Впервые за долгое время я поймал себя на мысли, что не хочу, чтобы спектакль заканчивался.
Режиссер Сергей Женовач поставил перед собой исключительно сложную задачу. Действительно в выбранной им сюжетной линии мальчика Илюшечки из девяти глав "Братьев Карамазовых" не так много действия: первая встреча Алеши Карамазова с Илюшечкой, визит Алеши в дома отца Илюшечки отставного штабс-капитана Снегирева да, день, когда к умирающему от чахотки мальчику пришел Коля Красоткин. Ах-да, еще эпилог и речь над могилой. Вот собственно и все действие.
В этом сюжете нет и не может быть интриги, нет загадки, нет сражений или умопомрачительных трюков, лишь точнее воспроизведение малейших колебаний души, да изумительный текст Достоевского, который, кстати, звучит почти без сокращений и это доставляет особое удовольствие.
И в этих узких рамках, в которые режиссер и актеры себя поставили добровольно, им удалось создать замечательную двухчасовую картину.
Вечные русские темы (так, наверное надо говорить) "Есть ли Б-г?", "я за всех больше всех виноват перед всеми", «деятельная любовь», «покаяние», «спасение» звучит в этом спектакле с какой-то пронзительной силой.
Кажется, что талантливые и трудолюбивые души актеров и режиссера в лучших традициях театральной школы пережили в полной мере все сюжеты или, точнее говоря, единый гигантский сюжет "Братьев Каразмазовых". Пережили благодаря таланту и трудолюбию, благодаря таланту и трудолюбию же смогли и воплотить на сцене и передать в мельчайших нюансах.
Все актерские работы были весьма удачны, однако всегда можно выделить тех, кто с субъективной точки зрения был чуть более точен. Ведь спектакль (чем он мне более мил чем, например, кино) всегда некоторая лотерея, а особенно это лотерея в рамках школы театра переживания. Актеры - живые люди и сегодня у него может роль получится чуть лучше, а завтра наоборот, за два часа до выхода на сцену с ним может произойти что-то, что вдруг заставит его по-другому почувствовать роль, а значит и играть он в этот день будь чуть по-иному чем в прошлый раз. Этом может проявиться лишь в одой модуляции голоса, лишь в одном повороте головы… Однако я отвлекаюсь. Актерские работы.
Чрезвычайно удачной на мой взгляд оказались работы Андрея Шебаршина, воплотившего образ Коли Красоткина, .Алексея Верткова (Николай Снегирев) и Александра Коручекова (Алеша Карамазов).
Одним словом это превосходной спектакль, который наравне с "Рекой Потудань", "Мариебадом" и "Битвой жизни" подтвердил наличие чрезвычайно высокой планки, которую поставил Сергей Женовач, и которую ему удается держать.
Теперь нужно как можно скорее посмотреть еще один спектакль из уже "дилогии "Братья Карамазовы" - "Брат Иван Федорович", премьера которого состоялась накануне моего дня рождения - 15 мая. Срочно!