Посмотрел давеча кин Серджо Леоне «Однажды на Западе».
До этого - не смотрел. Только «Долларовую трилогию» и «Однажды в Америке» (но последнее - про другое немножко время).
Да, почти три часа - это много для фильма. Сейчас-то, конечно, сериал бы сделали. Возможно, Серджо Леоне - и был «провозвестником» телесериалов, когда ставил такие долгие фильмы, что, с одной стороны, затягивает, увлекает, а с другой - трудно высидеть весь сеанс на одной жопе.
Впрочем, и оперы ведь, и балеты - бывают по три часа. С антрактами, конечно.
В целом - очень неплохо. Но всё же The Good, the Bad and the Ugly (что мы переведём как «Душка, Злюшка и Чушка») - лучше.
Там-то - абсолютно шедеврально ВСЁ. И всё растаскано на цитаты - что текстовые, что киноцитаты.
Вообще, довольно забавно, что лучшие американские вестерны - снял итальянец. Причём, не «итало-американец», как тот же Тарантино, а - натуральный итальянский итальянец.
Творения Леоне называют «спагетти-вестернами», и на первый взгляд здесь можно услышать нечто уничижительное, но на самом деле - они реально котируются как лучшие из всех вестернов всех времён и народов. В конце концов, и Клинт Иствуд - начинался именно с «Долларовой трилогии».
И это так нелепо и комично, что лучшие фильмы про американский Дикий Запад делал итальянец, как… я не знаю.
Ну как если б, скажем, лучший, самый бравурный и окрыляющий советский военный
марш - был написан американцами для компьютерной игрушки.
Да, причудливо оно, переплетение культур-мультур на глобусе, через все меридианы и параллели.
Впрочем, если вдуматься, есть и у русских неплохие кинцы на тему того же Дикого Запада. Не берём даже экранизации О’Генри, но вот - тот же «Человек с бульвара Капуцинов».
Да, дурашливая комедия - но вполне себе смотрибельная.
И вот советское кино, при всей экономической изоляции СССР от Цивилизации - всё-таки тяготело к интернациональности, к «планетарности». Смело бралось за «чужеземные» темы.
Как ни парадоксально, современное российское - гораздо более зажато в скорлупке «суверенной» культуры, боится выглянуть куда-то за.
Да и в кинцах про свою, национальную культуру - блюдёт вполне такой «бенкендорфовский» подход: «Прошедшее удивительно, настоящее более чем великолепно, а будущее - выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение».
И - никакой тематической интеграции в культуру мировую.
Ну ладно там Америка. Это Держава Нумеро Уно, конечно (пока Байден её не ушатал), но - свет клином не сошёлся.
Можно было бы, скажем, про гвельфов и гиббелинов чего-нибудь забацать. Про популяров и оптиматов. Про Минамото и Тайро.
Можно и про африканские средневековые государства - Ашанти, Дагомея, Конго, всякое такое. Негритянская тема - сейчас повсюду модная. Ну и вот показать жизнь этих государств, которые вовсе не дикие были, довольно приличный уровень развития имели, и весьма умело сподобились торговать с европейцами (прежде всего - захваченными рабами из глубинных районов Африки, но это - тоже огромное поле для всевозможных драматических коллизий).
В конце концов, можно про кроманьонцев или даже неандертальцев сериалы снимать. Уж это-то - общаговое культурное наследие, и можно сделать так, чтобы всем нынешним нациям интересно было.
Но нет, будем снимать очередной спортивный трэш, как там в семьдесят лохматом году советские атлеты утёрли нос пиндосам, и вот все прямо эякулировать должны на этот невзъебенно актуальный факт.
Ну что за убожество?
Итальянцы - были побеждены в Войне (ну, sort of, так-то вовремя сменили сторону), однако - культурно победили на американской территории, снимая вестерны.
Есть, чему поучиться.