(Из опыта автора. Отчасти алаверды)
Бытует мнение, что к дизайну невозможно применить объективные критерии ни при его оценке, ни при составлении ТЗ. Исключительно «нравится/не нравится», сплошной субъективный подход.
Однако это не совсем так. Дизайн, помимо эстетической компоненты, в обязательном порядке содержит решение какой-то практической задачи, чем он и отличается от «высокого» или «чистого» искусства. Решение же дизайнерской задачи можно определить довольно точно.
Более того, вопросы эстетики - что человеку красиво, а что нет, и что он как воспринимает, человечество изучает уже давно, труды по композиции и цветоведению тому подтверждением. То есть, объективные критерии есть и в такой области, как прекрасное. Гармонию кое-где и правда можно поверить алгеброй: полагаю, все или почти все слышали о контрастных цветах или правиле золотого сечения.
Какой же список объективных критериев можно приложить к дизайну? По моему опыту как координатора процесса и составителя ТЗ список будет примерно таким:
а) Юзабилити
Если дизайн только планируется, то уместным будет задать следующие вопросы:
Для чего нам этот дизайн? Как мы планируем его использовать?
При рассмотрении готового дизайна: Можно ли пользоваться полученным дизайном для достижения целей, которые изначально ставились в ТЗ? Удобно ли это?
Если ТЗ ставили не вы, и вы понятия не имеете, что там было написано, то можно посмотреть на то, для решения каких задач данный предмет предлагается его авторами.
Скажем, белые буквы на светло-сером фоне плохо читаются - поэтому изучать статьи на сайте о туманном Альбионе не очень удобно; скорее всего, в приоритете была эстетическая компонента, а не информационная.
б) Техническое качество исполнения
Часть конкретных критериев определяется форматом. Для веба (юзерпик или задник сайта?) или для печати (сувенирный значок три на три сантиметра или постер три на три метра?) требования к дизайну будут разные.
Ещё часть критериев - про то, чтобы видимы были только те слои, которые вам нужны, и черновые пометки-прикидки-прорисовки не попали в готовый дизайн, разве что вам так зачем-то надо.
Например, если в грамоте вместо ФИО вы читаете «Награждается Имярек Имярекович» вместо реальной имени и фамилии награждаемого человека, скорее всего, кусок инфы где-то потерялся.
в) Соблюдение законов композиции
На объективном уровне сориентироваться в этом вопросе помогут труды по композиции и цветоведению. Качественная композиция не «разваливается» и соответствует заявленной цели.
Скажем, для впечатления надёжности и консервативности использовать диагональную асимметричную картинку, содержащую яркие кислотные цвета будет странно; но если мы захотим рассказать о молодежи второй половины двадцатого века, это может быть неплохим выбором.
г) Создание нужного впечатления и настроения
А здесь помогут разобраться труды по психологии восприятия - и по культурологии, потому что человек существо не только биологическое, но и социальное, и в восприятии у человека есть как природный слой, так и культурнообусловленный.
Например, при взгляде на красное пульс повышается, при рассматривании зелёного - понижается, и это от культуры не зависит, но один и тот же цвет может значить диаметрально противоположное у разных народов. То, что в одних культурах белый цвет траурный, а в других - свадебный, полагаю, знают почти все.
Точно так же для представителя одной культуры очевидно, что если на упаковке со съедобным изображена кошка, то это корм для кошки, а для человека другой культуры - что именно из изображённой кошки продукт и изготовлен.
д) Востребованность у целевой аудитории
Кто наша целевая аудитория, что им нужно, что мы хотим им дать, какой реакции добиться?
Эта тема берётся с угла социологии и маркетинга: сбор и анализ данных, ведение статистики, изучение ситуации в динамике, отслеживание обратной связи. Перед 23 февраля синие подарочные коробки более популярны, чем розовые - но это не связано с тем, что розовые коробки хуже в плане дизайна.
е) Соотношение цены, времени и качества исполнения
Быстро-Круто-Бесплатно, выберите любые два, помните? Сколько времени и сил можно/нужно/имеет смысл потратить на создание флаера распродажи выходного дня в секонде - и на создание годового каталога мебели экстра-класса? А на создание пакета фирменных материалов, используемых для представительских функций несколько лет?
Дополнительный критерий для оценки дизайна: Если есть брендбук, то соответствие брендбуку
По сумме обучения и опыта у меня получился вот такой список критериев, которые в принципе измеримы на уровне, отличающемся от «нравится-не нравится», и которые при желании можно приложить к дизайну - как на этапе составления ТЗ, так и при рассмотрении готового.
This entry was originally posted at
http://arve-veri.dreamwidth.org/522602.html. Please comment there using
OpenID.