О любимых советских игрушках

Nov 16, 2018 03:23


Чего-то вспомнилась тема игрушек нашего пионерского детства (я - 76-го года рождения), от чего мы тогда кайф получали.

Ну, «матчбоксовские» машинки - это-то понятно. Но это так, сувениры на полку. А вот что касается повседневного использования...

Иногда приводят какие-то советские наборы солдатиков или индейцев, которые могли быть и неплохи по дизайну (хотя обычно уёбищны), но исполнение, отливка такая, что либо «доводить напильником», либо в руки брать стрёмно.

Впрочем, они, эти всякие солдатики, годились для того, чтобы расстреливать их в дальнем конце комнаты из детской поршневой духовушки (это не то, что тировые, это гораздо слабее) или игрушечной пятизарядной пушки (которая не то чтобы очень точно била, но позволяла понять концепцию «угла возвышения» над целью).

И да, я мальчик.


То есть, я не могу сказать, что мы вовсе не играли в куклы. Да нет, когда было возможно - залезали к ним в трусы, чтобы посмотреть, что там. Но оказывалось обычно - ещё менее интересно, чем у девчонок в детском садике. И годиков с семи мы знали, что потом, с возрастом, там будут волосики, типа, bush (скажем так) - но тогда не знали, что где-то с 2005-го года у барышень будет всё примерно так, как у кукол, отчего экологи забьют тревогу по поводу уничтожения естественной среды обитания мандавошек (если кто в этот момент кушал или пил кофе - мои извинения).

Но это всё бабские штучки (и забота о выживании мандавошек - тоже), а мы были крутые пацаны, поэтому хотелось бы вспомнить крутые пацанские игрушки нашего детства.

Ну и вот у нас были револьверы, с детсадовского возраста. Причём, не просто щёлкающие - а стреляющие пистончиками. Это бумажная лента с зарядами из бертолетовой соли, которые, попадая под бой курка - жахались с хлопком и дымом.

Не очень достоверно в плане того, как на самом деле работает револьвер, но - дёшево, сердито, и детворе нравилось.

Наиболее популярной (и доступной) моделью «револьвера» был наган. Который вообще очень популярен был в Совке, а у детворы после всяких революционных фильмов - особенно.

Хотя у одного моего кореша было изделие под названием «Кольт 3», очень короткоствольное, очень кургузое, и я, честно, потом отчаялся найти в справочниках, что бы могло стать его прообразом.

Но работа - точно такая же. Заряжаешь скатанную ленту с пистонами, вытягиваешь, и в бой. Преимущество то, что не надо кричать «ты убит», когда наставляешь ствол на друга - надо жахнуть курком по пистону, чтобы всем было ясно, что ты успел выстрелить.

Да, ну и эти «наганы» производились только в «офицерском» варианте, самовзводном. Но нельзя было «предвзвести» курок на лёгкий спуск, всегда нужно было полностью выжимать крючок.

Впрочем, это не было самой существенной претензией к их конструкции. Более существенная - что там очень быстро ломались пружинки, да и корпус был выполнен из такого говёного алюминиевого сплава, что при любом падении на твёрдый (или даже не очень твёрдый) предмет могла разлететься спусковая скоба, а то и ствол треснуть. Ну кто так оружие делает?

Но, повторю, это было прикольно, эти пистонные наганчики в детсадовском и раннем школьном возрасте. Вот эти хлопки как бы выстрелов, вот этот запах как бы пороха. И пофиг, что на самом деле ничто никуда не стреляло, не выпуливалось, и барабан не крутился. Всё равно можно было сделать вид, что он крутится, «провернуть» об руку и поиграть в гусарскую рулетку с пистонами (но так мы шутили - уже лет в восемь).

Ну и я не беру самодельные всякие наши шняги, от рогаток до поливиниловых трубок-духовушек, стреляющих иглой в пробке на поролоновом уплотнении. И луки мы тоже делали довольно-таки серьёзные лет с восьми. Но никто никого не убил почему-то, не покалечил из этих девайсов.

Вероятно, потому, что были ещё ножики.

Вот как-то недавно поискал в Сети параметры довольно популярного ножа «Белка», который был и у меня в детстве.

И там - прямо какой-то оргазм. «О, незабвенная «Белка», мечта любого советского мальчишки!»

Да чего мечта-то? Она стоила - рупь шестьдесят, насколько помню. Как восемь эскимо на палочке в шоколадной глазури.

И в целом - ножик полезный. Раскладуха на грибочки почистить, картоплю порезать (и почистить тоже, чего уж там).

Но когда в мои девять лет Батя приехал из Чехии и привёз оттуда совершенно какой-то ноунеймовский раскладной ножик - я понял, что у этой Белки сталь, в дейтвительности, очень хуёвая. Мягкая, требует постоянной заточки. Что и было ничего, пока «слаще морковки» не попробовал.

А мы тогда играли в ножички, но не в обычной манере, когда просто чертится круг и от него отрезаются куски, а вот была такая «тактическая» у нас игра. Называлась почему-то «города» (хотя и «ножички» тоже, со временем) - и я думаю, что изначально какие-то курсантики что-то там про взятие городов мерковали, а нам, шкетам, дошло - как дошло, уж не помню от кого из приятелей.

Но там фишка была в том, что разными хватами ножика наносились разные тактические фигуры.

Самая простая была, хватом кончика между большим и указательным пальцами, - «Артиллерия». Которая чертилась как три бункера, объединённые общей чертой.

И для уничтожения этой артиллерии - нужно было либо все три бункера поразить, без ошибок, либо общую линию перерубить.

А дальше там шли разные хваты по разным танкам, между пальцами, а потом мы и сами извращались, типа, с ладошки вниз ставишь или убиваешь «Королевского тигра», а с ладошки вбок ставишь авианосец, а в другую сторону - на нём вертолёты.

В изначально дошедших до нас правилах игры - вроде, этого не было. Это мы сами додумали (хотя не додумались до того, что в военной игре подтягивание трудно убиваемой арты - должно обеспечиваться иными тактическими юнитами; ну, нам было 7-9 лет, окей).

И когда у нас у всех были «Белочки» - мы играли Белками. А уж кто как заточил - то его забота. Но когда у меня появился этот чешский (немецкий) ножичек - всё стало неспортивно. Его лезвие входило в такой твёрдый (после долгого вёдра) грунт, от которого Белки просто отскакивали. И пришлось давать всем по кругу свой режик.

Но и «Белка» - была прикольной. Я брал её в школу и в пятом классе. И резал на парте хлеб и колбаску для бутербродных целей.

Училка (зрелая и мудрая): «Железнов, что ты делаешь? Ты чего, проспорил, что ли, на желание?»

Отвечаю честно: «В карты проигрался».

«Ну так пойди, пожалуйста, вон со своим натюрмортом! И там режь, что хочешь. И... тебе выговор нужен?»

Но и в мыслях не было у советских учителей отнять у питомцев ножики. Ибо - это просто невозможно. Тем более - такую штучку, как «Белка» (да, сейчас-то много и куда лучших импортных аналогов, но всё равно оно теплотой своей греет).

И ешё одна из любимых моих игрушек детства - мопед Верховина-6. Красивая игрушка, и редкого такого цвета, как шоколадное фондю с пузырьками.

Батя мне подогнал его в мои лет десять, немного поюзанный, от товарища по двору, но в целом годная была машинка. По крайней мере, я очень быстро выучился, чего и как на ней ремонтировать. Что потом, безусловно, помогло в восстановлении Волги из таксопарка. Вот само понимание, куда руки по ключам должны идти.

Я на этом мопеде славно покатался (с друзьями и подружками), он был в целом очень хороший. Он и продолжал бы им быть, если б Батя не решил метнуться на нём в райцентр. А выйдя из магазина - обнаружил угон.

Он очень тогда расстраивался. Обратился в ментовку.

Мне потом «докладывал»: «Они бы рады помочь, но у них тут три убийства за последние сутки, все силы на то брошены, все опера в засадах!»

Говорю: «Вдумался. Три убийства в сутки - бывает в Питере. В пятимиллионном городе. А здесь, на райцентре... Возможно, они помнят, когда у них была последняя мокруха. Старожилы - помнят».

Батя: «Ты хочешь сказать, что он меня обманывал? Вот меня, профессора филологии?»

Я: «Но он же не употребил слова «лох педальный» и «фраер ушастый». Так что, всё уважительно. Да ты в Универ ещё позвони, чтобы твои с фила связались с ихними с юра, урегулировали вопрос, чьи детишки куда поступают, и тогда этот мент послезавтра найдёт наш мопед. Но тебе оно надо?»

Батя был слишком гордый, чтобы пользоваться личными связями в таких делах. Да и я тоже. Ладно, пусть рассекает на моём мопеде какой-нибудь местный, с райцентра, пацан. Потом я даже нашёл тот мопед, но он реально был под жопой добросовестного приобретателя, а угонщика, как я узнал, закрыли за другое. То есть, хоть как-то хоть где-то - ментовка работала. Да и мне тогда уже плевать было на возвращение своей Верховины, какая б она ни была классная.

Ибо вскоре после её угона Батя купил мне, тоже подержанный, чешский скутер Ява-20. И он был отличный по тем временам (хотя и смешной по нынешним). Ну, для малолетки. Уже не две с половиной, а четыре с половиной силы с такого же пятидесятикубового движка (это не требовало прав). Но это не совсем советское изделие - а то можно туда же записать и мотоцикл Ява-638, который у меня тоже был, но только один сезон, перед отъездом в Москву и поступлением.

А Чехия - это всё же условно такой «Совок». Они вынуждены были, после Пражской весны и ввода танков, оставаться в Соцлагере, но всегда горазды были мастерить немецкого (а то и выше) качества вещицы. Ну вот у меня сын сейчас на Шкоде Йети рассекает, которая как бы чешская версия Фольксвагена Тигуана, младшего братца привычногого мне Туарега - но эта чешская машинка лучше Тигуана.

Но, конечно, если говорить о достоинствах машин и мотоциклов - это очень далеко и глубоко можно забрести.

А так, вот что ещё помнится из детства, какие вещи именно советского производства, что бы приносило радость?

Ну, многие, наверное, подумали про мороженое - но оно-то не было хуже в буржуинских странах и хуже не стало здесь после краха Совка. Оно просто стало разнообразнее.

Электровыжигатель Узор? Его я так и не освоил в полной мере, поскольку и рисовать-то не очень умел.

А, вот набор «Юный химик» - классный был. С пошаговыми инструкциями, как делать из реактивов бомбы и яды. Ну, не то чтобы напрямую - но там предупреждения бывали: может ебануть, можно отравиться. Главное - там инструменты были: тигели, реторты, колбы-мензурки-пробирки, всё такое. Контролируемая горелка, опять же.

Мы с этим набором лет в десять+ много всяких весёлых вещей делали, преимущественно бомбочки. Ну так, пошалить, порезвиться на безлюдной местности, где заведомо никому вреда не будет. Ладно, йодистый азот как-то под коврик девчачьей физкультурной раздевалки подложили. Так они на нём, типа, в классики играть удумали: под кем больше жахнет - той и счастье. Пришлось объяснить, что парами от взрывов дышать всё-таки не надо (мы сами были не уверенны в этом - но не могли допустить, чтобы эти стервочки так глумились над нашей пиротехникой, вместо того, чтобы бояться и бежать на помощь к учителям). И, замечу, йодистый азот вообще без специальных приспособлений получается. А с приспособлениями - что угодно из чего угодно сделать можно. Алхимия, вах.

Вот если б надо было килограмм взрывчатки, близкой к тротилу, сделать да инициирующее вещество для детонатора - не вопрос, разумеется.

Поэтому для меня дико звучат заявления вроде «Как студент-технолог мог в свои-то 17 лет собрать бомбу?» Ну, примерно как мы, советские пионеры, в свои 10. Только лучше. Поскольку всё же больше знает о предмете и имеет заведомо лучший инструментарий, как бы ни крут был набор «Юный химик».

Но это довольно грустная тема. А я-то обещал поговорить об игрушках советского детства, приносивших радость.

И это всё очень субъективно, конечно же. Вот у меня был плюшевый ослик, которого я очень любил в раннем детстве, под подушку подкладывал. А когда в четыре годика возили на обследование по поводу ушной боли (оказавшейся банальной «свинкой», хотя изначально подозревали, что я чего-то напихал себе в уши, что бывает с детьми) - так вообще из рук не выпускал.

Потом этот ослик стоял в нашем книжном шкафу, за стеклом. И бывало, какая-нибудь барышня отпускала комментарий вроде: «Странно, что в таком стильном антураже находится такая уродливо сшитая игрушка».

А ослик - он и был уродливый. Его Бате одна аспирантка подарила как рукоделие младшей сестры, но мне, тогда трёхлетнему, он пришёлся.

Будучи много старше, в ответ на замечание об уродливости этого ослика, я отвечал: «Очень меткое замечание. Это произведение Бриньоля, которое сам Бриньоль подарил нашему Патерфамилии, когда Батя был в Брюсселе с лекциями. Эта игрушка - подчёркнутая концепция «минималистического эстетизма», что всегда и было коронной фишечкой, с позволения сказать, Бриньоля. Ломка гармонии - ради иной гармонии».

И пусть гуглит «великого Бриньоля»... когда появится Гугл.

Про себя же думал: «Ты чего, охерела, коза тупая? Приходить в мой дом и рассказывать нам, как у нас не всё эстетично за книжными полками? А в твою тупую башку не вступило, что мы за теми полками храним вещи не ради твоих(!) представлений об эстетике, но просто памятные для нас, такие, что нам(!) приятно обмахнуть взглядом и вспомнить? А твоё ущербное мнение по этому поводу - здесь нахуй никого не ебёт».

Но я вежливо разруливал такие вопросы. Только потом говорил тому или той, что привели критикессу: «Вот чтобы больше никогда здесь её не было. Ладно бы она надменна - но она и уныла».

Да, а с пацанами - проще. «Ты считаешь, что в нашем доме что-то неэстетично? Ну, давай выйдем покурить тогда».

Впрочем, пацаны никогда и не обращали внимания на того «сакрального ослика». Только самые близкие друзья знали - что он для меня значит.

психология, Совдеп, история

Previous post Next post
Up