Приём отбора ножа в карате

Oct 05, 2016 23:03


Давеча я высказал ту мысль, что в карате (классическом, во всяком случае) нет специальных приёмов для отбора ножа, потому что его, карате, создавали люди, имевшие представление о том, что такое холодное оружие.

То же самое можно сказать и про греко-римскую борьбу (какого-нибудь легионера - смешно было бы учить «Перехватываем руку с пугио вот так, заламываем вот так»), и про британский бокс, и про, скажем, французский сават, родившийся как драка в портовых тавернах, где наличие ножа весьма даже подразумевалось - но именно поэтому не было приёмов отбора ножа, а был акцент на удары ногами по «нижнему ярусу».

Я уже высказывал ту крамольную мысль, что сама по себе идея отбора ножа в борьбе - она появилась в новейшее время, когда просто гораздо менее стало распространённым холодное оружие ан масс. И когда появились люди, которые могли попросить тренера: «А вот научите меня отбирать нож у какого-нибудь гопника, но так, чтобы ничего ему при этом не поломать, и чтобы всё было красиво».


Ну а боевые искусства - это, конечно, с одной стороны, культурный феномен, а с другой - коммерческое предприятие. Живущее по принципу «любой каприз за ваши деньги». Особенно, если велика вероятность, что тебе ни разу в жизни не придётся отбирать нож у буйного гопника. И тогда ладно, почему бы тебя не научить каким-то приёмам, которые будто бы для этого годятся? А если всё-таки придётся - что ж, от клуба тебе соорудят эпитафию на граните: «Он учился усердно, но ему ещё было, куда расти».

Та школа карате, куда я ходил в юности - ну конечно, это тоже было отчасти коммерческое предприятие. Нет, там были искренние энтузиасты, но жить-то на что-то надо?

Поэтому, стоило мне выиграть очередное важное кумите и получить коричневый пояс (старший ученический в шотокане, и, замечу, тогда всем было пофиг, где кёкушин, где шотокан, где ещё какая хирагана) - сэнсэй предложил мне: «Ты должен взять начальную группу».

«Кто, я? Ничего, что я, вообще-то, школьник?»

«Ничего. Ты умеешь убеждать людей. (Замечу, он не сказал: «Убалтывать лохов»).

И поспешил добавить: «Но это, конечно, работа, а работа должна оплачиваться. В меру возможности, конечно».

Возможности были скудные, скажем честно. На переводах, которые подбрасывал Батя - я зарабатывал в разы больше. Но сенсей был хороший человек, невредный мужик - и не хотелось его подводить. Поэтому я взялся за «начальную группу».

При этом нужно понимать, что «начальная группа» - это были вовсе не дети (нет, как раз к детишкам, надеюсь, школяра не подпустили бы даже в те сумбурные времена, там ответственный подход требовался), а вот ребята от моего примерно возраста и вплоть до пузатых семейных мужиков, которым вдруг втемяшилось в голову, что им очень нужно карате.

На первом занятии, естественно, я немножко комплексовал, что сейчас кто-то встанет и возмутится: «Это вот чего за малолетко тут такое нам чего-то втирает? Мы за это, что ли, платим?»

Но нет, я был довольно рослым парнем и тогда, пожалуй, выглядел старше своих школьных лет. Поэтому я довольно спокойно проводил вводный теоретический урок, Окинава-Фунакоши, но вот выискался всё-таки один вредный парень, Егорка.

Он был постарше, хотя ненамного. Не так давно дембельнулся из армии, которую провёл, как потом выяснилось, на РЛС на Новой Земле. А там, вестимо, нет до такой степени нихрена, что даже и дедовщины - и той нет. Ну какая, к чёрту, дедовщина в герметичном коллективе на пару десятков человек, когда главный дедушка - белый мишка, и общая забота всего личного состава - чтобы, усосавшись спиртяги, его за стол с улицы не пригласить?

Хотя вырос Егорка в Гатчине (старинный, живописный и высококультурный город Ленинградской области), где жизнь была более насыщенной, чем в армии. По крайней, хоть пиздюлей каждую неделю выдавали. При этом, он не был гопником - но вот за это, видимо, и выдавали.

А тут приехал в Питер, поступил, и решил оживить бойцовские навыки. И он реально вредный парень был.

Вот я рассказываю, какая красота был трактат Фунакоши «Карате-до Ньюмон», только что иероглифы не рисую, а Егорка поднимает руку, прерывает, и такой:

«Это всё очень мило, конечно, но прошу понять меня правильно. Вот я ходил на ушу, ходил на айкидо, и вот теперь пришёл сюда. И всюду я задавал очень простой вопрос: что ты будешь делать, если на тебя кто-то полезет с ножом? И, без обид, но если ты мне сейчас скажешь, что нужно совершенствовать внутреннюю дисциплину духа и приводить чакры в гармонию с мировой праной - то я просто сюда больше не приду».

«Сволочь! - подумал я. - А я так готовился со своей вводной этой лабудой».

Но улыбаюсь. Говорю: «Да нет. Вероятно, тебе попадались какие-то неправильные мастера ушу и айкидо (это дипломатично, не лажать другие боевые искусства). Потому что правильный сказал бы, что в этом случае он засунет нож тебе в анус, причём, рукояткой вперёд!»

Егорка, просияв, подхватывается на ноги: «А вот это уже серьёзный базар! А не покажешь? Ну, как у вас в карате это делается, в анус рукояткой вперёд? (Достаёт расчёску) Вот это - нож!»

Что мне оставалось делать? Ну, пятиться конечно, когда Егорка отмахивал своей расчёской вдоль и поперёк, звеня ею в воздухе так, что только зубья не вылетали.

Пока он меня не прижал к батареям у стены, где располагалось секретное оружие шотокана. А именно - мокрая половая тряпка, сушившаяся на радиаторе.

Дальше всё было очень подло с моей стороны. Я незаметно подхватил её и, хлестнув наотмашь по всё ещё лыбящейся егоркиной физиономии, на обратном движении спутал ею «нож» в его правой руке. И почти одновременно... Нет, я мог бы врезать ему и хук в челюсть справа, благо, до карате я занимался боксом. Но раз у нас карате, раз мы постигаем именно его вершины - я провёл маваши. Это круговой удар ногой с внешней стороны. Когда бедро поднимается, делается лёгкий поворот корпуса - и нога выстреливает по дуге.

Этот удар особенно ценен тем, что он бывает, при правильном исполнении, внезапный (скажу больше: он создан был окинавскими мастерами для обхода малого самурайского меча, ваказаши). Большинство нокаутов в кумите - проводится именно с маваши.

Егорке прилетело моим подъёмом в область шеи, аккурат в подушный узел. И минуты через две я сам забеспокоился: «А не пора ли уже вызывать скорую?»

Но тут он очнулся, и первой реакцией на его лице была блаженная улыбка, а первыми словами: «Ну наконец-то чего-то реально стОящее нашёл!»

После этого мой рейтинг как сэмпая в группе - ну, немножко вырос. На следующее занятие - аж ещё семь человек записалось, а то недобор некоторый был.

Ну вот такой есть реальный приём отбора ножа в карате. Ссаной тряпкой по еблу, сапогой по шее, а там уж и ножик отлетит куда-то.

Но всё, что иные «сенсеи» рассказывают, мол, хватаем ножевую руку здесь, выворачиваем так-то - я мягко скажу: есть менее вычурные способы самоубийства.

Нет, реально-то можно отобрать ножик, но это такое(!) нужно иметь превосходство в реакции, технике, физической силе, что пытаться это сделать с незнакомым человеком на улице - никому бы не рекомендовал.

Да забыковал кто-то с ножом, грозится всех порезать? Так берите стул - и ебашьте его стулом. Но не выпендривайтесь, бога ради, мол, я проходил курсы самообороны, или даже школу милиции, и потому сейчас легко его заломаю. Может, и легко, если это подросток, который угашенный настолько, что сам свой режик роняет. А если немножко резкий всё-таки чел - ну вот нахрена оно потом надо, через мочесборник опорожняться, когда он вам пузырь пропорет?

Я бы сейчас - не полез геройствовать, у буйного какого-то нож голыми руками отбирать. Я бы ступню ему для начала прострелил. А если прострелить вдруг нечем - то вот мебелью его, стулом или чем-то вроде.

ностальгия, ногомашество, обо_мне, оружие

Previous post Next post
Up