Конечно, в последнее время, и в уходящем году в частности, было много не очень радостных событий, но всё же во всём можно видеть проблески новой надежды.
Один друг говорит: «Возможно, самое скверное и самое «глобальное», что произошло - этому крысёнышу всё-таки удалось серьёзно поколебать миропорядок, установившийся после Второй Мировой. Более того, нанесён удар по одному из самых важных достижений Цивилизации: по глобальному разделению труда. То есть, была уверенность, что каждая маленькая общность на планете может заниматься тем, что хорошо умеет, и что выгодно в её условиях, обмениваться с ближними и дальними соседями результатами своего труда, а в случае, если подвергнется нападению каких-то беспредельщиков - большие ребята защитят и накажут агрессоров. Соответственно, можно освободить себе руки от военного строительства, предоставив это дело «большим ребятам», и сосредоточиться на чём-то мирном и полезном».
«Но теперь, - говорит, - всем становится ясно, что никакие договорённости о защите не имеют никакой цены, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, и что у тебя на этом глобусе есть «суверенитет» лишь постольку, поскольку есть военные средства, способные наносить неприемлемый ущерб противнику. А значит, придётся забить болт на мирное развитие и всем сосредоточиться на обеспечении собственного производства военных средств в максимальном количестве и максимально широкого спектра, чтобы ни от кого не зависеть в этом вопросе. То есть, всем придётся пускать очень значительную часть своих индустриальных мощностей буквально на дым - пороховых разрывов. И - всемерно наращивать эти мощности, сообразуясь вовсе не с экономической целесообразностью размещения производств, а - с военной».
Да, пожалуй, в этом - большое огорчение для Греты Тунберг. Теперь, действительно, всем будет начхать на сокращение выбросов углекислоты, и все будут, так или иначе, наращивать индустриальные мощности, пускающие ресурсы на «дым», то есть, на военные игрушки.
Но мы, в отличие от Греты Тунберг, не считаем «бедой» ни рост углекислоты в атмосфере (в действительности, к моменту нашего появления на планете она упала опасно низко, угрожая исчезновением жизни, и нам ещё предстоит долгий путь к достижению оптимальных параметров где-то в районе 1000 частиц на миллион, против нынешних 400), ни повышение планетарных температур вследствие озеленения и снижения планетарного альбедо (как предполагают наши «головастики», связь между содержанием углекислоты в воздухе и климатом именно такая, а не просто «парниковый эффект» от СО2, который, при столь скудных его концентрациях, едва ли вообще заметен на фоне эффекта от водяного пара).
Мы считаем большим благом и потепление, и озеленение, а угрозой, скорее, могли бы считать падение выбросов углекислоты.
И к тому могли бы складываться предпосылки, в долгой гонке, на фоне депопуляции планеты вследствие Второго Демографического Перехода, соответственно, снижения числа потребителей, да к тому же - и наступления идейной моды на «скромность» (аскеза уж один раз погубила Pax Romana - и не хотелось бы повторения).
Да и то сказать: если говорить о «гражданском» материальном потреблении, то скоро наши дети рискуют утратить понимание, чего им хотеть. Да, пока ещё - они готовы продать душу, чтобы сменить тринадцатый айфон на пятнадцатый. Но сохранится ли такое положение вещей к 25-му айфону?
Но если высокий уровень производств и, соответственно, выбросов углекислоты обеспечит новое и всеобщее увлечение военщиной - не так уж плохо.
Всё же, военщина, как ни крути - один из главнейших движителей научной мысли и конструктивного творчества, а сама по себе военная угроза - один из лучших стимулов для человеческой натуры, которая иначе может впасть в сытую негу и вовсе «элоизироваться» (до такой степени, что потом-то будут приходить морлоки и жрать тех элоев, но тем - будет уже пофиг).
И, возможно, сравнение нашего Крысёныша с той щукой, которая не даёт дремать карасю - слишком комплиментарное, но, так или иначе, он выполнил свою миссию в том плане, что взбудоражил человечество, наглядно продемонстрировав иллюзорность представлений о «безопасности».
Вот просто взял и показал, насколько поспешил старик Фукуяма с провозглашением «конца истории».
Да, да, его построения выглядели очень разумно, очень логично, очень вдохновляюще, но реальность жизни оказалась такова, что вот у тебя под боком к власти приходит маньяк, который развязывает тотальную агрессивную войну вообще без сколько-нибудь внятных объяснений, а просто «от скуки».
А те большие ребята, которые, как полагалось, должны были бы пресекать беспредел на этой планете - ковыряют пальчиком в ладошке и выражают озабоченность.
Соответственно, по большому счёту, всё определяется тем, имеются ли у тебя самого военные средства для нанесения неприемлемого ущерба этому маньяку (и дело усложняется тем, что у маньяков бывает очень завышенный, прямо-таки кархародонский «болевой порог»).
Но ради справедливости следует отметить, что и в прежние времена упование на «шерифство» со стороны США и НАТО - выглядело чрезмерно оптимистичным.
В Корее они добились лишь частичного успеха, во Вьетнаме - в конце концов «слились» после долгой и муторной борьбы, в Иракской эпопее - да, отстояли Кувейт, но сам Ирак фактически отдали под влияние иранского режима аятолл (который сам по себе, по хорошему счёту, вообще не должен был существовать ни дня после захвата американского посольства - но вот попытки прижать его «по-умному» руками Хуссейна привели лишь к усилению Хуссейна и к кружению его головы от успехов, откуда потом и понадобилось решать уже иракскую проблему, и решение вышло так себе, признаем честно).
В общем, амеры - экзистенциально хорошие ребята, конечно, но даже когда они берутся за дело всерьёз, при всех-то своих огромных военных ресурсах - вовсе не всегда они добиваются того, что можно было бы назвать «успехом».
Поэтому даже маленькие, но умные сообщества - они, конечно, ориентируются на мирное строительство, они делают сыр, шоколад и механические часики, но при этом - у каждого парня дома в шкафу коллекция штурмовых винтовок, которыми он прекрасно умеет пользоваться, и любой потенциальный захватчик знает, что у него горы под ногами гореть будут.
И даже если нет возможности обеспечить собственное производство всех практически полезных видов военных средств на своей территории - разумно заранее озаботиться вопросом бесперебойных и надёжных их поставок со стороны, из разных источников.
Упования же на то, что «мы мирные люди, но защищены договорами с большими ребятами, и они за нас вступятся, если что» - звучат примерно так же идиотично, как и хоплофобские завывания: «Мне не нужен пистолет, пусть он будет только у полиции, которая должна меня защищать… а если полиция не захочет меня защищать, если она вдруг предпочтёт меня грабить и угнетать - я суну в урну бюллетень за другого кандидата, и пусть полиции станет стыдно, вот!»
Вместе с тем понятно, что никакое малое государство как национально-территориальная общность - в принципе не может обеспечить себе надёжное пополнение своих арсеналов в случае большой войны (или же, это будет неподъёмно дорого для его экономики и чрезмерно травматично для социального развития, когда потребуется режим вроде северокорейского).
Поэтому будущее, как ни крути, за трансграничными корпорациями, которые, в нарастающей мере, будут брать на себя и функции силовой защиты - производство и применение вооружений.
И в этом-то видится самый отрадный момент в этой нынешней довольно грустной истории кризиса государственности и государственных пактов, что мы наблюдаем нынче.
Да, исторические уроки, увы, даются ценою трагических жертв и большой крови, но если урок будет таков, что позволит нам скорее совершить переход от национально-территориальных юрисдикций к корпоративным трансграничным - это безусловно пойдёт на пользу человечеству.
Подобно тому, как «война - слишком важная вещь, чтобы доверять её генералам», так и политика - слишком серьёзная штука, чтобы отдавать её на откуп политикам. Во всяком случае, публичным политикам, которые взлетают во власть благодаря своей демагогии и умению тешить обидки и комплексы ширнармасс, а ширнармассы, в очередной раз оказавшись в пролёте, через три дня уже напрочь не помнят, чего хотели позавчера.
И это, конечно, забавное свойство простодушных натур, над которым можно было бы посмеяться - если б оно не оборачивалось так часто такой большой кровью.
Всё-таки, политикой, как делом принуждения и насилия (а это именно так) - должны заниматься более практичные и здравомыслящие люди, более «буржуазного» склада (которые, вообще-то, по природе своей не любят принуждения и насилия).
Но при этом, разумеется, никто в здравом уме не мечтает о «мировом правительстве», где бы заправлял этакий «собирательный Клаус Шваб» (я против демонизации конкретно данного персонажа, он по-своему-то и неплохой дядька, но - он сам напросился на «обобщение», всячески выпячивая свою безмерно раздуваемую значимость).
Нет, мы - конкурентный вид. Кооперативный - но и конкурентный. Сотрудничество и соперничество - вот альфа и омега нашего прогресса. И возможности сотрудничества - наилучшим образом раскрываются (и развиваются), когда за них приходится конкурировать.
Поэтому светлое будущее этой планеты - видится за совокупностью трансграничных корпораций, возглавляемых прагматичными делягами (а не чокнутыми идеалистами и маньяками), которые вполне своекорыстно желают добра прежде всего для себя самих любимых - и потому неизбежно и фактически делают мир лучше для всех (ну, практически для всех, ибо маньякам вроде Калигулы или Путина в этом мире будет всё же неуютно, когда они лишаются каких бы то ни было «сакральных» оснований для своей власти и своих чудачеств).
Таким образом, мы смотрим в будущее как всегда с надеждой - но при полном понимании, конечно, что в военное время в любой момент тебе на голову с неба может прилететь ракета или дрон (а в мирное - метеорит).
И всех - с Наступающим»
(или, как мечтают иные мои юные друзья, с Новогодним Наступлением… или, вернее, Контрнаступлением)