Совет Федерации по просьбе нового члена Академии наук РФ, бурятского сенатора Тулохонова 18 января прекратил его полномочия. В своем политическом завещании коллегам
академик посетовал: «Это вторая держава в мире, которая была сформирована во многом путем использования ГУЛАГа, комсомола, военных строителей, Средмаша и, главное, патриотизма. Сегодня, к сожалению, нет ни одного, ни другого, ни третьего».
Но патриотизма в России с избытком. Руководители страны - Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Рамзан Кадыров, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и другие называют патриотизм главным стимулом сплочения народа перед лицом сегодняшних вызовов стране. Пропаганда патриотизма на государственных телеканалах оказалась настолько успешной, что более 90% граждан России разделяют эти идеи руководства страны (остальные тоже любят Родину, но по-иному!). Так что сегодняшний уровень патриотизма в России, практически, достигает абсолютного максимума в 100%.
Так что и одно, и другое, и третье, об отсутствии которых скорбит академик - это ГУЛАГ, комсомол и стройбаты. Эти внеэкономические формы принуждения к труду, действительно, широко практиковались в Советском Союзе. Но бесплатный или плохо оплачиваемый труд не может быть эффективным, а бесплатность рабочей силы исключает заботы руководства об ее сохранении. Будущий организатор ядерного и космического проектов Лаврентий Берия перед войной докладывал по этому поводу: «Существующая в ГУЛаге НКВД СССР норма питания в 2000 калорий рассчитана на сидящего в тюрьме и не работающего человека. Практически и эта заниженная норма снабжающими организациями отпускается только на 65-70 %. Поэтому значительный процент лагерной рабочей силы попадает в категории слабосильных и бесполезных на производстве людей. На 1 марта 1939 г. слабосильных в лагерях и колониях было 200 000 человек и поэтому в целом рабочая сила используется не выше 60-65 процентов».
С 03 декабря 1944 года контроль за ядерным проектом был возложен на Лаврентия Берию. Он же курировал работу многих оборонных министерств. В день ареста Лаврентия Берии возглавляемый им специальный комитет был ликвидирован, а для продолжения атомного проекта его сотрудники были переведены во вновь созданное Министерство среднего машиностроения СССР. Позднее функции Средмаша были значительно расширены, но традиции максимального использования труда заключенных в нем сохранялась, по крайней мере, до конца 70-х годов. Другая традиция тоже восходит к маршалу Берии, понимавшему, что работающих людей следует кормить. В закрытых урановых городках Средней Азии, созданных Средмашем, большое внимание уделялась социальному обеспечению шахтеров. В частности, там было организовано «московское» снабжение.
Хороший примером может служить СибАкадемСтрой. Новосибирский Академгородок был «сформирован» им с участием и комсомольцев, и стройбатовцев, и заключенных - одного, другого и третьего в одном флаконе. В первые годы его существования Академгородок тоже был на "московском" снабжении. Сохранившееся и сегодня деление Академгородка на две зоны: Верхнюю и Нижнюю - родимое пятно его дальнего родства с ГУЛАГом.
Остается лишь сформулировать три риторических вопроса:
- Какой уровень духовного обнищания необходим образованному человеку, чтобы сожалеть о сломе государственной машины бессмысленного уничтожения людей?
- Какой уровень эмоциональной тупости позволяет ему сознаваться в этих чувствах публично, когда рядом с ним жувут десятки тысяч жертв ГУЛАГа и их близких?
- И, главный, сколько еще членов Академии Наук Российской Федерации разделяют каннибальские убеждения бывшего сенатора Арнольда Тулохонова?
Александр Рудницкий,
новосибирский «Мемориал»