Несколько подутих скандал с утечкой и публикацией будто бы цээрушных документов по Украине, но меня продолжают спрашивать: «Что это было?» - как будто я сторож тому ЦРУ.
«А правда это действительно секретный документ?»
«А как мог к такому секретному документу получить доступ какой-то сопляк-сержант, да ещё из Нацгвардии?»
Конечно, есть искушение ответить: «Ребят, случай с Хантером Байденом помните? Как он сдал в починку ноут, не потрудившись вычистить с него «бухгалтерию» по их с папашей взяточным делам? А ведь Хантер Байден - когда-то был не сержантом, а целым лейтенантом флота, пока его не выперли за слишком уж бросающийся в глаза кокаинизм. А как Хиллари Клинтон, в бытность секретаршей Госдепа, перенесла всю коллекцию «классифицированных» файлов на свой «туалетный» сервер? Ну, когда такие кадры в системе работают - какие вопросы?»
Но, думаю, конкретно с этой утечкой - всё проще (но и смешнее).
Не секрет, что секретные службы - обожают секреты. Обожают выведывать чужие - и хранить свои.
А для этого, конечно, они ищут, через кого выведывать, и кому поручить хранение.
А как узнать, можно ли некоему молодому перспективному сотруднику доверять секреты?
Только практикой.
И вот, среди рутинных всяких, занудных документов - попадаются ему материалы с яркими, интригующими заголовками.
«Кто на самом деле убил Кеннеди или Причём тут Рабиндранат Тагор?»
«Всё, что вы хотели знать про Зону-51 в разрезе проекта МК-Ультра».
«Как мы подставили Усаму бин Ладена и уронили недвижимость на Манхэттене».
Ну или просто, скажем, план военного вторжения в Гватемалу.
И - смотрят, что этот сотрудник будет делать с документом.
И не есть ли он стукачок, этот мил-человек.
Если совсем дебил - попробует скопировать на флешку или даже отправить по Интернету прямо с рабочей машины (которая, разумеется, фиксирует все подобные манипуляции).
Если чуточку поумнее - сфоткает экран на свою мобилку, хотя, конечно, в офисе стоят камеры.
Дальше - нет особого смысла сразу же брать его за жабры.
Зачем?
Вражеский агент выявлен - и это уже хорошо. Теперь - он под контролем.
Мы знаем, что он шпион, а его хозяева - возможно, не знают, что мы знаем.
Стратегическое преимущество.
Можно скармливать через него дезу.
И тут возможны очень интересные, творческие такие игры.
На той стороне куратор этого шпиончика - конечно, догадывается, что ему скармливают дезу.
Но прошли те времена, когда люди реагировали нервно на подобные вещи.
Скажем, когда начальник Разведупра Голиков в своём докладе товарищу Сталину указал, что, по сведениям источника из штаба Люфтваффе, главными целями первого немецкого воздушного удара будут электростанция на реке Свирь и авторемонтные мастерские в Москве, товарищ Сталин не сдержался и начертал свою знаменитую резолюцию: «Пошлите свой источник к ё-ной матери! Это не источник, а дезинформатор!»
Что, конечно же, так и было: оберлейтенанту Харро Шульце-Бойзену, псевдоним «Старшина», уже давно втюхивали дезу, которую он прилежно передавал советской разведке, будучи антифашистом, но в каком-то роде «блаженным».
Тем не менее, сейчас, конечно, разведывательное начальство не станет так волноваться даже из-за явной, нарочитой дезы, даже на грани троллинга.
Нет, оно постарается извлечь максимум выгоды.
Разведывательный антиамериканский начальник - напишет докладную о том, что противник старается изобразить видимость подготовки нападения на Гватемалу, откуда следует, что на самом деле на Гватемалу он нападать не собирается.
И получит за это медаль.
Американский же контрразведывательный начальник - напишет докладную о том, что благодаря умелым действиям его аппарата удалось передать противнику заведомо фальшивые планы вторжения в Гватемалу, уверить его, что это явная деза, а значит, в Гватемале он нас ждать не будет, и все пути открыты, если всё-таки кто-нибудь придумает причину, по которой бы туда вторгнуться.
И тоже получит медаль.
И все счастливы.
И у всех - набухает отчётность по успешной оперативной и аналитической работе. И внедрённая своя агентура, и выявленная вражеская агентура - всё идёт в копилочку, всякое лыко в строку.
И боже упаси кого-то разоблачать да арестовывать да предавать суду.
Это - нервирует публику.
Да и портит интеллектуальную игру.
Хотя, конечно, что ещё больше её портит - так это если разгорается, не дай бог, настоящий конфликт.
Вот это - просто все карты смешивает и разведкам, и контрразведкам.
А так-то - они очень даже мило приспособились ко взаимовыгодному симбиотическому сосуществованию.
Но при этом - американские спецслужбы привыкли к тому, что в их ряды может затесаться, скажем, анархист, который ненавидит государство как таковое.
А может - коммунист, готовый сдавать ихние буржуинские тайны товарищам под красным флагом.
А может - исламист, для которого они «неверные» и враги на пути джихада.
А может обнаружиться - и просто циничный беспринципный стяжатель, которому пофиг, кому продавать служебные тайны.
Это не имеет особой разницы, мотивация «крота» - когда он соблюдает приличия и позволяет использовать себя под контролем.
Но вот к чему меньше готова американская разведка (да и любая иная) - так это к тому, что в должности двадцатиоднолетнего клерка окажется клинический имбецил с уровнем развития максимум на двенадцать лет, который начнёт сливать предложенные его вниманию «особо вкусные» документы не иностранным каким-то разведкам, а дружкам по геймерскому форуму, чтобы просто показать им свою крутизну.
И тут проблема ведь не в том, реально ли содержат эти документы некие «чувствительные» сведения (да почти сто процентов, что стандартная замануха для прозвонки - хотя, конечно, документ должен иметь более-менее правдоподобный вид) - а в том, что произошёл неконтролируемый слив там, где подразумевалось, что всё будет шито-крыто, ибо никакая из сторон не заинтересована в разглашении, когда это мало-мальски серьёзные люди.
Но когда это досужие геймеры - конечно, мулька пошла гулять по рукам и «этим вашим Интернетам».
Следует ли пожалеть этого паренька, который теперь, скорее всего, получит очень неслабый срок?
Честно, мне больше жалко американские госструктуры - что им приходится иметь дело с такими кадрами.
Но что поделать?
Анахроничность национально-территориальной государственности как таковой - всё более очевидна по всему миру, соответственно падает и престиж государственной службы, и рекрутируются туда - по «остаточному принципу».
Тем же, кто всё-таки жалеет это юное существо, которое «не сделало ничего плохого» - могу сказать, что если б он работал, допустим, на мексиканский наркокартель и решил бы «чисто по приколу» вывалить в общий доступ какие-то их документы - его участь была бы куда более печальной.
Да, вроде бы - не сделал ничего плохого, особенно, если разглашённые документы - фуфло, но всё-таки работодатели обычно не очень любят, когда сотрудники разглашают их маленькие тайны.
Это только мы, Корпорация, к которой я имею честь принадлежать, говорим: «Мы не знаем слов «нас предали» - мы знаем слова «мы прокололись». А когда бывают всё же очень редкие случаи утечки от какого-то недобросовестного сотрудника, мы говорим: «Хорошо, что выявили это достаточно рано, прежде чем поручить ему что-то по-настоящему серьёзное».
К слову, утечка может ведь быть и незлонамеренной, неумышленной, а то и вовсе без вины сотрудника - но поэтому-то и приходится постоянно «прозванивать» все системы в поисках «отклика» на специально запущенную дезу, и ничего обидного в этом для сотрудников нет.
Но в данном случае, с этим амерским сержантом - конечно, речи не идёт о «незлонамеренной» и «неумышленной» протечке.
Хотя, если в суде удастся доказать у него фактическое отсутствие головного мозга...