НЕОЖИДАННО
Читала «Огонек». Никогда бы раньше не пришло в голову, что такие категории, как добро и зло могут обсуждаться уже на одноклечном уровне и объясняться генами. Статью прочитала с большим интересом. Вот некторые выдержки. Курсив и комментарии в скобках мои. :)
Из беседы Елены Кудрявцевой (Огонек № 23, 14 июня 2010) с Александром Марковым, ведущим научным сотрудником Палеонтологического института РАН.
- Говорить о механизме возникновения «морали» проще [хаха, проще] на примере одноклеточных существ, потому что здесь мы сталкиваемся исключительно с биологической эволюцией, основанной на отборе генов, и никак не зависим от социальных и культурных наслоений, присущих высшим организмам. В этом смысле можно утверждать, что альтруисты и эгоисты есть уже на уровне бактерий. (!)
Например, в геноме бактерии альтруиста может быть записан механизм самоубийства в случае заражения вирусом. Он заставляет кишечную палочку добровольно жертвовать собой, чтобы не заразить сородичей. Заболевшие бактерии-эгоисты ведут себя иначе - живут, сколько им отведено, и заражают остальных, пока не вымирает все сообщество. Очевидно, что эволюционно более живучей окажется колония, населенная альтруистами, где каждае бактерия «заботится» об остальных. Но почему-то мир, как на уровне одноклеточных существ, так и на уровне государств, даже отдаленно не напоминает царство доброты и порядочности. [и как же быть с эволюцией?]
[вот замечательно, многое объясняет!] Появление эгоистов - результат случайной мутации. Под воздействием изменчивости в какой-то момент среди «добреньких» кишечных палочек появляется бактерия с одной-единственной «ошибкой» в гене. Этот мутант перестает тратить ресурсы на поддержание механизма самоубийства и направляет их на более «приятное» занятие - размножения. Вся история эволюции - это попытка альтруистов тем или иным способом защититься от эгоистов и нахлебников. :)
- Появление многоклеточных организмов было крупнейшим триумфом эволюции альтруизма. Ведь в многоклеточном организме большинство клеток - это клетки-альтруисты, которые отказались от собственного размножения ради общего блага.
Так что на одноклеточном уровне добро и зло - результат борьбы геномов внутри организмов, которые заставляют своих носителей с человеческой точки зрения быть добрыми или злыми. Сколько генов «добра» и «зла» заложено в современном человеке - вопрос открытый.
Экспериментальным путем ученые пришли к выводу, что такие моральные качества, как доверчивость, доброта или благодарность, примерно на 20 процентов преодопределены генетически. Эти 20 процентов, возможно, являются тем нравственным базисом, который сегодня принято называть «совестью». [наверно, а иначе откуда это?]
Об эволюции нравственности с точки зрения христианства рассуждает Профессор-священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института.
«Христианство не отвергает эволюционизма. Если мы обратимся к человеку, то увидим, что из его трехчастной структуры - тело, душа и дух - исторически эволюционируют первые две части, то есть тело вместе с психоэмоциональной, разумной и волевой составляющими, дух же не эволюционизирует. [еще быть понять, что это такое - дух]
Человек стал человеком не тогда, когда начал много трудиться, а когда в нем появились силы и энергии, не свойственные животным - свобода, жертвенная любовь, надежда, вера, жажда истины». [это силы и энергии относящиеся к духу или к душе? и значит не сразу были Богом заложены.]