Всё чаще доводится слышать выражение «между Сциллой и Харибдой». Понятно, в какой связи, в эти-то времена. «Открыть нельзя закрыть».
И так произносится обычно, как будто речь идёт о каком-то неразрешимом конфликте, где только и можно, что развести руками в полнейшем бессилии перед выбором из двух зол, при «кидании в клинья».
Но на самом деле, если вспомнить «исходник», Сцилла и Харибда - это немножко не то. Да, это неприятная ситуация - но с очевидным выходом, который Одиссеем тотчас и был найден.
Ибо - что есть Харибда? Да чёрт морской её знает, что она такое по своей сущности - никто в лицо не видывал. Но проявляется как могучий водоворот, утягивающий судёнышко целиком.
А Сцилла - всего лишь шестиглавое длинношее (тоже шесть шей) чудовище, способное умыкнуть с палубы всего лишь бедолаг, самое крайнее.
Да, им не повезло, конкретно этим шестерым. Но их запомнят, как героев. За друзи своя живот покладаша - и всё такое. А кораблик в целом - проскочит.
Поэтому, при всём сожалении - конечно, выбрана была Сцилла.
Но, возможно, перед этим на палубе состоялся митинг, где особо сентиментальные итакийцы (или «иташки»?) кричали: «Нет, это бесчеловечно и недопустимо, сама такая постановка вопроса! Арифметика здесь неуместна! Это чудовищно, мириться с какими бы то ни было потерями, соглашаясь на них заранее!»
Но их, вероятно, успокоили: «Хорошо, так и запишем в протоколе: «Они были исполнены самых благих помыслов и требовали бессмертия для всех. А теперь - взяли по фиге с полки и заткнули хлебала нахер, кликуши сраные! Всем остальным - возносить молитвы богам и готовиться к возможной встрече».
«И это - оптимизм!
Наш оптимизм!
Наш новый оптимизм!»