УЖД Антоновка - Заречное. Самый подробный отчет. Раздел первый.

Aug 13, 2009 15:19

Узкоколейная железная дорога Антоновка - Заречное

Самое подробное описание.

Читаем про историю и окрестности железки )

Leave a comment

Re: Об истории узкоколейки anonymous February 21 2011, 21:09:29 UTC
Ну, если говорить о карте 1926 г., то она очень устаревшая. Я так понимаю, исследователи узкоколеек создали ряд сайтов, где использовали данные из книги С. Болашенко, может ещё откуда-то - не знаю.
Про указанную вами узкоколейку я читал вот здесь:
http://sbchf.narod.ru/04/ant.html
Правда, рассказ про открытие на Полесье месторождения алмазов - это уже легенда. Речь могла идти про графитовые россыпи, среди которых могли встречаться микроскопические песчинки алмазов, и не более того.
Версия Болашенко о 1895 г. - неверная. Дорогу строили при Польше. Я читал об этом польские документы в архиве Волынского воеводства в Луцке. Из них явствует, что в рамках освоения Полесья прокладывались новые железные дороги, учтывая стратегическое значения данного района, близкого к советской границе, через которую на Волынь и Полесье нередко приходили коммунистические агитаторы и просто диверсанты. Этот район надо было обустроить транспортной инфраструктурой, чтобы было меньше проблем на случай войны с СССР, анпример. Плюс - на Полесье строились колонии ("военные осады") для поселения ветеранов войны, или просто для переселения крестьян с других, перенаселенных районов Польши, чтобы тем самым способствовать полонизации местного населения.
Линия строилась от Антоновки далее по линии Хиночи - Тиховиж - Кухотская Воля - Зализница (само название появилось в тридцатые годы в связи с постройкой дороги), и должна была пройти к городу Любешов, чтобы соединиться там с участком Любешов-Проходы, примыкавшем к линии Каменец Каширский - Пневно - Проходы - Любязь - Янов (Иваново), где далее шла дорога в Пинск. Также была линия Хиночи - Дубровица. Цель ясна - соединить напрямую два уездных центра, Сарны и Камень Каширский, ну и облегчить сообщение с центрами населения местных сёл, где дорог почти не было, в условиях сильной заболоченности и лесистости, и поэтому выгоднее было строить железные дороги. Вообще, сёла в этих районах (Любешовском, заречненском) до сих пор какие-тополудикие, малоцивилизвоанные (если вы были, то заметили разницу с другими сёлами). Итак, в строительстве этих жорог была выгода.
Но иногда и выгоды особой не было.
Возьмём, к примеру, гранитный карьер Янова Долина, и железную ветку Янова Долина - Костополь. Эксплуатация этого месторождения была совершенно невыгодна для властей Польши. Но сам факт постройки завода и железной дороги, постройки посёлка для польских рабочих способствовал усилению польского элемента в регионе, на восточной окраине Польши.
Также линия Киверцы - Тростянец - Омельно (при советах Макаревичи) - Колки строилась чисто ради усиления полонизации края, до 1939 г. там массово строились новые польские поселения.
В основном через польские колонии проходила узкоколейка Гривятки-Черемошно-Стобыховка-Верхи-Гута Каменская-Камень Каширский.
Линии Немовичи-Степань-Гута Степанская, Остки-Мочулянка играли техническую роль.
Ещё была ныне упразднённая линия Иваничи-Порицк-Завидов-Горохов-Стоянов, ширококолейная.
Также была грузовая линия Клевань-Олычка-Богуславка-Лопатень (разрушена партизанами, впоследствии частично разобрана немцами, сжёгшими все окрестные сёла, но фрагменты железной дороги в лесных трущобах ещё можно встретить).
К 1939 г. начали постройкой дорогу Луцк-Торчин-Войница-Владимир Волынский. Строили с двух сторон.
Кстати, по поводу дороги Устилуг - Лежница- Поромов - Иваничи увидел ошибку на одном из сайтов:
http://sbchf.narod.ru/04/ant.html
Строительство этой дороги почему-то приписывают советам в период 1940-1941 гг., хотя это не так. Дорога эта уже была в 1929 г., но не на всех сайтах просто показана. Она шла южнее Устилуга дальше, к местечку тышовце.

Reply


Leave a comment

Up