Вся наша молодёжь - нынче порядком возбуждённая с курских дел (хотя старшие товарищи остерегают от чрезмерных ожиданий).
Денис, Лёшкин друг и одноклассник, говорит: «По-моему, должно быть ясно, что украинское упрямство - зиждется на американской поддержке. А значит, единственный выход для Путина - устранить американский фактор. И тут есть проверенный временем рецепт».
Делает паузу, потом продолжает:
«Собрать весь флот в кулак - ну, что от него ещё не «раскулачено»… «Кузю», там, подцепить к гребным шлюпкам... да и жахнуть на все деньги по Пёрл-Харбору! Вот это - быстрый путь к полной победе. Шорткат. Доказано историей».
Ржут.
Они уже давно сроднились с той мыслью, что всем нам в любой момент могут прилететь на головы килотонны, поэтому - ржут.
Я же вдруг задумался вот над чем.
Понятно, что чрезмерное увлечение «альтернативной историей» до добра не доводит, но всё-таки есть такие «точки бифуркации», где с довольно большой вероятностью могло произойти или не произойти некое важное событие.
И вот в реальной истории, стоило япам долбануть по Гавайаям - как вскоре и Гитлер объявил войну Штатам.
Объясняют это иногда тем, что он будто бы рассчитывал, что Япония, в качестве ответной любезности, объявит войну Союзу.
Но это довольно странное допущение.
Да как раз с началом полномасштабной, на всю катушку, войны со Штатами (и с Британией) - до Союза ли было Японии?
А ведь у неё ещё и в Китае копошилось неподавленное сопротивление.
И потом: а так ли уж критически нужно было Гитлеру в декабре сорок первого, чтобы япы, объявив войну Советам, пусть даже чисто декларативную, затруднили переброску войск с Дальнего Востока на Запад?
Да, Барбаросса к тому времени (сам Пёрл-Харбор - 7 декабря, объявление войны Германией Штатам - 11, если не ошибаюсь) малость забуксовала, но - не сказать, чтобы критически, в глазах Гитлера.
Да, немцам пришлось отдать Ростов в конце ноября, но контрнаступление под Москвой, оказавшееся для них первым по-настоящему ощутимым тычком в морду - тогда, 11 декабря, только началось.
Вроде бы, не было тогда у Гитлера каких-то «отчаянных» причин так яро (и так тщетно) ублажать дальневосточного стратегического партнёра.
И вот что, если б Гитлер поздравил япов с успешной атакой - но тем бы и ограничился?
Конечно, к тому времени американский нейтралитет по отношению к Германии - он был не очень такой «нейтральный», и уж точно не «дружественный».
Штаты вовсю поставляли оружие и стратегические материалы Британии, а уж к концу сорок первого - начали подкармливать и Союз.
Штаты грозились топить немецкие подлодки в своей «половине Атлантики».
Штаты давили на потенциальных союзников Райха, чтобы - не слишком союзничали (в частности, чтобы Франко не пускал Вермахт к Гибралтару, под угрозой разрушения испанской торговли).
Но всё же открытой войны между Германией и Штатами - не было. Вот до тех пор, пока Гитлер её не объявил.
И когда объявил - понятно, что Штатам, разобравшись с Японией, пришлось участвовать в решении «немецкого вопроса».
Но без этого - у них не было бы особых мотивов лезть в европейские дела с таким рвением.
Благо, внутри страны - традиционно были очень сильны «изоляционистские» настроения.
Многие американцы считали, что если эта Европа опять перегрызлась внутри себя - то это её проблемы, а их предки - не для того свалили через океан, чтобы снова впрягаться в разборки европейских «феодалов».
И на самом деле неизвестно, как бы пошла война в Европе без прямого и довольно масштабного американского участия.
Ни стратегических бомбардировок (одних только британских сил было всё же мало), ни угрозы десанта - что требовало всю дорогу держать на Западе и в Средиземноморье довольно изрядные силы, особенно - авиации.
А если б эти силы были высвобождены для Восточного фронта - бог весть, как бы там всё обернулось.
Вообще-то, немцы были в полушаге от того, чтобы надёжно перерезать Волгу и, что важнее, прибрать к рукам кавказские нефтепромыслы.
Пусть полный разгром Союза маловероятен (просто по причине огромности территории), но и о «десяти могучих сталинских ударах» - можно было бы не мечтать, имея перед собой Вермахт в полной силе.
Кто-то, конечно, скажет, что даже если бы Гитлер любой ценой избегал войны со Штатами (в смысле, официальной и полномасштабной войны) - то неумолимая историческая логика всё равно вынудила бы амеров самим объявить войну Германии, рано или поздно.
Но мне, как дипломату (в числе прочего) - интересно было бы посмотреть, какой бы предлог избрала администрация Рузвельта.
Британия и Франция объявили Германии войну - поскольку были связаны гарантиями Польше.
Но Штатам - пришлось бы придумать что-то ещё.
«Мы пришли к выводу, что Уинстон Черчиль - лучше как художник, поэтому решили вступить в войну на его стороне».
К слову, на мой вкус - Черчиль действительно лучше как художник.
У Гитлера - есть, конечно, техника, но как-то всё безжизненно и мрачновато.
У Черчиля картинки - гораздо жизнерадостней, «позитивней».