Палачи - жертвы политического террора в СССР

Dec 18, 2015 17:58



Члены совета Новосибирской городской организации реабилитированных граждан «Колокол» 01.12.2015 признали недопустимой ситуацию, когда в электронном списке «Мемориала» «Жертвы политического террора в СССР» рядом с жертвами террора числятся организаторы и исполнители массовых убийств, сами попавшие в жернова созданной ими  бесчеловечной машины уничтожения людей и реабилитированные Н.С. Хрущевым. Признавая оскорблением памяти о жертвах террора присутствие на равных в списке «Жертвы политического террора в СССР» данных о реабилитированных жертвах террора и их палачах, консультационный совет новосибирского «Мемориала» поддержал резолюцию «Колокола».

Протест против присутствия в этом списке, в частности,  вызывают:

·     Роберт Эйхе, в качестве первого секретаря Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) руководивший раскулачиванием крестьян, участвовавший в фабрикации политических процессов и лично в составе тройки подписывавший смертные приговоры невиновным и оклеветанным людям. Среди членов «Колокола» есть родные и близкие его жертв, а некоторые сами пережили ссылки и лагеря. Эйхе критиковал Сталина за мягкотелость и требовал увеличения квоты по расстрелам, когда лимиты по уничтожению 5000 врагов народа  в Новосибирской области были досрочно исполнены с его личным участием.

·    Палач Николая II и его домочадцев Филипп Голощекин. С 1924 по 1933 годов на посту первого секретаря ЦК Компартии Казахстана он организовал в республике «Малый Октябрь»  - программу ее ускоренной индустриализации. Расчистку почвы для этой стройки социализма он начал с уничтожения казахской элиты и кочевников-скотоводов, ненужных советской власти. Хотя предложенные им планы были вдвое сокращены Москвой, в результате организованного им геноцида было истреблено 1 млн. 750 тысяч  казахов (42%), украинцев - 200 тысяч человек (23%), узбеков - 125 тысяч человек (54%), уйгуров - 27 тысяч человек (43%). В 1931 году, спасая жизнь, за пределы Казахстана откочевали 1 млн. 30 тысяч казахов (25%), в том числе 616 тысяч безвозвратно.

·      Михаил Кедров с 1918 г. начальник военного отдела ЧК, организатор красного террора на европейском севере России, концлагерей в Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях и в Карелии, участник организации концлагеря в Соловках. В первый же год в концентрационном лагере под Холмогорами, организованного им в 1921 г., от голода и болезней погибло около 8 000 заключенных. Его супруга - известная революционерка Ревека Мейзель вызвалась быть исполнительницей приговоров и только в Архангельске расстреляла 900 человек, Кедров иногда присутствовал при этих казнях. После отстранения от работы он регулярно руководил комиссиями по чистке госучреждений от контрреволюционеров с правом их немедленного расстрела. Этим правом он активно злоупотреблял.

· Станислав Реденс - председатель созданной им в декабре 1920 г. Крымской чрезвычайной комиссии, имеющей собственные вооруженные силы и части особого назначения, был активным организатором террора в Крыму после гражданской войны. По официальным данным жертвами террора в Крыму стали 52 000 человек, а еще 100 000 погибли от голода. Утверждается, что это были «…самые массовые убийства за всё время гражданской войны». С 1931 по 1932 гг. он руководил голодоморной коллективизацией в Украине. С 1933 по 1938 гг.  как глава Московского областного отделения ОГПУ он руководил развертыванием массового террора в Москве и Подмосковье,  организовывал репрессий в Красной армии в 1937-38 гг.

29.04.1938 г. Эйхе был арестован по обвинению в создании латышской фашистской организации, и 02.02.1940 г., после зверских пыток расстрелян товарищами по партии.

15 10.1939 Голощекин был арестован по обвинению в троцкизме, участии в антисоветской организации, борьбе против ЦК ВКП(б) и педерастии. В 1941 году был перевезен в Самару и 28.10.1941 без суда расстрелян.

Летом 1941 года Кедрова обвинили в «шпионаже в пользу США». 28.10.1941 года без предъявления обвинений и без суда он был расстрелян вместе с Голощекиным.

21 ноября 1938г. Реденса арестовали, обвинив в «шпионаже в пользу Польши», организации массовых необоснованных арестов, разгроме партийно-хозяйственных кадров, применение пыток. Реденс признал свою вину в массовых репрессиях и пытках, однако обвинения в шпионаже отверг. 12 февраля 1940 г. он был расстрелян.

В 1953г. Кедров был  полностью реабилитирован.

В докладе «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде Хрущев в качестве примера фальсификации обвинений  против «видных деятелей партии и Советского государства» привел дела Кедрова и Эйхе. Хрущев в своем докладе зачитал  письмо Эйхе Сталину и письмо Кедрова члену ЦК Андрееву. Эйхе, «находясь обеими ногами в могиле», признался в «малодушии и преступной  клевете» из-за которых под пытками он оклеветал себя и других людей. Но даже бесчеловечные пытки перед смертью не заставили его признаться в шпионаже. Через три недели после ХХ съезда, 14.03.1956 г. Эйхе был реабилитирован, а 22 марта восстановлен в партии. Таким образом, Роберта Эйхе можно считать настоящим коммунистом. Его именем названа одна из улиц в Первомайском районе Новосибирска, до его ареста называвшимся Эйховским.

14 ноября 1961 года постановлением Генеральной прокуратуры СССР  реабилитирован за отсутствием состава преступления Голощекин. В парке имени Гагарина г. Куйбышева, где без суда были расстреляны Голощекин,  Кедров и  еще 18 человека - 14 из них возглавляли  Военно-воздушные силы РККА [1] - установлен памятный знак, на котором начертано: «Установлен на месте захоронения жертв репрессий 30-40-х гг. Поклонимся памяти невинно погибших».

Реденс по указанию Хрущева был реабилитирован 16 ноября 1961 г. Но комиссия Политбюро ЦК КПСС на заседании 03.08.1989 установила, что «обвинение Реденса в нарушениях социалистической законности, выразившихся в проведении массовых,  необоснованных арестов ни в чем не повинных советских граждан и путем применения к ним незаконных методов следствия, фальсификации уголовных дел о контрреволюционных преступлениях, подтверждается как материалами дела, так и проведенным в 1956-1957 гг. дополнительным расследованием». Но отменить постановление о реабилитации Реденса комиссия сочла невозможным из-за того, что процессуальный срок обжалования этого постановления (1 год!) упущен.

С помощью удачно подобранных примеров можно доказать любой тезис. Секретный доклад Хрущева на ХХ съезде «О культе личности и его последствиях» был посвящен ущербу, нанесенному культом личности «интересам нашей партии» (а не народу и государству!), сложившейся практике массовых репрессий «против тех кадров партии, которые вынесли на своих плечах гражданскую войну, первые, самые трудные годы индустриализации и коллективизации, которые активно боролись против троцкистов и правых, за ленинскую линию партии», массовые репрессии против большинства состава членов и кандидатов ЦК партии, избранного XVII съездом ВКП(б). О расстреле 1108 из 1966 делегатов съезда в докладе упоминается всего одним предложением, а 4762 приговоренные лично Эйхе к расстрелу и десятки тысяч его жертв Хрущева не интересовали.

Хрущев, стремясь вызвать сочувствие делегатов ХХ съезда, процитировал Эйхе, перед неминуемой смертью заявившего: «Нет более горькой муки, как сидеть в тюрьме при строе, за который всегда боролся», «Я умру так же с верой в правильность политики партии, как верил в нее на протяжении всей своей работы». (Точно также могли заявить все члены ЦК, в том числе и сам Хрущев). Но если признать этот строй и политику партии преступными, то, на самом деле, - это признание в преступлении. Эйхе наивно был уверен (и не он один!), что он от этой политики не пострадает. Фактически, Хрущев реабилитировал своих соучастников преступления.

Забавно, что д.ф.н. Геннадий Зюганов, признавая перегибы в деятельности Сталина, на этих же примерах доказывает историческую правоту Сталина. Он призывает  «не сводить оценку эпохи Сталина к одному двум годам трагическим годам, которые бывают в жизни любого государства», утверждает, что нет никаких доказательств, что среди упомянутых четырех миллионов, побывавших за решеткой, и 800 тысяч приговоренных к расстрелу большинство составляли невиновные». И, наконец, он напоминает, что в годы Большого террора было ликвидировано «русофобское крыло партии», что «тридцать седьмой» смел с политической сцены в первую очередь тех, кто, по словам Ленина, «примазался» к великой народной революции. Тех, кто готов был принести Россию в жертву своим псевдореволюционным иллюзиям и от­водил ей роль «охапки хвороста для разжигания мирового пожара». От репрессий в первую очередь пострадали те, кто разрушал храмы, раскулачивал крестьян и проводил «расказачивание», утверждал «пролетарскую культуру», пытался сбросить Пушки­на с «корабля современности». Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне доказала, по мнению Зюганова, что,  несмотря на массовое истребление солдат, командиров и руководства Красной Арии перед войной, Сталин уничтожил не всех, кто мог держать в руках оружие [2].

То есть Зюганов оправдывает Большой террор обстоятельствами внутрипартийной борьбы в ЦК ВКП(б). Миллионы крестьян, погибших от искусственного голода в Казахстане и в Украине в 30-е годы, жертвы государственного террора, продолжавшегося с разной интенсивностью с 1917 по 1985 гг. не интересуют Зюганова, как настоящего коммуниста,  ни во вторую, ни в самую последнюю очередь.

Президент России, Государственная Дума и даже патриарх Кирилл утверждают, что Сталина нельзя сравнивать с Гитлером, но по разным основаниям. Дума оправдывает преступления сталинизма успехами индустриализации страны, президент Путин напомнил, что Сталин не был осужден Нюрнбергским трибуналом [3], а патриарх бесчеловечностью нацистского режима [4].

ФЗ от 01.07.1993 «О реабилитации репрессированных народов» установлено, что  репрессированные народы в годы произвола и беззакония советской власти подвергались геноциду и клеветническим нападкам. Украина считает, и у нее для этого есть основания, что Голодомор - это геноцид крестьян, проживавших в пяти ее областях. Президент Казахстана Назарбаев назвал террор в Советском Союзе преступлением против человечности. Но, реабилитировав жертв террора и признав преступный характер политических репрессий, государство не назвало лиц и организации, виновных в преступлениях, не имеющих срока давности.

Это общая проблема. А частная заключается в норме п.г ст.4  ФЗ от 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», по которой не подлежат реабилитации лица, «в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении… военных преступлений, преступлений против мира, против человечности и против правосудия». По этой формуле Голощекин [5], Кедров и Эйхе и сегодня должны быть реабилитированы. То есть государство, реабилитируя жертв террора, признало преступность ареста невиновных граждан, абсурдность предъявленных им обвинений, незаконность добытыми под пытками признаний и противоправность в три минуты состряпанных приговоров, вынесенных без права обжалования и зачастую в отсутствие обвиняемого. Но именно эти дела, состряпанные преступными следователями, чаще всего малограмотными, оно признает единственным источником доказательств для реабилитации репрессированных или для отказа в их  реабилитации. В этих условиях отказ в реабилитации связан с нарушением конституционных прав субъекта реабилитации, так как его преступления могут быть установлены только судом. Поэтому пока судом не будут установлены виновные в преступлениях против человечности и в геноциде в годы террора, Военная прокуратура и Верховный суд обречены рассматривать ходатайства о реабилитации лиц, казненных за шпионаж в пользу Японии и Люксембурга или за рытье тоннелей из Сибири в Бомбей, которые сами в массовом порядке выносили приговоры на таких же основаниях.

Нет сомнения, публикация списков уничтоженных после исполнения порученной им бесчеловечной работы (отдельно от их жертв!), реабилитированных или не реабилитированных, имеет важное общественное значение [6]. Это будет напоминанием, что ожидает  энтузиастов, сегодня готовых бессудно казнить пятую колонну и врагов народа. Тем, кто считает случайными эксцессами уничтожение Ягоды и Ежова вместе с их подчиненными, полезно вспомнить, что точно также в 1934 г. Гитлер в «Ночь длинных ножей» уничтожил Эрнста Рёма и руководство СА, возглавлявших четыре миллиона штурмовиков, приведших Гитлера к власти.

Зюганов, оправдывая Сталина, уверен (и он прав!), что если снова страна вернется к мобилизационной экономике, то опыт большевиков снова будет востребован. Но почему он наивно считает, что ему будет поручено возглавить этот фарс? В лучшем случае его ждет судьба Рёма, но, слава Богу, 4 млн. штурмовиков у него нет.

Путин и его вертикаль не бескорыстно оправдывают Сталина. Его риторика и методы все чаще используются для подавления инакомыслия и для мобилизации населения против врагов народа. Парады 9 мая и «Русские марши» 4 ноября становятся единственными разрешенные  демонстрации патриотизма. Но беспрецедентный уровень коррупции и безнаказанности  соратников Путина доказывают, что намеки на преемственность с деятельностью Сталина не имеет никаких основанийА 14 марта 2014 года президент обогатил официозный  дискурс большевистским ругательством «Пятая колонна» и позаимствованным из «Mein Kampf» словосочетанием «Национал-предатели» [7]. Они с восторгом были взяты на вооружение  националистами, русскими нацистами и, патриотами, широко растиражированы в государственном телевидении.

Так что причины реабилитации в России сталинизма и его героев очевидны. Непонятно только, почему «Мемориал» оказался солидарен с Хрущевым, вынужденным реабилитировать своих соучастников, и по формальным основаниям палачей называет жертвами террора. Если в рамках гражданского примирения этот плюрализм будет решено сохранить, прошу сведения о моем деде Ермолаеве Дмитрии Гурьевиче из списка «Жертв политического террора в СССР» удалить.

Александр Рудницкий,
новосибирский «Мемориал»

p.s.   Почему в списке жертв террора отсутствуют реабилитированные Николай II с его близкими и доктор Евгений Боткин? Хотя, возможно, это объясняется деликатностью составителей списка - обнаружение этих имен в одном списке с Голощекиным у всех, кроме Зюганрова, может вызвать оторопь.

[1] На начало войны Советский Союз имел 10743 самолета, а Германия - 4846. Но уже в первый день войны на приграничных аэродромах и в воздухе было потеряно 1200 самолетов, 5000 самолетов летом 1941 года были покинуты своими экипажами. Пока нацисты громили нашу авиацию на фронте, в Самаре чекисты расстреляли руководство Военно-воздушными силами. В группу арестованных в июне 1941 г. (до и после 22.06) и расстрелянных 18.10.1941 входили: 9 генералов, имеющих опыт военных действий - пятеро из них были Героями Советского Союза.  Четверо из них были заместителями наркома обороны, трое - в разное время начальниками ГУ, один - начальником ПВО страны, двое - командующими военными округами, один - помощником начальника Генштаба, один - начальником штаба ВВС, двое - приравненными к генеральскому званию - дивизионный инженер и бригадный инженер, двое - заместителями начальника. Были расстреляны два ведущих конструктора по авиационному вооружению. Всего во время ВОВ было расстреляно и застрелились 59 генералов, что в пять раз меньше боевых потерь высших офицеров за это же время.  
[2] Зюганов не упоминает в связи с этим о том, что потери Красной Армии более чем в четыре раза превышали немецкие потери на Восточном фронте. О состоянии Красной армии на начало войны говорит и 3,5 миллиона военнопленных в 1941 году.
[3] Как юрист президент Путин должен знать, что Нюрнбергский трибунал был создан для осуждения преступлений нацизма, но Гитлер  персонально этим трибуналом не осужден. [4] До начала ХХ века было канонизировано 450 российских святых, а «к  январю  2004  года 1420 новомученников прославлены РПЦ в лике святых мучеников  и  исповедников». По мере работы с архивами ФСБ их число продолжает расти. По-видимому, по мнению патриарха, всех их убивали каким-то особенно человечным способом. Политика, конечно, важнее христианской любви к ближнему
[5] Мужеложство, даже с самим железным наркомом Ежовым, по Уголовному кодексу 1926 года признавалось преступлением, за которое назначалось наказание до 5 лет лишения свободы.
[6] В справочнике «Кто руководил НКВД 1934-41» приведены сведения о примерно тысяче руководителей ведомства, 241 из которых были арестованы. В этом же справочнике сообщается об арестах 3250 сотрудников НКВД с 1934 по 1959 гг.  В приложении к тому 3 «Книги памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области», Новосибирск, отв. ред проф. С.А. Красильников, 2010 г. приведены сведения о 286 комендантах Нарыма.
[7] Путин как и Сталин не знает, какая у него зарплата, но по разным причинам. Однако, невозможно представить, чтобы даже во времена подписания пакта Молотова-Риббентропа  Сталин мог использовать идеологические штампы Гитлера или публично одобрять лозунги Муссолини.

Жертвы, Террор а СССР, Реабилитация, Палачи

Previous post Next post
Up