Украинская цензура

Sep 17, 2014 21:30

В этом блоге я критикую (мягко говоря) преимущественно действия нынешнего российского политического руководства. Потому что эти клоуны реально гробят страну, они в край охренели, и делать вид, будто всё нормально - уже давно невозможно (думаю, даже самые отъявленные селигерские кликуши, громче всех славящие мудрость Путина и «подъём России с колен» - в глубине души прекрасно понимают, что наступает пиздец, но надеются нагреть лапы в преддверие его и сквозануть с баблом за бугор, поскольку на Россию в действительности им совершенно насрать; а мне - нет).
К действиям же украинского руководства я стараюсь относиться с пониманием, сочувствием и деликатностью, поскольку, во-первых, Украина - не моя страна, и я исхожу из презумпции, что «сами как-нибудь разберутся», во-вторых же они сейчас в таком трудном положении, где просто не существует идеальных решений. И тем не менее, порой они делают такие глупости, от которых всё-таки можно было бы воздержаться.
Вот последнее подобного рода - запрет украинскими чиновниками по культуре ряда российских «ментовских» сериалов. По причине «пропаганды насилия».

Блин! Насколько в курсе, эти дебильные цензурные законы, позволяющие чиновникам решать за зрителя, что ему смотреть, приняты были как раз при Януковиче. И уже тогда вызывали протесты, которые потом влились в более широкое майдановское движение. И что было подлинно хорошего в Майдане - это была всё же такая «буржуазная», правая революция. Направленная не только против коррупции и беспредела со стороны зарвавшейся клики Януковича, но и против государственной опеки над частной жизнью вообще. То есть, это было движение за минимальное государство, либертарианское в своей сути. За то, чтобы Украина не превратилась в то, что сейчас представляют собой Россия или Беларусь. Пусть даже ценой временных экономических неудобств - но это было движение в сторону большей свободы.

Но во всякой революции всегда есть риск, что вершится-то она во имя свободы личности от государственного диктата - а воцаряет такую диктатуру, какая прежде и не мыслилась. Этакий закон маятника. И, конечно, всякое ужесточение, всякое ограничение прав - обосновывается «революционной целесообразностью». Свобода - это потом, граждане, в светлом будущем. А сейчас - время сплотить ряды, время проявлять бдительность, время пресекать в корне. Враг не пройдёт, товарищи. И не пропоёт, и не просвищет. Ну а дальше - якобинство, фашизм, большевизм, любое левое дерьмо на любой вкус с национальным колоритом. Хотя приходили они все к власти - разумеется, под лозунгами свободы.

И даже для Украины, с её исключительно анархичной душой, такая опасность фашизации существует весьма неиллюзорно. И я не имею в виду мальчиков из «Правого сектора», которые выказывали какие-то симпатии к национал-социалистическому режиму (их очень любит российское телевидение, всюду откапывает, забывая, что в России каждый второй студент и каждый третий член Союза Писателей симпатизируют Гитлеру в гораздо более откровенной форме, но со студентами ещё бывает надежда, что в действительности им нравятся танк «Тигр», самолёт Ме-109 и парадная форма СС от Хуго Босса).

Я имею в виду реальный фашизм как усиление государственного диктата и навязывание мысленного единообразия во имя спасения нации. И такая опасность, на революционной-то волне - всегда есть. А начинается с цензуры. Потому что со словами и художественными произведениями - бороться-то оно всегда комфортней, нежели с реальными вооружёнными врагами. И всегда есть соблазн объяснить, что реальные вооружённые враги существуют благодаря пропаганде, и стоит пресечь её - как рассосутся и отморозки, якобы ею порождённые.

Это - чушь. Пропаганда - возможно, самая переоцененная вещь в нашем мире, где принято считать, будто бы людьми правит реклама и манипуляция сознанием (ну, так очень приятно считать пиздоболам, претендующим на способность манипулировать массовым сознанием и впаривать свои услуги работодателю).

На самом деле, пропаганда эффективна только тогда, когда падает на подходящую почву. И когда почва действительно подходящая - именно востребованная пропаганда воспринимается на ура, с минимальными усилиями со стороны пропагандиста. Потому что люди, в массе, готовы принять ровно то, что сами думают. Только им надо, чтобы их мысли повторил кто-то ещё. Например, что в их проблемах виноваты не они сами, со своей глупостью, ленью и завистью, а какие-то враги, которых надо замочить, и всё будет славно. А так нравится думать большинству людей, поэтому во все времена так эффективна была в народе именно левая пропаганда, как бы ни были бездарны её рупоры. И никакими шорами-шторами - не закроешь ты им мозги от этого рода пропаганды. Её преодолеть можно - только если начать думать самостоятельно, взять на себя такую смелость. И уж кто точно не способен подвинуть человека на такой подвиг - так это государство (потому что оно органически не может быть заинтересовано в пропаганде «самоотрицания»).

Поэтому и к борьбе с российскими телеканалами на Украине я относился с самого начала очень скептически. Как по мне, это лишь раздражает людей и даёт поводы Кремлю указывать на зажимание свободы слова. То есть, да, нынешнее российское телевидение - это, безусловно гадость, ну так лучше делать эту гадость явной, а не прятать в шкаф и авось пахнуть не будет.

Ну а теперь - запрет на художественные произведения. То есть, именно то, что вызывает такое раздражение в России, где всякая падаль депутатская или чиновная решает, что можно показывать в кинотеатрах или какие слова использовать. Хотя, казалось бы, ровно от этой угрозы Украина должна была избавиться благодаря Майдану.

И знаете, из этих сериалов, которые запретили, я посматривал в своё время только «Ментовские войны». Очень так эпизодически, когда случайно попадал. И на мой вкус, сериал средненький (хотя некоторые актёры неплохи), остальные, возможно, ещё хуже, но - какое, там, к чёрту, запредельное насилие? Ну, мочат время от времени кого-то. Ну, возможно, и мучают. Но это ж не «120 дней Содома» Пазолини и даже не военный фильм, которые в отечественной традиции всегда очень натуралистичны были по части кровищи и оторванных конечностей, а в Голливуде - с некоторых пор.

Или украинские чиновники воюют с формированием положительного образа российского мента? Ну а что поделать, если среди них действительно попадаются порой положительные типы? Взятку возьмёт - так отработает добротно. Наркотрафик крышует - но в школах банчить не разрешает. Почки отобьёт - но шваброй изнасиловать не даст. Да реально есть такие «дяди Стёпы» в органах - не одни только отморозки и конченые моральные уроды. И ментовские эти сериалы показывают более-менее правдиво (ну, чуточку приглаживают, если только). Во всяком случае, в «Ментовских войнах», насколько смотрел, они там друг с другом по жизни разбираются, кто чего крышует, но те менты, которые хорошие, меньше беспределят. И если это пропаганда образа хорошего мента - так что в этом дурного? Только то, что это российские менты, а в России нынче фашистский политический режим (sort of, потому что на самом деле Путинщина - это пародия на фашизм). А если кто-то снимет фильм про мало-мальски приличных сотрудников Крипо или Гестапо во время Райха - это будет пропагандой гитлеризма? Да нет, это будет правда жизни. Потому что, в большинстве своём, они и были приличные ребята. Вообще, любой мент, в любой стране, который не насилует задержанных шваброй ради собственного удовольствия и не крышует совсем уж полных ублюдков - это приличный человек, про которого вполне можно снимать и показывать фильмы.

Сдаётся мне, запрет конкретно этих сериалов - вообще ничем разумным не обоснован, а обусловлен либо чиновным рвением, либо какими-то денежными интересами. «Или давайте более выгодные условия для показа - или перекроем рынок под предлогом охраны революционного сознания». В обоих случаях, если что и надо запрещать - так это чиновные попытки «охранять умы». Потому что это всегда очень плохо кончается. А лучше - вообще разогнать к чёртовой матери эти оравы «охранителей нравов» и заявить, что свобода слова является полной, ограничениям не подлежит, и государство вообще не лезет ни в мозги к людям, ни в глаза, ни в уши, ни на голубые экраны. Это будет смелее, чем принято в современной Европе и в Штатах - но это будет реально на пользу Украине в долгой гонке.

Да, кто-то может спросить: «А вы не боитесь, Артём, что при полной-то свободе показа всего и вся ваш десятилетний сын как-нибудь может наткнуться на уже помянутые «Сто двадцать дней Содома»?»

Ответ будет простой. «Ты, мил человек, дурачок? Когда моему сыну было пять лет - он смотрел Animal Planet, а порноклассика его очень мало интересовала. Но сейчас ему десять. И это значит, что он посмотрит ВСЁ, что захочет, и нихрена ты с этим не сделаешь (бесполезно пытаться даже - только привлечёшь нездоровое внимание, если он обнаружит, что какие-то сайты от него пытаются прятать). И недавно он-таки посмотрел это бессмертное творение Пазолини. Начал смотреть. Потом поделился со мной впечатлением: «Слушай, от этого говна реально кто-то прётся? Да там даже ебля совсем неинтересная. И сюжет - отстой. В «Калигуле» - хоть сюжет был. Хотя порнушка тоже так себе».

Ну, пришлось объяснить, что этот «шедевр» - очень злая издёвка мэтра над цензурой. Истинный мессадж «Сало» - «А вот я вам забацаю совершенно отвратную, неудобоваримую порнуху, но скажу, что это супротив фашизма, и вы, пидарасы, это разрешите, потому что орава критегов вам обоснуют, что это изобличение пропасти нравственного падения человека в условиях тоталитарного режима, там есть неебическая глубина и гражданский пафос, очень нужный для победы дела добра. В этом - и вся цена вашей цензуре, что дашь «правильный» идейный посыл - и протащишь абсолютно любую похабень и гуро».

Но более «смотрибельным», конечно, «шедевр» от этого не становится. Честно, мне трудно вообразить человека, который бы получал от него удовольствие и реально находил бы там какие-то «глубокие смыслы».
А российские эти ментовские сериалы - возможно, «с пивком потянут» (повторю, я из там перечисленного только «Ментовские войны» видел, и то, краем глаза, но весьма ценю куликовскую «глухариаду», поскольку реально качественно сделано). Если у них есть аудитория на Украине - нахера её ожесточать-то?

Как по мне, во всём, что касается запретов - вообще нужно быть предельно осторожным. Не можешь ОЧЕНЬ внятно и логично обосновать, почему, с какой целью и по какому праву ты намерен кому-то что-то запретить - лучше промолчи, за умного сойдёшь.

И вообще, насколько помню, одним из ключевых требований правых на Майдане была свобода частного владения оружием. А это довольно ключевая предпосылка создания гражданского общества. Без неё оно попросту и невозможно. И я понимаю, что у бойцов батальона "Азов" с этим уже полный порядок, но остальные, которые, типа, гражданское общество, они думают напоминать власти об этом требовании? Или их больше устраивает забота о народе в виде борьбы с российскими "некошерными" сериалами?

Украина, цензура, политика

Previous post Next post
Up