Oct 18, 2019 03:47
Если признать, что главной целью террора является запугивание, деморализация возможного противника, то его основным субъектом являются не жертвы пыток и расстрелов, часто случайно попадающие в руки палачей, в их родственники и близкие, все население страны - обреченных людей нет смысла запугивать. Изощренным садизмом над родственниками убитых людей являлась система, в которой долгие годы скрывался сам фактов убийства близкого человека, затем выдавали фальшивые справки об их гибели через несколько лет после расстрела, и даже после их реабилитации под надуманными предлогами от родственников скрываются документы дела и места их захоронения. В Новосибирске, например, места массовых захоронений обнаруживаются только с помощью экскаватора.
Государство поощряло разрыв семейных связей - отречение от невиновно осужденных людей или их забвение. Как-то заполняя очередную анкету в 1 отделе, моя мама спросила, что ей писать об своем отце, приговоренного к «10 годам без права переписки». Она получила указание: «А Вы ничего не пишите, если не знаете». А бабушка уже в «оттепель», посмевшая обратиться в оренбургское НКВД, чтобы узнать о судьбе своего мужа, услышала: «А иди ты бабка на …, или мы тебя закопаем рядом с мужем!». Так ей стало известно, что ее мужа закопали, а что он реабилитирован, она не узнала до своей смерти в 82 года..
Люди справляются с этим горем по разному - одни дорожат каждым упоминанием о близком человеке, другие стараются его навсегда забыть.
В прошлом году до меня дозвонилась из петербургского Дома работников сцены Нина Яковлевна Мазаева, беспокоящаяся, что имя ее отца Якова Семеновича Мазаева, священника церкви в Легостаево, расстрелянного в 1937 году, отсутствует в «Книге памяти жертв политических репрессий по Новосибирской области». «Мне 92 года и очень хочу увидеть имя отца увековеченным!». Подобные письма приходят в «Мемориал» регулярно.
Осенью 2013 года одна уже немолодая женщина передала мне для сохранения документы скончавшегося мужа, отсидевшего более 10 лет в лагерях: «Я умру, и эти документы никому будут не нужны!»- сокрушалась она. Но через пару недель она попросила меня вернуть. Родные ей сказали: «Ты что не видишь, что творится? Хочешь, чтобы нас снова забрали?». Я документы вернул и подумал, что ее родные - темные люди. Очевидно же, что этот бронепоезд стоит на запасном пути и все подлинники имевшихся у нее копий, надежно хранятся в установленном законом порядке. Я ошибся, предостерегавший ее зять работал заведующим кафедрой в Новосибирском медицинском университете, и явно человек образованный.
Выступая в Раде, Президент Израиля Реувен Ривлин, напомнил, что нацисты совершили два преступления: убийство миллионов людей и попытка уничтожения память о погибших. По его мнению, те, кто сегодня пытается скрыть следы этих преступлений, - соучастники эих преступлений.
Сегодня наблюдается явное разделение функций. Одни, иногда из лучших побуждений, предлагают смотреть вперед, сколько можно ворошить старые могилы. В это время другие возводят памятники организаторам преступного уничтожения людей, торжественно отмечают юбилеи учреждений ГУЛАГа и чествуют их ветеранов, охраняя персональные данные палачей и чувства их потомков, противозаконно закрываются архивы, а следствие и суды преследуют обличителей палачей абсурдными и глумливыми обвинениями.. Возможно, самым ярким примером является абсурдные обвинения в педофилии Юрия Дмитриева. На днях пермский «Мемориал» и его руководителя Рустема Латыпова оштрафовали за приведение в порядок заброшенного кладбища. Эти дела свидетельствуют, что речь идет не о правовой безграмотности или судебных ошибках исполнителей, а в гражданской войне против правозащитников наследников Сталина. И - соучастниками преступных попыток скрыть память о преступлениях тоталитарного режима являются и энтузиасты светлого будущего и исполнители сегодняшних репрессивных приговоров. Поэтому забывать о жертвах террора еще рано!
Гуманная акция «Возвращение имен» первый раз была организована 2007 года и рассчитана на наших соотечественников, которым дорога память о жертвах террора. В этом году она проводится в 30 российских городах и в восьми зарубежных странах: Белоруссии, Великобритании, Канаде, Литве, Латвии, Польше, США, Чехии. В этом году по инициативе члена совета новосибирского «Мемориала» Аллы Дергачевой к ним присоединится Новосибирск. 30 октября в Нарымском сквере акция пройдет после митинга Мемориала, посвященному Дню политзаключенных - Дню жертв политических репрессий, который начнется в 13:30.
2 ноября с 16:00 аналогичная акция состоится в Академгородке около дома по адресу пр. акад. Лаврентьева, 16, на котором размещена мемориальная доска Александра Галича, .
Процедура сводится к чтению табличек, к которых указаны фамилия, возраст, профессия, дата расстрела. Людей расстреливали тайно - мы делаем память о них публичной.
Форму участия в акции каждый выбирает сам. Можно самому участвовать в чтении подготовленных заранее карточек или принести свои с именами погибших близких, можно возложить цветы или просто поддержать акцию своим присутствием. А можно попросить внука или молодого родственника прочесть несколько фамилий. И это, возможно, наилучший вариант - молодежь должна знать историю своей семьи и своей страны. Кто по каким-либо причинам не может присутствовать на акции, могут сообщить свои сведения в комментариях или по почте организаторам акции, и они буду зачитаны.
Можно приходить в любое время до 19 часов в Нарымском сквере или до 18 часов в Академгородке. Как видите, эта акция самая демократичная !
Новосибирский Мемориал
Справки по телефонам Рудницкий Александр 8 953 761 2121, ARudnitsky@gmail.com
Дергачева Алла, 8 913 912 4855 Alla@booksib.ru
Возвращение имен,
Новосибирск