Одиннадцать лет назад поместил в ЖЖ микроочерк "Последние слова Трумпельдора". Потом он вошел в мою книжку "Смена веков". Тогда об этом нигде не писали. А теперь это общеизвестный факт...
Все израильские учебники истории уверяют нас, что национальный герой Иосиф Трумпельдор, будучи смертельно раненным, просветлел лицом и произнес: "Какое счастье умереть за родину!", после чего навсегда потерял сознание.
Эта история всегда казалась мне сомнительной. В конце концов, Трумпельдор был бойцом и героем, а не мастером пропаганды и агитации. Настоящие герои красивых слов не любят. (Мой дед, впрочем, его героем не считал, ибо герой - это тот, кто преодолевает страх, а Трумпельдору сие чувство было неведомо. Но об этом - в другой раз).
... С веселым бородачом, аргентинцем Карлосом, мы познакомились в Раанане, славном чистеньком городке чуть севернее Тель-Авива. Дед Карлоса уехал в Палестину с Украины перед Первой Мировой, работал с Трумпельдором, а после так называемых "арабских событий" конца двадцатых перебрался в Аргентину. Карлос научился от деда многим русским словам, по большей части не очень приличным. Дед Карлоса был рядом с Трумпельдором в ту злосчастную минуту, когда того настигла роковая пуля.
"А знаешь, - доверительно сообщает Карлос, - он ведь совсем другое сказал".
И вправду, что мог изречь георгиевский кавалер, кадровый офицер российской армии, увидавши, что дело - швах? Трудно догадаться? Вот то-то. Мне кажется, я даже слышу эту горькую интонацию с растянутым первым "ё". А всякую дешевку с пышными предсмертными фразами и просветленным ликом оставим вралям-идеологам. Они одинаковы всюду и во все времена.