...И сказал Мудрец: «Лишь та нравственность имеет цену, что коренится в осознанном своекорыстии, которое ты можешь разумно обосновать, а иное - блажь и суета».
Эта мысль довольно глубока.
Действительно, в той этической системе, где обитаем Мы, нельзя просто так подойти к другому человеку и сказать: «Мне не нравится то, что ты делаешь, ты должен это прекратить, потому что я знаю, как правильно, меня озарил Свет Свыше, а ты - блуждаешь во мраке».
Это будет хамством и безосновательным наездом. Сиречь - «беспределом».
Чтобы это не было хамством и безосновательным наездом, а стало наездом основательным - нужно его обосновать (что логично).
Нужно уметь объяснить, какое, собственно, тебе лично до этого дело, какой твой лично в том интерес - дабы тебя не заподозрили в грехе альтруизма и, соответственно, в хамстве.
И это мы стараемся прививать своим детишкам.
«Вот, скажем, ты узнал, что в твоём городе некий сантехник взял себе моду заявляться без приглашения к другим сантехникам и бить их разводным ключом по голове. И вот кто-то из них отстраняется от дел или перебирается в другой город, а кто-то - соглашается работать на него и на его условиях, признав его за хозяина дела и лидера».
«Казалось бы, какое дело тебе до этих сантехнических разборок? Можно было бы сказать, что не большее - чем до воплей мартовских котов, сражающихся за внимание кошки».
«Можно было бы сказать, что это - «природа», «естественный отбор». Как сформулировал поэт: «Жук ел траву, жука клевала птица, Хорёк пил мозг из птичьей головы, И страхом перекошенные лица Ночных существ смотрели из травы». Дела естественные - что бы тебе в них вмешиваться?»
«Но всё выглядит немного иначе, если представить, что этот ушлый сантехник-террорист сумеет таки устранить или подмять конкурентов и завладеет монополией на своё ремесло в этом городе. А у тебя, скажем, потёк бачок».
«И вот ты вызываешь сантехника, а он заламывает такую цену, что кратеры на Луне краснеют от смущения».
«В ином случае ты мог бы его послать и вызвать другого сантехника, но когда этот остался монополистом - твоё положение затрудняется».
«А тебе оно надо, чтобы твоё положение затруднялось? Тебе оно нафиг не надо - ты себе не враг».
«Поэтому твоя прямая корысть - чтобы в городе были разные(!) сантехники, чтобы они состязались между собой, но - в профессиональных своих статях, в соотношении цена-качество, а не в том, кто лучше умеет ебашить по голове разводным ключом».
«И твой интерес - вовремя пресекать беспредел, ибо если потакать ему - рано или поздно он коснётся и тебя самого, так или иначе. Поэтому, хватая ту наглую руку с разводным ключом, занесённую над конкурентом, ты можешь обосновать своё поведение разумным и достойным своекорыстием, не давая повода заподозрить себя в сумасбродной мании абстрактной справедливости».
Так мы учим своих киндеров - и они понимают эту простую истину уже в детском садике.
Естественно, её понимают и политики высших национальных уровней.
Большинство, во всяком случае.
Вполне себе понимают.
Но иногда всё же склонны осторожничать, не рискуя сразу же и всецело бросаться в драку с «сантехником-беспредельщиком».
«Нет, ну в конце концов, нам всё-таки нужны его услуги (или, хотя бы, нужно время, чтобы переключиться на другие фирмы), да и может быть, он как-то сам остепенится, а если же нет, если он и впрямь такой безумный - так опасно злить его чрезмерно, не то ведь и нам канализацию продырявит чего доброго».
Но, конечно, чем дальше - тем больше растёт понимание, что беспредел сам собой не рассосётся, что терпеть его нельзя и что надо пресечь его не по каким-то там «идеалистическим» и «высоким» соображениям, а по вполне себе прагматическим и «земным».