Летом 1941 года советские лётчики-истребители почти не умели летать на новых машинах. И уж совсем не умели летать на них ночью. Поэтому, было решено создать две эскадрилии из лётчиков-испытателей для прикрытия Москвы от ночных авианалётов.
Испытатели умели летать более-менее на всём и более-менее всегда, но боевыми лётчиками не были. Марк Галлай, например, сначала был авиационным инженером и пилотом-любителем, а потом прошёл подготовку и стал испытателем-профессионалом. Но о тактике воздушного боя он имел очень мало понятия, да и стрелять его не учили.
Пилоты новых эскадрилий ПВО ждали, когда же их научат как следует воевать, а пока ночные дежурства воспринимали почти как игру.
22 июля к Марку, дежурившему у самолёта, подошёл его комэск и сказал: "Марк, надо лететь". И МиГ-3 поднялся в ночное небо. А над Москвой уже метались лучи прожекторов, и слышался треск залпов зениток.
За описание "подготовки" пилотов в документальной повести
«Первый бой мы выиграли» в своё время Галлаю досталось - его обвиняли в очернительстве и дегероизации. A я думаю так: человек, который придумал создать эти эскадрилии, был гений.
Галлай жёстко описывает все свои ошибки: потерял время неудачно преследуя уже отбомбишийся самолёт, потом - атаковал на высоте противника, подставляясь под огонь стрелков (надо было сверху или снизу), плохо стрелял (так плохо, что даже когда враг, наконец, "выпал" из прожекторов - не понял, что произошло), с трудом нашёл дорогу на свой аэродром и сел почти без горючего. Но, он смог ночью на МиГ-3 сбить бомбардировщик врага и вернуться. Пилоту-истребителю это бы не удалось.
Атака на Москву была отбита: большинство бомабрдировщиков не смогли прорваться к городу, многие были сбиты.