца, регент недолго пользовался своею грозною, хищническою властью… Кто не знает об ужасной ночи, в которую, под неучтивыми ружейными прикладами, стащили его за волосы с пышной дворцовой постели, чтобы отправить в Сибирь по пути, протоптанному тысячами его жертв? Кто не слыхал об этой ночи, в которую жена его, столь надменная и пышная, предана поруганию солдат, влачивших ее по снегу в самой легкой ночной одежде? За плащ, чтобы прикрыть свою наготу, отдала бы она тогда все свои бриллианты!..»
В начале 1742 года на престол взошла Елизавета Петровна, что приободрило ссыльных и вернуло им надежду. Бирон и прежде частенько говорил, что Елизавета освободит его из заточения. После восшествия на престол она действительно вспомнила о фаворите своей двоюродной сестры и распорядилась освободить все семейство Биронов. Но при дворе осталось еще немало влиятельных людей, не желавших возвращения герцога, и они уговорили молодую императрицу отменить принятое решение. Семейство Биронов уже выехало в Курляндию, но подоспел приказ остановиться в Ярославле.
Бывший регент с семьей поселился на берегу Волги, в доме с чудным садом. Из Петербурга ему прислали библиотеку, мебель, посуду, лошадей и ружья с позволением охотиться не далее двадцати верст от города. Здесь Бироны пользовались известной свободой. Не ущемлены были и с финансовой стороны: семье предоставили доходы с ее курляндских владений.
И лишь спустя два десятилетия судьба вновь улыбнулась бывшему временщику и его семейству: в 1762 году Петр III вызвал Бирона из ссылки, а уже Екатерина II вернула ему власть над Курляндским герцогством. Престарелый Бирон наконец поселился в своем прекрасном дворце в Митаве, но правил герцогством недолго: в 1769 году передал престол сыну Петру.
Тамара Цыганова - Бенигна Бирон
Инна Чурикова - Анна Иоанновна
Анна Терехова - Регина
Говорят, Бенигна Бирон долго не могла прийти в себя после затянувшейся ссылки. Обосновавшись в Митаве, жена герцога… выпустила книжку своих стихов. И вообще - целиком отдалась творчеству, посвятив всю дальнейшую жизнь вышиванию колоссального гобелена, на котором была изображена богатая природа Сибири и представлены все типы кочевых инородцев…
Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой